ФорумСамиздат

Поиск по сайту

Архив рубрик:
Архив изданий:
  
Выпуск № 2
Главный редактор
Редакция
Золотой запас "ЛГ"
Политика
Общество
Литература
Искусство Телеведение

Свет фресок Дионисия - миру

Клуб 12 стульев
Клуб 206
Книжник
Действующие лица
ЛАД
О газете
Реклама
Распространение
Партнеры
Вакансии
Самиздат "ЛГ"
Фотогалерея "ЛГ"

Чат "ЛГ"

ДАВАЙТЕ СПОЁМ! А ЧТО?

Пятая точка шоу-бизнеса

«ЛГ» продолжает дискуссию о современной песне

Нина ЧИГАДАЕВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Большинство наших так называемых певцов на Западе не подпустили бы и близко к сцене. А у нас это эстрадное барахло идёт «на ура!» и за большие деньги. На нашей эстраде можно хрипеть, сипеть, орать, пищать, верещать, шептать – только не петь. Для всех «крикунов» и «шептунов» нашлась своя ниша. И только для настоящих талантов, которые могли бы украсить нашу сцену, места нет, их со сцены просто выдавливают.

Никогда ещё за всю историю отечественной эстрады у нас не было на сцене такого количества безголосых и бездарных певцов. Дошло до того, что бывшие бэк-вокалисты, которые были «на подпевках», и «певцы», не имеющие вообще никакого музыкального образования, дают теперь сольные концерты. Как профессиональная певица, хочу высказать своё мнение на этот счёт.
Почему у нас расплодилось такое количество дилетантов? Прежде всего в любой области ценится профессионализм: например, при устройстве на работу в офис могут спросить диплом о высшем образовании, потребовать знания ПК, иностранных языков и т.д. И только на эстраде не нужно ничего, кроме денег и связей. Нет голоса – не беда. На компьютере «вытянут» любой голос. Потом только открывай рот под фонограмму. Даже петь за тебя может совсем другой человек.
Один из наших известных продюсеров как-то сказал, что за деньги он может «раскрутить» даже табуретку. Ставку делают на всё, что угодно: на скандальность («Тату»), на экстремальность (поп-группа «Белый медведь», где поют стриптизёрши), на экзотику («шоколадный заяц» Пьер Нарцисс). У нас нет ни одного продюсера, который «раскручивал» бы хоть одного по-настоящему талантливого певца. Первый русский продюсер Дягилев находил и продвигал только талантливых артистов. И искал для них спонсоров. Он остался в истории как пример честного и бескорыстного служения Искусству. Дягилев умер, не имея ни копейки на счету в банке, и был похоронен на деньги Коко Шанель в Венеции. А современные продюсеры – это проститутки от искусства, для которых важнее всего деньги.
Деньги сейчас решают всё. Если они у тебя есть – ты «звезда». Если много денег – «мегазвезда». Но если денег у тебя нет, ты – никто, несмотря на свой талант. Ты – обречён. Коснуться хотя бы аренды залов. Всё перевёрнуто с ног на голову. Не артисту платят за его талант, а он сам должен оплачивать аренду залов, при этом всю ответственность, все риски он берёт на себя. Директора концертных площадок никакой ответственности не несут, получая фиксированную сумму (а это зачастую огромные деньги!). Вопрос к юристам: насколько это обоснованно? Я думаю, что эту ситуацию нужно менять в корне. Ведь многие певцы просто не могут попасть на сцену в силу указанных причин.
