На главную страницу
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
№2 (5908) 22-28 января 2003 г.

“РУССКИЙ ВОПРОС”

“ЛГ” начинает проект под названием “Русский вопрос”. Ситуация и в самой России, и в ближнем зарубежье такова, что этот вопрос становится именно теперь самым актуальным и насущным.
В следующем номере “ЛГ” – первый выпуск нового проекта. А сегодня – необходимое вступление.

А.Г. Венецианов “Спящий пастушок”. 1823–1826 гг.Речь, в сущности, идет о том, быть или не быть России. Если мы опять заболтаем “русский вопрос” до неузнаваемости или будем его замалчивать по советской привычке, произнося тосты о дружбе народов в горящей стране вместо своевременного и “упреждающего” честного анализа проблем (чего не случилось в разваливающемся СССР), если мы загоним эти проблемы в духовное подполье или отдадим их на откуп политическим спекулянтам и провокаторам, которые сегодня радостно плодятся как грибы после дождя, если мы сами, граждане России всех национальностей, не решим “русский вопрос” (или не предпримем хотя бы такую попытку), то за нас это сделают… скинхеды. Или люди, плохо себя чувствующие без ежедневного, как мат, употребления слова “жид”. Или те, кто призывает к односторонней “толерантности” (то бишь терпимости) к любому криминалу, самому кровавому, что в нашей ситуации, когда стране и ее гражданам объявлена война, граничит с преступлением. Все мы, выросшие в России или в системе ее духовных и культурных координат, тоже “русские” (особенно когда оказываемся в дальнем зарубежье) и потому несем свою ношу ответственности за “русский вопрос”, который одновременно (в этом историческое своеобразие России) и еврейский, и татарский, и чеченский, и немецкий, и какой угодно. Но эта многозначность не повод размывать понятие “русский” до его полного уничтожения.

РУССКИЙ БЕГ

В самые трагические и переломные моменты истории, в эпоху необратимых тектонических сдвигов всегда обострялся “русский вопрос” внутри России и за ее дальними и ближними пределами: так было в 1917 году, в 1941-м и в 1945-м, в 1991-м и в 2002-м. И каждый раз власть манипулировала русским народом – то в пользу “угнетенных наций”, то, наоборот, как во время Великой Отечественной войны, поднимая на щит русскую историю и победы русского оружия (вместе с именами Кутузова и Суворова), то замалчивая ситуацию вокруг русского населения в бывших братских советских республиках (где в большом количестве водились фактически ничего не решавшие “карманные русские”, имитировавшие верховную власть “на местах”), а потом и в “новом зарубежье” – до очередных ельцинских заявлений вроде: “Россия должна подняться с колен...” (после чего, как правило, страну опускали еще ниже). Фактически вся история русского народа в минувшем XX веке – это трагический русский БЕГ, но если любому народу должно помнить о своей драме, как и о своих подвигах, то русскому народу в новой демократической России предписан манкуртизм (манкурт, если кто помнит Чингиза Айтматова, это человек, забывший о своей матери, о своем происхождении, о своих корнях) и “спокойное” состояние сонного дебила в то время, когда разрушается его страна, его история и культура, его нравственность и духовность.

ИДЕОЛОГИЯ ДЛЯ НОВЫХ МАНКУРТОВ

В сегодняшних престижных политических тусовках “неприлично” говорить о русских по ту или эту сторону границ – искусственно созданных и незаконно узаконенных после преступления в Беловежской пуще (что особенно обострило ситуацию, когда эмигрантами в собственной стране в одночасье стали почти 20 миллионов этнических русских и россиян других национальностей). Не принято даже обсуждать различные аспекты этой больной проблемы под тем предлогом, что в России проживает более 140 наций и народностей, словно это отменяет понятие о титульной нации, составляющей примерно 85 процентов населения и являющейся главным налогоплательщиком в стране. Россия – парадокс! – единственная страна в мире, где ежедневно унижается именно титульная нация, изгоняемая из целых регионов уже на собственной территории (по опыту изгнания русских из разных солнечных советских республик), где нарушаются права русского населения (изгнанного из той же Чечни задолго до первой чеченской войны, о чем сегодня политики не желают помнить). В стране нет, по сути, национальной “русской власти”, нет национально ориентированной прессы и национально ориентированного бизнеса (отдельные исключения скорее подтверждают это невеселое правило), да и вообще много чего нет, что должно быть в нормальном государстве. Русские внутри России, как и за ее пределами, не могут, увы, повторить вслед за белой эмиграцией пронесенный через целое столетие ее девиз: “Рассеяны, но не расторгнуты”.

