На главную страницу
ИСКУССТВО
№5 (5865)6 -12 февраля 2002 г.

ФОТО


Владимир МИШУКОВВ МДФ аншлаг: выставка “Серебряная камера” мудро совпала с началом студенческих каникул. Популяризация фотоискусства – одна из целей “Серебряной камеры”, конкурса на лучший репортаж о Москве – явно удалась.

Гораздо удивительнее, что удалась и другая – создание фотолетописи современной жизни Москвы. Обжегшись на молоке, дуем на воду. И при словах “архивация”, “фотолетопись современности” чуем постылый идеологический заказ. Опыт Парижа, Рима, Нью-Йорка далек, а память об указивках партийных циркуляров свежа. Но три номинации конкурса “Архитектура”, “События и повседневная жизнь” и “Лица” свели вместе взгляды 2000 мастеров, приславших свои снимки. Из неповторимости взгляда, из острой характерности творческого почерка складывается портрет времени едва ли не в большей степени, чем из череды подстреленных мгновений. Времени поливалентного, обнаруживающего вкус ко всему и место для всего. Для размытых пиктореалистических пейзажей серии “Вечер в Коломенском”, сделанных А. Семиным, от которых веет нездешним покоем… Для озорной, мечтательной и провокационной серии “Почему люди не летают?” Т. Антошиной, превратившей фотокамеру в машину исполнения невозможных желаний. Для стильного и нежного “Любовного настроения” – нет, не Вонг Кар-Вая, а Владимира Мишукова, создавшего его не в далеком Гонконге, а в городе, казалось бы, давно плененном трезвостью прагматичного расчета. Для конструктивистской, урбанистической симфонии А.Абазы, А.Агафонова… И насыщенных цветом, совершенных и таинственных фотографий Ольги Чернышевой…

Но и собственно фоторепортаж удивляет. Чем? Вы будете смеяться – интересом к трудовой Москве. Это Игорь-то Мухин, чьи серии о старых памятниках и юной крутой поросли вошли в историю, вдруг делает проект “Трудовая Москва”? Часть I “Мужской портрет” впечатляет ретростилистикой 30-х с их культом “простых парней из нашего города”, но и беспощадной сатирой в портрете профсоюзного лидера… Нет, просто социальным (или муниципальным) заказом этот интерес не объяснить. Тут что-то другое. Может быть, тяга к ретро и простым истинам. Может, как у Г. Москалевой в серии “Хлебозавод”, желание обычное (булку или батон, например) показать как тайну, фольклорную радость и сложность труда. А может, трудовая Москва, разом оказавшаяся в андеграунде и персоной нон грата на страницах модных журналов, стала вдруг экзотикой. И тогда “Ночная смена 3-го кольца” Е. Кондакова с сюрреалистической экспрессией цвета, неприкрашенной выразительностью лиц работяг – первая попытка двинуться в сторону этой экзотики. Но похоже, больше всего пленяет подлинность. Дефицит ее ощутим, как авитаминоз. Лучшее тому доказательство – проект Е. Матвеева “Куда приводят мечты” для журнала “ТВ Парад”. Валерий Сюткин в роли официанта. Марина Хлебникова играет проводницу поезда. Леонид Агутин снимается в роли сталевара. Оранжевая каска и раскаленные печи Чермета не только должны приблизить звезду к работягам, показать его своим в доску. Подлинность закрытого окошка кассы, гречневой каши в заводской столовой и доминошного расклада в раздевалке должны придать основательность эфемерной жизни в рекламных клипах и на снимках модных интерьеров.

Что касается третьей задачи “Серебряной камеры” – поддержки молодых фотографов, то с ней тоже все в порядке. Хотя большинство премий получили мэтры: Александр Абаза, Юрий Аввакумов, Павел Кассин, Игорь Мухин, Валерий Щеколдин, Илья Кейтельгисер. Среди призеров появились свежие имена: Владимир Мишуков, Александр Агафонов, Елена Самородова. Но, помимо премий, была еще и самая нужная молодости поддержка – возможность и себя показать, и других посмотреть. Смотреть есть что.

Жанна ВАСИЛЬЕВА

В “Фотоцентре” на Гоголевском состоялась персональная выставка художницы Ирины Лавриной. Этот интересный мастер после двух своих выставок на тему “Эротика в театральной фотографии” – непостановочные, “пойманные” пикантные моменты на сценах Москвы – сменила свою художественную “ориентацию”. Цикл ее новых работ посвящен загробной жизни. Более семидесяти фотографий большого формата объединены темой “Райский сад. Эстетика кладбища”. Сквозь размытую дымку сквозят солнечные лучи, толпятся надгробные памятники, скорбные бюсты и скульптуры, прощальные букеты и кладбищенские деревья, имена ушедших людей на табличках... Таинственное, мистическое зрелище, ведущее нас по миру, “не объяснимому научным и повседневным опытом”... Съемки велись на Ваганьковском, Немецком и Миусском некрополях. Эта выставка расширяет понимание жизни как таковой, еще раз доказывает, что все слиянно на этом свете, все полно радости, поэзии и жизни...

Сергей МНАЦАКАНЯН

© "Литературная газета", 2002

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
КЛУБ-206
КАРЬЕРА
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ЮБИЛЯРИЙ КЛУБА 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ
НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Елена СОЛОМИНСКА
ПРОПИСКУ В ЭСCЕНЕ ПОЛУЧИЛИ “БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ”

Вера ЧАЙКОВСКАЯ
БЕГСТВО ОТ ВЗГЛЯДА

ПЕРСОНА
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: “НЕ ТОЛЬКО ЗА СЕБЯ”