На главную страницу
ИСКУССТВО
№5 (5865)6 -12 февраля 2002 г.

ВЕРНИСАЖ


БЕГСТВО ОТ ВЗГЛЯДА

Уже не в первый раз после выставки двух этих художников – Игоря Камянова и Надежды Крестининой – испытываю странное чувство. Живопись очень нравится, но что-либо сказать о ней трудно, точно ускользают какие-то основные смыслы, значимое ядро этого живописного послания. Точно художники сознательно или бессознательно, но его утаили, скрыв лица и оставив на холстах легкие следы своего пребывания. Отголоски и осколки размышлений и чувств. Но потом, опомнившись, вернулись и уже в письменном виде, с иронией, как это сейчас водится, попытались что-то кому-то объяснить. А мне кажется – совсем запутать. Как говорится, замести следы.

И с этим уже окончательно исчезли.

Нет, сам Игорь Камянов, высокий, представительный, молодо-седой, сидел в залах. И можно было с ним побеседовать. И разговор с ним был веселый и живой. И даже содержательный. Но какое это имело отношение к его живописи? По-моему, никакое, как и надписи к работам на высоких столбиках. Надписи сами по себе, работы сами по себе. Вот где нет концептуалистского растворения в словесной стихии, поглотившей все пластическое.

Живопись же загадочна, и она, повторюсь, ускользает. Современные художники часто не являют нам лица просто потому, что не подозревают об этой мучительной и странной тяге лица к лицу, личности к личности. Ну да Бог с ними, речь не о них! Наши-то художники вполне культурны, тонки и одухотворенны, и если тут происходит “исчезновение лица”, то оно не то чтобы специально “спроектировано”, а просто, возможно, художники интуитивно почувствовали враждебность среды.

О, если б знали вы, друзья,

Холод и мрак грядущих дней!

Не о нашей ли теперешней художественной атмосфере писал вещий поэт?!

В этом холоде, в этом мраке личность интуитивно хочет спрятаться, убежать, круглое зеркало тщетно ловит определенные и определившиеся черты (цикл “Зеркало”). Вот, кажется, брови, вот нос, а глаза? Глаза опущены, взгляда же на этих фрагментах – “осколках” автопортрета – нет нигде. Словно человек едет, и увидеть его можно только мимоходом – мельком, в оконном стекле. И сам он тоже видит все в движении. Все кругом меняется за окном, человека никто внимательно не разглядывает, и его собственный взгляд лишен пристальности. И даже зеркало не улавливает его примет. И сам он фрагментарно, клочками видит дорогу, белые храмы, холмистые пейзажи, море. Все запечатлевается словно бы случайно, но другого мира нет, не дано, и это случайное остается вехой единственной жизни – излом дороги, дорожный знак, окошко в снегу. За всем этим ощутимо бьется какая-то тайная глубина. Это почти “иная жизнь”, но словно бы скрытая, недопроявленная, недовоплощенная, данная нам в аскетически отобранных осколках и в сиянии серебристо-молочных оттенков.

Проплывающее мимо воздушно-белое облако пошло на раскраску этого ускользающего мира, еще впустили прозрачную голубизну неба, желтизну заката, дымчатую белесость и серость русской зимы.

Мир кусочками, фрагментами, ощетинившийся и закрытый, но вместе с тем прозрачный и добрый. Мир, не отражающий лица, но дающий приметы бегства, по которым можно о чем-то смутно догадаться. Заглянуть изнутри комнаты в зимнее окошко со смутным очерком виднеющейся вдали башни и зеркалом на подоконнике. Мир души так суеверно дорог, что не дай Бог показать его “холодному” и “мрачному” пространству, чужому враждебному лицу, закрытому ухмыляющейся маской. Пусть уж лучше так – в осколках, отблесках и фрагментах!

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

© "Литературная газета", 2002

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
КЛУБ-206
КАРЬЕРА
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ЮБИЛЯРИЙ КЛУБА 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ
НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Елена СОЛОМИНСКА
ПРОПИСКУ В ЭСCЕНЕ ПОЛУЧИЛИ “БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ”

Вера ЧАЙКОВСКАЯ
БЕГСТВО ОТ ВЗГЛЯДА

ПЕРСОНА
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: “НЕ ТОЛЬКО ЗА СЕБЯ”