К сожалению (в том и состоит огромная опасность для всего российского общества), русские везде сегодня и расторгнуты, и рассеяны, и с учетом демографической катастрофы и других факторов в стране (наркомания, интеллектуальная и физическая деградация населения, а также поистине девятый вал нелегальной миграции) они скоро могут исчезнуть как класс или превратиться в обслугу “пришельцев” вместе с другими коренными народами России. И когда именно так будет решен “русский вопрос” (к чему неуклонно и вполне откровенно толкают нас определенные силы, сбившиеся в пятую колонну), это будет уже другая страна, только с тем же названием. Если русские не защищены и унижены внутри собственной страны, если они чувствуют каждый день, что не они тут хозяева, как и все граждане России, то о какой защите прав соотечественников за рубежом (разумеется, не только русских) можно говорить? О какой политике, о какой стратегии, о каких приоритетах? Все лишено смысла, если “русский вопрос” не решается и замалчивается внутри самой страны-“материка”.

ПРОПАСТЬ В ОРКЕСТРОВОЙ ЯМЕ

Никогда еще Россия не стояла так близко от исторической пропасти и исторического небытия, никогда еще угроза исчезновения с карты мира не была столь неотвратимой. Разумеется, многие цинично считают, что можно в России прожить и без русских – октябрьская трагедия на Дубровке показала, “кто в доме хозяин”. Но вспомним опыт бывших республик, когда оттуда в целях “справедливого” дележа общенационального пирога (который десятилетиями пекли и “оккупанты”) и осуществления Большого Хапка изгонялись и были изгнаны русские и “русскоязычные” (немцы, армяне, евреи и т.д.), началась гражданская война (Грузия, Таджикистан), обрушились экономика, культура, образование (Казахстан, Азербайджан, Молдавия, Украина), наличествовала и наличествует долгая затяжная подковерная или явная война кланов (Казахстан, Азербайджан, Туркмения). Напомним также, что во время кровавых межнациональных конфликтов люди в разных концах единого Отечества ждали, как спасителей, только “русских” (Карабах, Абхазия, Приднестровье, далее везде). Таким же защитным буфером Россия была и для “неблагодарной”, по словам Пушкина, Европы.

Разумеется, историческая роль русских выходит далеко за рамки только межнационального или межгосударственного “буфера”, но и эта роль в такой стране, как Россия, очень важна для сохранения государства Российского и защиты любого проживающего в ней народа. Поэтому каждому из нас надо сознавать: участвуя (за энную сумму или по зову души) в ежедневном унижении русских, в уничтожении целого народа и государства, каждый рубит сук, на котором сидит. И ждет его не только метафорическая историческая пропасть, а та самая конкретная оркестровая яма, которую совсем недавно борцы за свободу в хорошо упакованном камуфляже превратили в отхожее место. Значит, выбор все-таки есть – между человеческим оркестром, состоящим из нормальных людей, умеющих созидать, и тем, что из него сделают при любом удобном случае, если в обществе не будет консолидации ради спасения себя самого и государства в целом.

И здесь мы подходим к важнейшей сегодня проблеме: когда проливается кровь, общество неизбежно делят (и оно, уже не размышляя, с готовностью делится, когда слишком остра боль) на “своих” и “чужих”. И это деление неизбежно происходит вне логики, к которой апеллируют политики, партийные пропагандисты и идеологи толерантности, наступая на одни и те же грабли и отказываясь от честного разговора с обществом. Работающие по советским трафаретам вхолостую даже после кровавого опыта бывшего СССР не желают признавать очевидного: в часы потрясений реальный выбор происходит в тончайших глубинах человеческой души, на уровне генетической памяти и опыта предков. Не случайно величайший ученый Лев Гумилев в своей последней книге “От Руси до России” говорил о почти генетической предрасположенности одного народа к другому – и наоборот:

“...мы почему-то никак не хотим признавать очевидного: основа этнических отношений лежит за пределами сферы сознания – она в эмоциях: симпатиях-антипатиях, любви-ненависти. И направление этих симпатий-антипатий вполне обусловлено для каждого этноса. Оценивать данное явление можно как угодно, но от этого оно не станет менее реальным”.

