На главную страницу
ИСКУССТВО
№5 (5865)6 -12 февраля 2002 г.

АРЕНА


“НЕВЕРОЯТНО СТРАННЫЙ ЦИРК”

Цирки “вчерашнего” и “позавчерашнего” дня у нас есть. Нам нужен еще один цирк – “цирк завтрашнего дня”!

Я имею в виду образный, интеллектуальный, элитарный цирк, который совершил бы сложный прорыв как в сознании цирковых артистов и режиссеров, так и в сознании зрителей. У нас и во всем мире такой цирк возможен только как альтернатива привычному цирковому дивертисменту.

И именно на манеже нашего цирка впервые возник целостный цирковой спектакль, а поставленный Валентином Гнеушевым номер “Красный арлекин” (исполнитель В. Царьков), возможно, положил начало новой цирковой эре. На Западе наши постановочные идеи подхвачены и развиты. В Париже ежегодно проводится престижнейший фестиваль “Цирк завтрашнего дня”. На весь мир гремят имена цирковых коллективов – “Cirgue du soleil”, “Roncalli”, “Archaos”, “Zingaro”. А на родине вроде бы хвалят, но норовят тихо удушить, пока он не перевоспитал и не переманил зрителей.

Остается надеяться, что судьба будет благосклонна к появившемуся у нас недавно цирковому коллективу под руководством режиссера Николая Челнокова.

Поэтичный мир цирка Николая Челнокова густо населен странными обитателями. Каждый персонаж колоритен, каждый выход на манеж не только остается в памяти как прекрасная цирковая работа (в традиционном смысле этих слов), но и порождает волну ассоциаций.

Окруженная магическим кольцом манежа живописная компания клоунов с веселой сумасшедшинкой целиком поглощена внутренними взаимоотношениями – трогательными, романтичными и невероятно смешными. Эти придуманные режиссером сквозные персонажи разыгрывают интермедии, входят в сюжетные номера как участники, связывают цирковое действие, создавая его ауру. Спектакль многослоен и ассоциативен, как хорошая современная поэзия.

Конечно, это только начало пути, впереди нескончаемые поиски и труд. Но уже сейчас ясно, что цирк Николая Челнокова – исключительное явление в нашем искусстве. А незамуштрованность и невымученность молодых артистов, режиссерская ставка на актерскую индивидуальность и искренняя радость, с которой работают талантливые ребята, выгодно выделяют этот коллектив, обещая ему большое будущее.

Радует тот факт, что “Невероятно странный цирк”, поддержанный Росгосцирком, после гастролей в Иванове посетил Санкт-Петербург, а затем и зрители Москвы смогли попасть под обаяние современного высококлассного циркового зрелища. К сожалению, гастроли в Москве были организованы на совершенно неподходящей площадке – эстрадной сцене гостиничного комплекса, что очень повредило спектаклю. Подобный сильный и необычный цирковой проект по-хорошему нуждается в собственном шапито и дальновидных спонсорах, разбирающихся в современных направлениях искусства.

Елизавета ВУЛИЧ

© "Литературная газета", 2002

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
КЛУБ-206
КАРЬЕРА
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ЮБИЛЯРИЙ КЛУБА 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ
НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Елена СОЛОМИНСКА
ПРОПИСКУ В ЭСCЕНЕ ПОЛУЧИЛИ “БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ”

Вера ЧАЙКОВСКАЯ
БЕГСТВО ОТ ВЗГЛЯДА

ПЕРСОНА
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: “НЕ ТОЛЬКО ЗА СЕБЯ”