ФорумСамиздат

Поиск по сайту

Архив рубрик:
Архив изданий:
  
Выпуск № 2 - 3
Главный редактор
Редакция
Золотой запас "ЛГ"
Политика
Общество
Литература
Искусство Телеведение

Свет фресок Дионисия - миру

Клуб 12 стульев
Клуб 206
Книжник
Действующие лица
ЛАД
О газете
Реклама
Распространение
Партнеры
Вакансии
Самиздат "ЛГ"
Фотогалерея "ЛГ"

Чат "ЛГ"

ОТЗВУКИ

«Кругом возможно Бог»

Главный российский диск 2005 года

Минувшим субботним вечером российское искусство успело «прирасти» объектом и событием, что по справедливости должны войти в топ-лист 2005-го, пополнить собой реестр его важнейших художественных свершений. В ЦДХ прошла концертная презентация нового (и уже второго за уходящий год) альбома счастливейшего творческого союза Леонид Фёдоров – Владимир Волков. Пластинка под странным названием «Безондерс» должна была бы быть отмечена в силу одной только далеко не частой сегодня выразительной концептуальной строгости, лежащей в основе самого замысла – составляющие её композиции написаны на слова великого поэта Александра Введенского, который в данном случае «выступает» в качестве полноправного соавтора проекта.
Бессменный лидер, композитор и гитарист культовой питерской группы «Аукцыон» (едва ли не единственного коллектива, умудрившегося за богатую на всяческие пертурбации биографию русского рока сохранить в чистоте свой ведомственный мундир) и уникальный фри-джазовый контрабасист, а также вообще крупный музыкальный агитатор и пропагандист некогда соединились на почве первостепенного для обоих, внутренне основополагающего новаторства. Теперь два этих сугубо радикальных, целиком устремлённых в будущее художника смогли отыскать себе ещё одного – вслед за Велимиром Хлебниковым, на тексты которого «Аукцыон» в компании с покойным другом группы Алексеем Хвостенко положил один из альбомов – достойнейшего соратника в пространстве прошлого века. Родившийся 101 год назад и погибший при невыясненных трагических обстоятельствах превентивной эвакуации спустя 37 «классических» лет, Введенский известен в первую очередь как член группы ОБЭРИУ. Как друг и соратник по этому литературному объединению Даниила Хармса. Сами же Фёдоров и Волков в этом петербургском культурологическом контексте могут быть названы прямыми полноправными «наследниками по прямой» отечественного литературного авангарда 1920 – 1930-х. Хотя, впрочем, слишком уж прямые исторические «переклички» не несут в себе для них, похоже, ровно никакого сакрального смысла или дополнительного звучания.
Вослед автору стихотворных первоисточников «Безондерса», которого, по его собственному признанию, в творчестве интересовали только три темы – «время, смерть и Бог», наша харизматическая, намеренно культивирующая в своём коллективном сценическом имидже образ эдаких «хармсовских» чудаков, пара изощрённых исполнителей совершила в своей новой работе выдающийся шаг в единственно спасительном направлении. Ещё дальше от каких бы то ни было, пусть опосредованных проявлений социальности, все нивелирующей «форматности» (в предыдущем, апрельском альбоме Фёдорова и Волкова «Таял» были всё ж таки, при всей его воинствующей интравертности, и «Бен Ладен», и заглавная композиция, врывавшаяся, как помнится, в «Чартову дюжину» «Нашего радио» и прочие хит-парады), прочь от принимающих всё более омерзительные формы – в особенности в мире российской, скажем так, «неклассической» музыки – категорий «модного» и «активно востребованного».
По направлению же – к «чистому искусству», интересному отнюдь не в последнюю очередь самим его создателям. К творчеству свободному, раскованному и всеохватному, когда «своё», по давнему меткому изречению одного бывшего славного рокера-нонконформиста, бралось и переосмыслялось отовсюду, где оно могло быть обнаружено. Наконец, к «святому колодцу» подлинного выдающегося импровизационного начала. Песни «Безондерса», записанные в домашней студии Леонида Фёдорова (то есть, по сути, на фигуральной «коленке») и звучащие с диска его лейбла Ulitka Records и те же самые произведения, прозвучавшие со сцены Дома художников, представляли собой суть совершенно разные интерпретации одних и тех же глубоких выразительных музыкально-поэтических матриц.
Да, в общем-то, и песнями эти девять медитативных, парадоксальных, насквозь состоящих из шорохов и скрипов, из «шёпотов и криков» музыкальных сочинений назвать весьма затруднительно. Равно как не хочется именовать их и довольно дурацким по большому счёту термином «композиции». Точнее всего уподобить данные выдающиеся образцы философски-мелодического богоискательства молитвам, как бы кощунственно для кого-то это ни звучало.
И потому «Безондерс» следует, безусловно, отнести к разряду тех явлений, к которым всякому следует попытаться найти собственные подходы, персональные ключи (хотя сие может представлять для кого-то определённые сложности) и о которых лучше один раз услышать, нежели прочесть сотню умных и хвалебных слов.

Александр А. ВИСЛОВ

 
  ©"Литературная газета", 2003;
  при полном или частичном
  использовании материалов "ЛГ"
  ссылка на old.lgz.ru обязательна.  
E-mail web- cайта:web@lgz.ru
Дизайн сервера - Антон Палицын  
Программирование сервера -
Издательский дом "Литературная Газета"