На главную страницу
КНИЖНЫЙ САЛОН
№2 (5908) 22-28 января 2003 г.

ВКРАТЦЕ


Литературная Азия.
Международный альманах
писателей и поэтов
Центральной Азии.

Алматы.: Издательский дом
“Жибек Жолы”, 2002. – 178 с.

Новый литературный альманах, второй по счету, издан на этот раз в Алма-Ате при спонсорском содействии Фонда Сорос – Казахстан. Первый выпуск издавался год назад киргизскими коллегами. Главный редактор и составитель, кстати, сам интересный поэт и переводчик Бахытжан Канапьянов в своем интервью по поводу подготовленного альманаха заявил: “Я жил им год, на мой субъективный взгляд, получился праздник мысли. Праздник мысли представителей различных литературных течений, различных жанров и национальных литератур, в первую очередь Центральной Азии… Что такое “Литературная Азия”. С одной стороны – это и Ближний Восток. С другой – Центральная Азия – это и Китай, и Япония, и большая часть России – огромное литературное поле. Поэтому в альманахе представлен и прекрасный прозаик из Якутии Николай Лугинов, и классик китайской литературы Ван Мэн, и японец Сетаро Ясуока. Здесь и творчество Арсения Тарковского и Юрия Трифонова, для которых Азия не была пустым звуком”.

В альманахе щедро представлена евразийская поэзия: стихи Сабита Мадалиева и Улыкбека Есдаулетова, произведения поэтов России, Таджикистана, Туркменистана, Киргизстана, Узбекистана и Казахстана. Россия представлена именами Яна Августа (Сергея Мнацаканяна), Беллы Ахмадулиной, Юрия Полякова, Вячеслава Киктенко, Юрия Кузнецова, Гадильбека Шалахметова и Геннадия Айги.

Эстафету издания в этом году должен продолжить Узбекистан, затем Таджикистан и Туркменистан. Прекрасно, что культурное пространство наших друзей и соседей не сокращается, как шагреневая кожа, а наоборот, расширяется.

“Литрос”.
Литературный альманах ‹ 2. – М.:
Концерн “Литературная Россия”, 2002.

Альманах всего второй, но уже с историей. В декабре 2000 года группа, как они сами себя называют, закоперщиков решила создать писательскую артель “Литрос”. Видимо, для того, чтобы ни от кого не зависеть, помогать друг другу и публиковать то, что считают нужным. “Отцами-основателями” стали главный закоперщик “ЛГ” Юрий Поляков (председатель артели), а также представляющие поколение нынешних 40 – 50-летних писателей Владимир Еременко (главный редактор), Юрий Козлов, Вячеслав Дегтев (Воронеж), Вячеслав Огрызко и Игорь Тюленев (Пермь). Одним из первых дел артели и стал выпуск литературного альманаха. Номер второй, объемистый и широкоформатный, открывается публикацией “Все мы не ангелы” под рубрикой “Последний поклон”. Понятно, что речь идет о Викторе Петровиче Астафьеве. Его письма Валентину Курбатову и публикуют артельщики. И очень правильно делают. Всего же на страницах “Литроса” нашли приют четыре десятка авторов. Самых разнообразных, представляющих самые различные направления современного литературного процесса: Л. Аннинский, И. Ростовцева, О. Михайлов, Г. Горбовский. В. Карпов, Е. Шишкин, А. Валтон и другие. Не забыли артельщики и подрастающее поколение. Молодой “Литрос” представлен произведениями

А. Козловой, О. Зоберна, Д. Гурьянова и П. Лукьянова. Добротную работу проделали артельщики. Но, скажем, информация об авторах альманаха придала бы конечному результату дополнительный лоск. Дружеский совет.

Владимир Савченко.
Отступник.
Драма Федора Раскольникова.
– М.: Детектив-Пресс, 2002. – 384 с.

Вбеспорядочном и бурном книжном потоке, в котором в наши дни трудно ориентироваться даже искушенному читателю, книга В.И. Савченко о Раскольникове не должна затеряться. Начинавший в “Новом мире” А.Т. Твардовского добротным рассказом о советской деревне, в 70-е гг. В. Савченко сосредоточился на исторической прозе. Его книги о Н. Чернышевском, А. Долгушине, Н. Клеточникове остались одними из лучших в серии Политиздата “Пламенные революционеры”. К повести “Отступник” автор этими работами был по-своему подготовлен: Раскольников пережил в молодости увлечение идеями Чернышевского и народничеством. Проблема преемственности здесь очевидна. В биографии Федора Ильина, взявшего себе столь знаменательный псевдоним – Раскольников, автор обрел богатейший пласт жизненного материала для художественного исследования о “человеке с ружьем” из разночинцев. Воспитанник приюта принца Ольденбургского, окончивший Политехнический институт, Раскольников в дни войны становится гардемарином. С 13 лет – как и Коля Красоткин из романа “Братья Карамазовы” – числит себя социалистом, мечтая, как и этот герой Достоевского, переделать человечество “по новому штату”. А восемнадцатилетним (в 1910 г.) вступает в члены РСДРП. Сотрудник большевистской “Правды”, он действует в тесном контакте с Лениным. Во время революции и гражданской войны Раскольникова бросают в самые горячие точки. Во второй половине 20-х гг. он видный деятель советской печати: редактор журналов “Молодая гвардия”, “Красная новь”, издательства “Московский рабочий”. И, наконец, после нового периода дипломатической службы Раскольников – один из первых “невозвращенцев” – открыто обвиняет Сталина в преступлениях против революции и народа, в установлении личной диктатуры и развязывании террора.


© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ПОЭЗИЯ
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе КНИЖНЫЙ САЛОН:
Александр ЯКОВЛЕВ
СМОТРЯЩИЕ НА ЗВЕЗДЫ
Сергей ЛУКОНИН
ВСЕВОЗМОЖНОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Виктор ШИРОКОВ
ДУША ДРУЗЕЙ

ГЮНТЕР ГРАСС:
ПО ТРАЕКТОРИИ КРАБА С ЖЕСТЯНЫМ БАРАБАНОМ
СО СТОЛА ИЗДАТЕЛЯ
“РУССКIЙ МIРЪ” ЭТО И БЫТ, И БЫТИЕ РОССИИ
ВКРАТЦЕ
Елизавета БАЛДАНМАКСАРОВА
НЕ ТОЛЬКО “БЫТЬ”, НО И “СТАТЬ”
ТАЙНА ДНЕЙ ПОСЛЕДНИХ
СЕРГЕЙ КАРА-МУРЗА И ЕГО УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Анна ШИРЯЕВА
Ольга РЫЧКОВА

Александр МИЛЯХ
ЛЮБЛЮ ЛЮБИТЬ

Надежда ГОРЛОВА
БИБЛИЯ ЧЕМОДАНОВ
Лев ТОДОРОВ
ВРЕМЯ НАХОДИТ СВОЕГО ПОЭТА
НОВИНКИ ДЕЛОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Николай ПЕРЕЯСЛОВ
ИНСТИНКТ РОДИНЫ
Надежда ГОРЛОВА
БЕЗ ДЕШЕВОГО БЛЕСКА
СТРАННЫЕ ВОПРОСЫ…
Ксения ЗУЕВА
ПРАЗДНИК В РЫБНОМ
Сергей БОЙКО