На главную страницу

ЛИТЕРАТУРА

№2 (5908) 22-28 января 2003 г.

ЛИКБЕЗ


КАК АВТОРУ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?

Авторско-правовые организации есть во всех цивилизованных странах. Наш аналог – Российское авторское общество, созданное для защиты интеллектуальной собственности от недобросовестности дельцов и ошибок деловых партнеров, наследник знаменитого ВААПа, канала, по которому шла валюта советским писателям…

ИСТОРИЯ

Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП) было создано после присоединения СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, в 1973 году. Его учредителями стали Госкомиздат, Министерство культуры и все творческие союзы. В то время авторы не могли заключать договора напрямую с издателями или зарубежными агентствами, минуя ВААП. Оно контролировало поступление нашей литературы за рубеж, сообразуясь с цензурой, но именно благодаря ему многое из того, что не могло быть опубликовано здесь, издавалось за границей. Например, ВААП выпустило за рубежом практически все искусствоведческие работы, посвященные русскому авангарду.

В начале 90-х ВААП пережило несколько трансформаций. В конце концов, в соответствии с ныне действующим законом “Об авторском праве и смежных правах” было учреждено Российское авторское общество (РАО).

КАК И ЗАЧЕМ ВСТУПАТЬ В РАО?

В РАО состоят ученые, композиторы, драматурги, писатели, художники и их правопреемники. Основная цель общества – сбор, распределение и выплата авторских гонораров и представление прав как зарубежных авторов в России, так и российских за рубежом. Впрочем, полностью собрать гонорары все равно не удается: пиратство существует во всех областях авторского права, включая книгоиздание, хотя самая серьезная ситуация, как известно, с лазерными дисками и другими механическими носителями информации.

Вступать в РАО преимущественно имеет смысл авторам произведений, которые публично исполняются – поэтам-песенникам, драматургам, то есть тем, кому сложно самому уследить за использованием своей интеллектуальной собственности. Более подробную информацию можно узнать по телефонам (095) 203-37-77, (095) 203-32-60. Писатель, который может сам, напрямую заключить договор с издателем, не нуждается в РАО как посреднике.

РАО не получает государственных дотаций. Проценты на покрытие его расходов назначает авторский совет, избираемый самими членами общества. Для литературных произведений это 12–15% с гонорара, что соответствует мировой практике.

ЛИТЕРАТУРНОЕ АГЕНТСТВО РАО

Отдел по экспорту и импорту прав на произведения науки, литературы и искусства – это своего рода литературное агентство внутри РАО. Его сотрудники подбирают и находят авторов для зарубежных издателей, предлагают произведения обратившихся к ним авторов своим зарубежным партнерам. Если иностранный издатель решает, что он хочет перевести и издать данный материал, заключается договор между автором и издателем, а отдел выступает в качестве посредника – берет на себя всю переписку, отслеживание исполнения договора. Писатель получает гонорар в отделении уполномоченного банка РАО.

УЩЕМЛЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

Если писатель считает, что его авторские права ущемлены, для начала он должен обратиться к обидчику (например, издателю, нарушившему условия договора) формально: послать ему письмо с уведомлением. В случае, если обидчик не пойдет на урегулирование отношений, эти письма войдут в подборку документов, необходимых для суда. Следующий шаг – обращение в юридическую службу РАО (или к частному юристу) – Договорно-правовое управление, которое в отдельных случаях занимается вопросами индивидуальных публикаций. Особенно часто туда обращаются писатели, недовольные действиями издателей. Например, писатель заключил договор с издательством на издание его книги определенным тиражом, а тираж был превышен. Если издатель действительно не прав, дело передается в суд. Однако нередко писатели демонстрируют юристам договоры с издательствами, по которым у автора практически нет никаких прав, в таком случае юриспруденция бессильна. Юристы РАО ведут более трехсот дел в год. Но чаще всего до суда все-таки не доходит – это выгоднее обеим сторонам, поскольку в перегруженных судах процессы длятся годами.

ПРАВА НАСЛЕДНИКОВ

По старому законодательству наследники получали меньшие гонорары, чем авторы. Теперь эта дискриминация устранена. С наследниками РАО работает точно так же, как и с авторами. Завещанием автор может передать свои права кому угодно.

ПЛАГИАТ

Сейчас плагиат определяется довольно легко: суд назначает стилистическую экспертизу, она официально поручается специалистам, а они делают заключения, что несложно при современном техническом оснащении. Для этого существуют частотные словари, компьютерные программы.

Наш закон “Об авторском праве и смежных правах” нуждается в обновлении, его предстоит привести в еще большее соответствие с международным законодательством, по которому авторские права охраняются 70 лет, у нас же пока 50. Кроме того, во всем мире, в каждой цивилизованной стране охраной авторских прав на произведения одного жанра занимается только одно общество, а РАО защищает произведения всех жанров.

Новый закон не за горами. Остается надеяться, что он не только обеспечит нам вступление в ВТО, но и улучшит положение творцов. Ведь авторские права в России законодательно охраняются с 1828 года, а первое авторское общество – “Собрание русских драматических писателей” – появилось в 1870 году по инициативе великого и в этом драматурга Александра Николаевича Островского.

Н. Г.

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ПОЭЗИЯ
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ЛИТЕРАТУРА:

ЗНАТЬ ИЛИ НЕ ЗНАТЬ?