Ежегодно наши музыкальные училища и консерватории выпускают сотни профессиональных певцов, но на сцене мы их не видим. Притока свежих сил нет. На эстраде у нас одни и те же лица. Профессионалов у нас со сцены просто выживают, им не дают дороги. Что же будет делать вся эта «армия безголосых», если на сцене будут появляться талантливые певцы? Ведь многие лишатся своей кормушки.
И в то же время «Фабрика звёзд», «Народный артист» вытаскивают на телевидение убогих дилетантов, глядя на которых становится стыдно. Идёт передача «Народный артист». На сцену выскакивает «певица» с таким ненормальным видом, как будто её только что выпустили из спецприёмника. Комиссия затрудняется комментировать её выступление, которое больше похоже на испуганный вой. Лайма Вайкуле с известной долей иронии говорит, что «претендентка – красивая девочка, и ей необязательно попадать в ноты». В этих словах суть всего нашего шоу-бизнеса. В. Познер как-то сказал, что «наше телевидение может сделать звезду из ослиной пятой точки». Если следовать этому тезису, то девочка находится на правильном пути. Ведь теперь уметь петь совсем не обязательно. Главное – «засветиться» на телевидении.
В нашем шоу-бизнесе считается, что звезду можно сделать за несколько месяцев. Профессиональные певцы сидят без работы, а дилетантов, которых выпускает «Фабрика звёзд», отправляют на гастроли по всей России! Профессиональный певец занимается вокалом как минимум 5–6 лет. Редкий случай, когда голос поставлен от природы, как у Эдит Пиаф, например. Годы учёбы обогащают голос всё новыми красками, обертонами. Он приобретает силу, красоту, богатство и свой особый, неповторимый тембр. Именно по тембру мы без труда узнаём великих певцов.
У нас «звёзд» выпускают как с конвейера, с лёгкостью необыкновенной выдавая графит за алмазы. Но какие уж тут алмазы? У большинства наших поп-звёзд и «певцов» совершенно необработанные голоса. Они поют «прямым» плоским звуком. Как правило, в верхнем регистре – тонкими, плаксивыми, сиротскими голосами, как будто они все из одного приюта. Среднего и нижнего регистра у них нет вовсе. О какой красоте и богатстве голоса можно вообще говорить? За микрофон такие «певцы» держатся, как за спасительную соломинку: его облизывают и обсасывают, готовы запихнуть себе в пищевод. Но куда ни запихни, голос от этого лучше не станет, писк останется писком. Профессиональные же певцы с поставленными голосами могут стоять от микрофона на расстоянии полметра, и их будет слышно. Дилетанты же открывают рот под фонограмму и получают бешеные гонорары. Я жила во Франции. Там под фонограмму не поёт никто. На Западе люди умеют считать деньги и не будут платить за обман. У нас же с деньгами расстаются легко, не задумываясь. Иногда мне кажется, что наш шоу-бизнес – это большой, хорошо поставленный лохотрон.
Заслуги наших «поп-звёзд» раздуты неимоверно. При этом наши «звёзды» просто дурачат публику, утверждая, что никогда не используют фонограмму. Филипп Киркоров отвергает обвинения в том, что он – «первый фанерщик в России», и пытается доказать, что он всегда поёт вживую. То же самое относится к Газманову. Любой профессиональный певец скажет, что пение и прыжки на сцене – вещи совершенно несовместимые, у вас тут же сбивается дыхание. Петь при этом совершенно невозможно, тем более если речь идёт не об одном-двух номерах, а о сольном концерте или серии концертов (32 концерта подряд, которые Киркоров дал однажды в Петербурге!)
