На главную страницу
КНИЖНЫЙ САЛОН
№2 (5908) 22-28 января 2003 г.

ПИСЬМА НАШИХ ЧИТАТАЛЕЙ


НАРКОЗА НЕ БУДЕТ?

Заходя в книжный магазин, слушая радио и глядя на экран телевизора, невольно приходишь к выводу о крахе русской культуры. Как же еще назвать засилье непрофессионализма, бездарного эпатажа и поругания всех мыслимых и немыслимых духовных ценностей?

Имя Сорокина в современной читательской среде уже стало нарицательным благодаря средствам, вложенным в рекламные акции по продвижению на рынок этого писателя. Но произведения менее известных авторов, попадая на прилавки магазинов, наносят российской культуре не меньший, а порою и больший вред.

В частности, на написание этой статьи меня сподвигло не творчество Сорокина или Пелевина. Просматривая в Интернете списки врученных за 2002 год литературных премий, я с удивлением наткнулся на название романа некоей Александры Сашневой. Наличие в призерах фестиваля “Роскон-2002” романа с вычурным, до предела эпатажным названием “Наркоза не будет” поразило меня настолько, что я решил ознакомиться с самим произведением.

Роман оказался чудовищным коктейлем из детектива, мистики, боевика и порнографии. Все герои Александры Сашневой заняты поиском смысла жизни и своего места в мире, а между делом, видимо для ускорения процесса, употребляют львиные дозы наркотиков и алкоголя, меняют партнеров, не обращая внимания на пол, и занимаются сексом в мало пригодных для этого местах. Неудивительно, что понимание мироустройства после таких упражнений оказывается несколько смещенным в сторону хоррора.

Город Санкт-Петербург предстает перед читателем чем-то вроде паутины, в которой герои бьются без всякой надежды на оптимистичный исход, а правит всем некое мистическое существо по имени Легион – то ли галлюцинация главной героини, то ли часть объективной реальности. Единственное светлое место романа – встреча героини с романтичным бандитом по имени Чижик, но и эта светлая полоса кончается гибелью героя.

Возможно, роман и отражает в какой-то мере философию сегодняшних двадцатипятилетних жителей мегаполиса, но задачей литературы должно быть не отражение ситуации, а попытки ее исправления. Однако роман “Наркоза не будет” этой цели перед собой не ставит.

Каким же образом в номинационные списки литературной премии мог попасть роман двадцатипятилетней девушки, не имеющей никакого писательского образования, не состоящей ни в одном из писательских союзов?

Мало того! Оказалось, что Александра Сашнева вообще не писательница, а эстрадная певица по прозвищу Фелiчiта. Можно было подумать, что написание романа было для нее не философской задачей, а попыткой повышения популярности, но это не так! Ее диск с окончательно диким названием “narkozaNEbudet” выпущен одной из музыкальных компаний и продается во многих музыкальных киосках. Надо сказать, что музыкальный материал у нее под стать роману. Девушка почему-то решила, что если у нее есть голос и умение складывать тексты, то она уже вправе становиться “инженером человеческих душ”.

Основа философии ее песен, как, впрочем, и книги, состоит в том, что место женщины не в семье, как велела природа, а в битве против засилья “мужского шовинизма”. Двадцатипятилетняя девчонка считает себя вправе перекраивать ход эволюции, самостоятельно выбирая себе мужчину, а порой и женщину в сексуальные партнеры, пытаясь доказать главенство женского начала в философии мироздания, пытаясь доказать, что не прирученный женщиной мужчина по сути является злом, а не основой современной цивилизации. С такими тенденциями мы никогда не сможем навести в стране порядок, а возможно, докатимся и до европейских “ценностей”. Ведь в мусульманских странах, где женщина занимает предназначенное природой место в семье, нет ни проблем с рождаемостью, ни проблем с призывом в армию.

Мне кажется, что в вопросы культуры пора вмешаться государству и если не остановить, то хотя бы приостановить беспредел подобных “культурных деятелей” в нашей стране. Хотелось бы, чтобы подобного “Наркоза” действительно больше не было ни на эстраде, ни у печатного станка.

Сергей Владимирович БОЙКО, профессиональный читатель

От редакции. Приглашаем к дискуссии тех, кто прочитал книгу Александры Сашневой. Может быть, у специалистов другое мнение?

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ПОЭЗИЯ
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе КНИЖНЫЙ САЛОН:
Александр ЯКОВЛЕВ
СМОТРЯЩИЕ НА ЗВЕЗДЫ
Сергей ЛУКОНИН
ВСЕВОЗМОЖНОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Виктор ШИРОКОВ
ДУША ДРУЗЕЙ

ГЮНТЕР ГРАСС:
ПО ТРАЕКТОРИИ КРАБА С ЖЕСТЯНЫМ БАРАБАНОМ
СО СТОЛА ИЗДАТЕЛЯ
“РУССКIЙ МIРЪ” ЭТО И БЫТ, И БЫТИЕ РОССИИ
Елизавета БАЛДАНМАКСАРОВА
НЕ ТОЛЬКО “БЫТЬ”, НО И “СТАТЬ”
ТАЙНА ДНЕЙ ПОСЛЕДНИХ
СЕРГЕЙ КАРА-МУРЗА И ЕГО УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Анна ШИРЯЕВА
Ольга РЫЧКОВА

Александр МИЛЯХ
ЛЮБЛЮ ЛЮБИТЬ

Надежда ГОРЛОВА
БИБЛИЯ ЧЕМОДАНОВ
Лев ТОДОРОВ
ВРЕМЯ НАХОДИТ СВОЕГО ПОЭТА
НОВИНКИ ДЕЛОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Николай ПЕРЕЯСЛОВ
ИНСТИНКТ РОДИНЫ
Надежда ГОРЛОВА
БЕЗ ДЕШЕВОГО БЛЕСКА
СТРАННЫЕ ВОПРОСЫ…
Ксения ЗУЕВА
ПРАЗДНИК В РЫБНОМ
Сергей БОЙКО