На главную страницу
КНИЖНЫЙ САЛОН
№2 (5908) 22-28 января 2003 г.

ВСЕВОЗМОЖНОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Все-таки граф Сергей Григорьевич Строганов был гениальным. В его пору, конечно же, находили в нем скорее черты явно барские. Еще бы: с высоты своего положения и почета (отпрыск потомственных промышленников, участник Отечественной войны 1812 года) он соизволил основать “Реальную школу в отношении к искусствам и ремеслам”. Не правда ли, интересный оборот – “в отношении”?

А ведь в нем заключен весьма знаменательный смысл. Сергей Григорьевич один из тех благотворителей, коих несть числа в России на протяжении двух столетий. Свою же лепту он внес в развитие отечественной культуры, так потребной в условиях зарождающегося национального самосознания. Но кому доверить столь ответственное дело? Разумеется, молодому поколению и не с предпочтением сословным, а в меру даровитости и таланта. В этой школе мальчики и девочки постигали азы классической живописи, рисования, прикладного искусства и народных ремесел. Прошло восемнадцать лет, и Строганов без оглядки передает свое детище городу Москве. Отныне школа стала называться государственным учебным заведением по подготовке художников декоративно-прикладного искусства. Замысел основателя оставался незыблемым: быть демократичной, поистине народной школой, выпускающей специалистов экстра-класса для общественной и промышленной жизни России.

В истории училища, а нынче это университет, опытных и талантливых преподавателей не занимать. Они прекрасные знатоки классического искусства Антики, эпохи Возрождения и вместе с тем блестящие выразители национального духа. Каждая веха в истории Строгановской школы так или иначе определялась стилем и колоритом своего времени с революциями, войнами, социальными и экономическими потрясениями. Незыблемыми оставались нравственные устои, осененные напутствием Сергея Григорьевича: всегда быть мастером искусства рисования, “без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство”.

Рисунок студента А. Квасова. 1959 г.Специалисты-преподаватели в разные годы выпускали методические пособия, монографии, рефераты, защищали ученые степени по многим дисциплинам и, разумеется, по рисунку. Но вот пришло время осмысления пройденного пути, тем более что приближающаяся дата 175-летия училища к этому обязывала. Впрочем, не в юбилее дело, а в эстетической потребности бытия, когда дефицит красоты стал особенно очевидным. И вот вышла долгожданная книга “Строгановская школа рисунка” (издательство “Сварог и К”). Она сфокусировала, с одной стороны, историческое развитие рисунка как жанра, с другой – многолетний опыт работы всего коллектива университета, остро вглядывающегося в непреходящую натуру.

Листая книгу, невольно говоришь себе: это произведение искусства, ибо блестяще полиграфически исполнено, изысканно подобран иллюстративный материал, авторский коллектив (руководители проекта А.А. Дубровин, В.И. Маслов, главный редактор Н.К. Соловьев) тонко продумал веховые и стилистические реминисценции. Мы видим, как и что рисовали ученики школы, в чем, например, специфика преподавания второй половины XIX века, а в чем – в пятидесятых годах ХХ века, например в методике, в постановке модели, выборе натуры, стилистике. Что разнит, а что объединяет. По сути, последнего больше. Нюанс лишь в избранных, которые фиксируют прекрасный миг и способны к философии. Впрочем, не мне дано рассуждать на эту тему. Есть великолепная поддержка, элегантно встроенная в модель книги: высказывания, доведенные до афористичности, великих мастеров изобразительного искусства, писателей, музыкантов, художников об отношении к прекрасному: Овидий, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Курбе, Брюллов, Ван Гог, Лев Толстой, Пикассо, С. Дали, О. Авесян, В. Ватагин, Н. Христенко…

Мне лично близки слова Ван Гога: “Что такое рисование?.. Это умение пробиваться через невидимую железную стену, которая как бы стоит между тем, что чувствуешь, и тем, что можешь”.

Если ты чувствуешь в рисунке, как этот великий голландец, “муки творчества”, значит, не все потеряно, и независимо от того, кем ты будешь в зрелом возрасте – профессионалом или любителем, ты – художник.

Сергей ЛУКОНИН

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ПОЭЗИЯ
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе КНИЖНЫЙ САЛОН:
Александр ЯКОВЛЕВ
СМОТРЯЩИЕ НА ЗВЕЗДЫ
Сергей ЛУКОНИН
ВСЕВОЗМОЖНОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Виктор ШИРОКОВ
ДУША ДРУЗЕЙ

ГЮНТЕР ГРАСС:
ПО ТРАЕКТОРИИ КРАБА С ЖЕСТЯНЫМ БАРАБАНОМ
СО СТОЛА ИЗДАТЕЛЯ
“РУССКIЙ МIРЪ” ЭТО И БЫТ, И БЫТИЕ РОССИИ
ВКРАТЦЕ
Елизавета БАЛДАНМАКСАРОВА
НЕ ТОЛЬКО “БЫТЬ”, НО И “СТАТЬ”
ТАЙНА ДНЕЙ ПОСЛЕДНИХ
СЕРГЕЙ КАРА-МУРЗА И ЕГО УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Анна ШИРЯЕВА
Ольга РЫЧКОВА

Александр МИЛЯХ
ЛЮБЛЮ ЛЮБИТЬ

Надежда ГОРЛОВА
БИБЛИЯ ЧЕМОДАНОВ
Лев ТОДОРОВ
ВРЕМЯ НАХОДИТ СВОЕГО ПОЭТА
НОВИНКИ ДЕЛОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Николай ПЕРЕЯСЛОВ
ИНСТИНКТ РОДИНЫ
Надежда ГОРЛОВА
БЕЗ ДЕШЕВОГО БЛЕСКА
СТРАННЫЕ ВОПРОСЫ…
Ксения ЗУЕВА
ПРАЗДНИК В РЫБНОМ
Сергей БОЙКО