Наша эстрада охвачена какой-то звёздной эпидемией. «Звёздами» у нас называют всех подряд. На самом деле, разве есть у нас певицы, которые поют на мировом уровне? На уровне Марайи Кэрри, Шер, Мадонны, Уитни Хьюстон, Тони Брэгстон и т.д.?
Чтобы стать «звездой», нужно трудиться как минимум 10–15 лет. Селин Дион, например, начала свою карьеру в 12 лет. Её ангельский голос покорил весь мир. Кого могут покорить наши скороспелые «певицы»?
Хочу сказать ещё несколько слов о личности артиста. На Западе личность артиста, его индивидуальность ценятся превыше всего. У нас наоборот: если ты отличаешься от других, тебе говорят: «Простите, вы – не формат». Любой талантливый человек неформатен, он не вписывается ни в какие рамки. Кто-то из великих сказал: посредственности всегда ругают то, что недоступно их пониманию. Просто это не их уровень. Зато уровень ещё одной «звезды» Кати Лель, все эти муси-пуси – это то, что надо. Главное – понятно и доступно. Правда, слово «пуси» на слух воспринимается как английское слово «пусси», что означает «лобок». Но об этом автор подобных текстов, очевидно, не знает.
Не могу обойти вниманием тему возраста артиста. Сейчас в российском шоу-бизнесе культивируется образ молодых певиц и певцов, почти школьников. Эту моду довели до абсурда. Наши певицы вполне зрелого, если не сказать больше, возраста в погоне за модой также изображают из себя девочек. «Девочкой своею ты меня назови, а потом обними, а потом обмани», – рыдает мать троих детей.
Инфантильность зрелую женщину не украшает. О чём она будет петь, когда станет бабушкой?
На Западе такого понятия, как возраст, для артиста не существует. Напротив, с годами артист становится глубже, ярче, интереснее. Как говорила Сезария Эвора: «Голос, словно французский коньяк, с возрастом становится всё лучше». Самой Сезарии сейчас за 60 лет, и она выступает на лучших сценах мира. Настоящая её карьера началась, когда ей было уже за сорок. Многим зарубежным звёздам сейчас под 60 или за 60 лет, но мы не утратили к ним интереса (Том Джонс, Пол Маккартни, Хампердинк, Карел Готт и др.) Английскому певцу Джону Мэйлу сейчас за 70 лет, но он поёт как и 20–30 лет назад. Чаку Берри, «отцу рок-н-ролла», приезжавшему к нам на гастроли, вообще уже под 80 лет. В знаменитом оркестре Дюка Эллингтона было много пожилых музыкантов. Отвечая на вопрос «Почему?», Эллингтон сказал: «Но у меня же не футбольная команда».
В музыке нужны профессионализм, мастерство, опыт, а они приходят только с годами. Я считаю, что лучше послушать талантливого интересного артиста (пусть и солидного возраста), увидеть на сцене Мастера, личность, чем молодых бездарных выскочек. Элле Фицджеральд было около 70 лет, она пела в инвалидной коляске с ампутированными ногами, и весь зал аплодировал ей стоя. Перед высоким искусством мы склоняем головы, не думая ни о возрасте артиста, ни о его внешности. Ведь самое главное – это его душа, а она не имеет возраста.