“СВОИ” И “ЧУЖИЕ”

Подозреваю, что для большинства сегодняшних идеологов, из самых благих побуждений руководствующихся советскими заклинаниями о вечной дружбе народов вне конкретной ситуации, эти слова Гумилева будут полной неожиданностью, больше того – политической крамолой! Ведь фраза советских функционеров “Это все эмоции!” уже 14 лет назад стала знаковым определением чего-то низшего по сравнению с холодным разумом партийных гомункулусов, среди людей никогда не живших. Этот фальшивый постулат, высокомерно пренебрегающий человеческой природой, и привел в результате к межэтническим войнам в бывшем СССР, когда давние конфликты благодушные вожди объясняли в лучшем случае “бытовым национализмом” из-за тарелки клубники и опять же “эмоциями”. Мы уже тогда проиграли, а ложные постулаты о дружбе народов и торжестве разума в разгар погромов обошлись при развале Союза в 600 тысяч человеческих жизней! Надо признать наконец эту реальность: этнические симпатии-антипатии были и будут всегда, но они вовсе не исключают, а как раз требуют включения защитных механизмов цивильных законов и правил, гласящих: свобода одного не означает убийства или унижения другого.

Сегодня очень опасен сценарий, апробированный при развале СССР, который ныне применяется и для развала России: он четко бьет на эмоции, а мы опять “мажем” и бьем мимо, потому как считаем, что на “эмоции”-де реагировать неприлично, а уповать надо опять на космический разум и советскую логику. А включать надо все! Лозунги провокаторов вроде “Россия для русских!”, всяческие движения и партии национал-патриотов, которые не прочь объединиться и погулять на деньги известных олигархов, но при этом объявляющие всенародную борьбу с “жидами”, всякие рассуждения о том, против кого (и только по этническому признаку) надо объединяться “своим”, российское общество должно открыто и эмоционально обсуждать, чтобы инстинктивно (а не только с помощью доказательств) воспринимать этот хорошо оплаченный патриотизм как смертельную опасность для себя самого и для каждого человека в отдельности.

Есть, в сущности, простой способ определить “своих” и “чужих” независимо от нацпринадлежности: работает человек на Россию или против нее, Родина для него она или “эта страна”, существующая для отхожего промысла. Поскольку все маски сегодня сброшены за ненадобностью, определить “своих” и “чужих” очень легко, и в этом один из немногих плюсов нашего времени.

ОСТРОВА В ОКЕАНЕ

Сегодня нам для исторического выживания надо противостоять двум крайностям: с одной стороны, зоологической русофобии, узаконенной в большинстве средств массовой информации почему-то в виде пропаганды “европейских ценностей”, с другой – агрессивной ксенофобии. Оба явления, между прочим, наблюдаются не только в России, но и в просвещенной Европе, так что здесь мы отнюдь не впереди планеты всей. Эти тенденции есть в любом сообществе, но нам они угрожают особенно, ибо могут разорвать страну изнутри.

“Рассеяны, но не расторгнуты” – этот девиз русской эмиграции, начиная новый проект, мы намерены адресовать соотечественникам ближнего и дальнего зарубежья, дабы по мере сил способствовать воссоединению разорванных частей разделенного русского народа: надо наконец способствовать тому, чтобы обе эти “части” стали говорить на одном языке с “материком” и понимать друг друга.

Мы намерены к обсуждению обозначенных здесь тем вместе с широким кругом читателей привлечь известных ученых, политологов, психологов, экспертов в области защиты прав наших соотечественников, где бы они ни жили. Мы намерены проанализировать ряд проблем вместе с исследователями разных волн русской эмиграции, русской диаспоры в ближнем зарубежье и других диаспор. Мы намерены обращаться к свидетельствам давней и недавней истории, ее трагическим и светлым страницам, дабы не быть манкуртами. Мы, граждане России, живущие на ее территории, тоже ведь соотечественники, о чем напомнил нам президент Владимир Путин в часы московской трагедии. Однако об этом нелишне помнить и в обычные дни, если мы хотим действительно решить “русский вопрос”.

Наталья АЙРАПЕТОВА

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ПОЭЗИЯ
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ:

Наталья АЙРАПЕТОВА
“РУССКИЙ ВОПРОС”

Анатолий ИВАЩЕНКО
ФЕРМЕР — ЭТО НЕ ПО-НАШЕМУ
Олег МОРОЗ

ГОЛОСА