На главную страницу
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
№2 (5908) 22-28 января 2003 г.

КАКИЕ ДОЛГИ ВАЖНЕЕ – ВНЕШНИЕ ИЛИ ВНУТРЕННИЕ?

Премьер-министр Касьянов заявил, что проблема выплат по внешнему долгу (в 2003 г. – свыше 17 миллиардов долларов) уже решена. Помощник президента по экономике Илларионов предлагает более крутой вариант ее решения: изъять лишние доллары из внутриэкономического оборота и бросить их на опережающую выплату внешнего долга (ссылаясь на опыт Южной Кореи), пока есть сверхприбыли от нефтяного экспорта. Но в мире более распространена иная практика оплаты долгов – в самый крайний срок. Не лучше ли эти сверхприбыли потратить на поддержку бедствующего народа?

Владимир ПЕХТИН, руководитель фракции “Единство”

– Все государства в мире друг другу должны. Внешний долг получает высокий приоритет, если оплату не удается перенести, то есть “под давлением сбоку”. Острота погашения внутреннего долга определяется терпением населения, то есть “давлением снизу”.

А вообще все правительства действуют по формуле, известной с античных времен: “Небольшой долг порождает должника, долг побольше – врага”.

Борис НАДЕЖДИН, первый заместитель руководителя фракции “Союз правых сил”

– Есть общий хороший принцип – долги нужно отдавать тогда, когда срок их возврата наступил. И не важно, какие это долги – внешние или внутренние.

Что касается долгов именно федерального правительства, то внутренние его долги достаточно невелики на сегодня. То есть нет заметных в масштабе страны долгов по зарплате федеральным бюджетникам – это армия, суды, прокуратура. Долги имеются по зарплате врачам и учителям, но это долги не федеральные, а региональные преимущественно. Кроме того, нет долгов типа срочных заимствований ГКО на внутреннем рынке.

Поэтому нет ситуации конкуренции – что раньше отдавать. А есть обязанность выполнения международных договоренностей Российской Федерации, которые правительство и выполняет. И надо сказать, что, слава богу, экономическая ситуация позволяет нам не перезанимать дальше (Россия уже несколько лет не берет новых займов).

Основная масса долгов России – это долги, которые назанимало советское руководство в 80-х годах. Из общей суммы внешнего долга России (более 100 миллиардов долларов на сегодня) долги собственно российского руководства, сделанные при Ельцине, составляют не более 20 миллиардов.

95 процентов российских долгов – это долги СССР, которые Россия взяла на себя при распаде Союза. Можно сказать, что это плата за то, что Россия стала правопреемником СССР перед мировым сообществом.

Насколько эффективно использовались деньги, занятые в советское время, сегодня уже бессмысленно обсуждать.

Олег БОГОМОЛОВ, академик РАН

– Внешние долги обусловлены международными соглашениями или какими-то международными правилами, с которыми приходится считаться. Потому что их нарушение вызовет определенные санкции, которые могут принести государству немалые убытки.

Что касается обязательств внутренних, то за их невыполнение, к сожалению, санкций явных, безусловных, неотвратимых нет. Поэтому есть масса способов внутренние долги вообще отменить, аннулировав свои обязательства перед населением и освободив государство от всяких платежей. И никаких механизмов воздействия на правительство у общества, у внутренних кредиторов нет. Кроме участия в выборах, которые прямо с этой целью не связаны.

Возникает моральная дилемма – что важнее для правительства: его собственный народ и неоплаченные долги перед ним или внешние обязательства?

Руководство страны сегодня считает приоритетным выполнение внешних обязательств, нарушение которых чревато международными скандалами. Но зачем предлагать платить прежде срока?!

Ведь есть возможность более разумного сочетания выполнения и внутренних, и внешних обязательств. Наверное, надо больше думать и о собственном народе, по крайней мере, нужно больше уделять внимания статьям бюджета, связанным с поддержкой населения. Это касается коммунальных служб, ремонта теплосетей и других вопросов, которые прямо и непосредственно затрагивают народные интересы – например, образования, медицинских услуг.

К сожалению, наше государство сегодня плохо считается с интересами народа. Поэтому в первую очередь оно заботится о “государственных” интересах, а не об интересах всего общества. Ведь можно же изыскать возможность мобилизации дополнительных средств, которые пошли бы на поддержку населения, особенно той его части, что испытывает большие повседневные трудности. В стране есть экономисты, которые указывают на то, что можно сделать для этого, но их советов не слушают…

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ПОЭЗИЯ
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ:

Джульетто КЬЕЗА
ИМПЕРАТОР ДЖОРДЖ
Алексей БАРХАТОВ
САГА О ПОРНОСАЙТАХ