Вообще наша эстрада за последнее время невероятно поглупела. Помните, какие прекрасные песни были у А. Пугачёвой? Она создала на сцене яркий, захватывающий образ умной, сильной и страстной женщины, а не глупой и плаксивой бабёнки. Помните песни из фильма «Женщина, которая поёт»? Это были шедевры, чего нельзя сказать о её песнях последних лет («Мадам Брошкина», «Настоящий полковник», «Девочка секонд-хенд»). Примадонна никогда не должна опускаться ниже своего уровня! Но это уже другая тема.
Многие российские «поп-звёзды» из-за отсутствия голоса и таланта вынуждены прыгать и скакать по сцене, чтобы привлечь внимание публики. Есть ещё второй вариант – раздеваться. На одном из своих выступлений А. Варум появилась в кружевном прозрачном платье... Экс-солистка группы «Блестящие» Ольга Орлова гордится тем, что они сделали «маленькую сексуальную революцию». «Девочки из «Блестящих» первыми вышли на эстраду в открытых костюмах, – говорит она. – Это прижилось. И теперь все выходят в лифчиках и шортах». Очевидно, это их единственный вклад в искусство. Но лет через 20–30 никто не вспомнит про лифчики и шорты.
Вместо того чтобы делать «сексуальную революцию» на сцене, нужно для начала просто научиться профессионально и грамотно петь. Артисты старой формации имели в своём распоряжении только голос. Они выходили один на один к зрителю, не прибегая ни к каким спецэффектам. И тем не менее часами держали внимание зала. Замечательная русская певица Надежда Обухова, например, вообще никогда не делала ни одного движения, ни одного жеста, стоя у рояля, но зал слушал её заворожённо.
Сейчас «высокая культура» не нужна. Как сказал телеведущий Александр Гордон: «То, что возвышает душу, сейчас запрещают, а то, что разлагает душу, – разрешают». Его поддерживает Станислав Говорухин. Он считает, что сейчас «на поверхность вылезло всё больное и уродливое. Во многих областях (в искусстве, моде, кинематографе и т.д.) сейчас правит бал всякая шушера».
Я думаю, что всех разрушителей русской культуры надо привлекать к уголовной ответственности как людей, социально опасных. Все эти шнуровы, моисеевы, трахтенберги подрывают основы нашей нравственности, нашей духовности.
Мат на сцене стал обычным явлением. Главный матерщинник страны Шнуров (группа «Ленинград») в течение 10 лет развращал нашу молодёжь, пользуясь попустительством чиновников от культуры. Не все, очевидно, знают, что за сквернословие есть статья в УК (к сожалению, «спящая»), предусматривающая штраф от 5 до 15 МРОТ или административный арест. Но Шнуров не только не подвергался штрафам или арестам, ему в Петербурге предоставлялись лучшие концертные площадки. Недавно Шнуров купил себе элитную квартиру в центре города. Как просто, оказывается, зарабатывать деньги, выливая в зал потоки грязи и пошлости. В течение последних лет вся «жёлтая пресса» пиарила Шнурова, делая из него культового героя. Одна из популярных массовых газет, например, поместила большую статью о Шнурове с фотографией, на которой он водрузил ноги на стол: «Мы – проститутки не из дешёвых. Если уж продаваться, то подороже». Более наглого и циничного глумления над искусством себе не представить.
Раньше у нас был Высоцкий, который боролся с подлостью и пошлостью. И не только в песнях, но и в жизни. Он, не задумываясь, вступал в схватку «и с подлецом, и с палачом». Как бы он был нужен нам сейчас! Фамилия Высоцкий ассоциируется, конечно же, со словом «высота». Высота духовная, нравственная, к которой всегда стремится настоящее искусство.
Недавно Юрий Шевчук (группа ДДТ) в интервью «ЛГ» высказал свою обеспокоенность чудовищным падением культуры, музыкальной культуры в частности. Он – один из немногих, кто честно заявил, что наши музыкальные продюсеры в подавляющем большинстве – «бездарные, серые и крайне убогие люди». Они навязывают нам свой примитивный вкус, формируя бездарную, серую и невзыскательную публику.
Само слово «талант» исчезло из употребления, уступив место слову «бренд». Разница между понятиями «талант» и «бренд» очевидна. Талант не купишь ни за какие деньги, он – от Бога, а «бренд» – легко.
Экс-супруг «певицы» Жасмин вложил в её раскрутку значительные средства, и вчерашняя домохозяйка вдруг запела.
Настало время дать бой дилетантам. Пора очистить сцену от «эстрадной шантрапы». Шоу-бизнес пора взять под государственный контроль. Надо создать государственные комиссии с целью проверки певцов на профессиональную пригодность. Возможно, нужно вернуться к практике худсоветов. У них были свои минусы, но они позволяли талантливым артистам пробиться на сцену и являлись заслоном от дилетантов.

Обсудить на форуме

Валерий АРУТЮНОВ

Алла Пугачёва. 1968 г. Иосиф Кобзон. 1971 г. Эдита Пьеха. 1969 г.
Тогда ещё не было шоу-бизнеса...

 
  ©"Литературная газета", 2003;
  при полном или частичном
  использовании материалов "ЛГ"
  ссылка на www.lgz.ru обязательна.  
E-mail web- cайта:web@lgz.ru
Дизайн сервера - Антон Палицын  
Программирование сервера -
Издательский дом "Литературная Газета"