На главную страницу
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
№5 (5910) 5 - 11 февраля 2003 г.

ГОЛОСА


БАНДИТСКИЙ РАЗБОЙ

Итоги приватизации я оцениваю как бандитский разбой людьми, захватившими власть и шулерски протащившими Конституцию (зачем иначе было срочно уничтожать документы по голосованию и прятать Рябова в Чехословакию?).

Требуется дать правовую оценку совершенному с учетом тяжелых последствий (в том числе прямой гибели людей и смерти от косвенных последствий, например, из-за невозможности приобретения лекарств и т. п.).

Это рано или поздно сделает новая власть, которая начнет работать на благо народа.

Вячеслав, vi-nikitin@mail.ngs.ru

ВСЕЛЕНСКИЙ ТУПИК

Приватизация – деяние государственного значения. И если государство в результате ее стало более терпимым со стороны его граждан, то главная оценка приватизации должна формироваться как осознание степени терпимости между различными слоями российского общества. А если “ропот стал слышнее?”, то... Так что политическое переосмысление совершившегося – это абсолютно непосильная нагрузка для малоосведомленных россиян. А таких большинство. Ведь все познается в сравнении. И потому в принципе не может быть какого-то единодушия в оценках не только приватизации. Многочисленность партий – тому подтверждение.

Ну а на счет морального переосмысления приватизации, извините, лучше не заикаться в обществе, не имеющем перспектив на выживание.

Но кто-то должен этим делом заняться! Власть? Общество? Здесь требуется уточнение.

Абстрактной власти не бывает. Это во-первых. А во-вторых, общество – это не трудовой коллектив, организация которого имеет правовую основу и соответствующие правовые гарантии хотя бы на ближайшую перспективу. Судя по числу политико-экономических журналов и газет, таких трудовых коллективов в России несчетное множество. Они что? Работают “на дядю Сэма” или на Россию?

Не действенна наша власть давно, запутавшаяся в многочисленных теневых структурах, в которых живут и действуют по принципу: с друзьями о друзьях не говорят, а с не друзьями не церемонятся; новые знакомства заводить опасно! Значит, сомнительно и российское общество. и везде – отчуждение!

Между поколениями, между родителями и детьми – барьер взаимонепонимания, взаимная неинтересность и столкновение эгоизмов.

Между ребенком и школой, между чувством и знанием – неадекватность образования, оторванность, отчужденность его от реальной жизни и реального человека.

Между детьми и подростками, которых никто не учит самому главному в мире – дружбе, взаимопониманию и любви.

Между работой и человеком. Неприкосновенность духовного питания, неусвояемость.

Отчуждение общества от самого себя: разобщенность народа и власти, разобщенность внутри народа и внутри власти, всеобщая разобщенность. Жизнь в безлюбовном, холодном, лживом, жестоком мире. А на уровне самочувствия, где все сходится, это скука. Отчуждение человека от самого себя. Боль души, заживо погребенной. В общем, вселенский тупик.

Оптимистический ответ таков: “Искать, не найти и не сдаваться!”

Николай БОЧКАРЕВ, construct-b@mail.ru

НАДЕЖДА НА НОВОГО ЛЕНИНА

В результате приватизации произошло разрушение промышленности, сельского хозяйства и науки. В добывающих отраслях, торговле, преступных группировках, охране и оказании услуг “среднему классу” не может быть занято все население. В результате безработицы и обнищания происходит деградация общества, боюсь, что необратимая. Общество не может адекватно ничего оценить. Оно, по-моему, нуждается в психиатре, если большинство людей согласны с заявлениями руководителей страны, что пересмотра результатов приватизации не будет.

Надежда только на то, что вырастет новый Ленин.

Станислав, dar_vetra@mtu-net.ru

НАДЕЖДА НА БОГА

Жаль, что все так произошло с приватизацией государственной собственности. С 1917 года нас обкрадывали, остатки добирают сейчас. Остается надеяться лишь на Бога, но все же кажется, что частично этот вопрос может решить власть, нормальная власть.

Hella, dellascala@mail.ru

ПОРА ПОВЗРОСЛЕТЬ

Хотели услышать порцию истерики на тему “ограбили народ”?

А меня никто не грабил: у меня и раньше ничего не было. О том, что я хозяин общенародной собственности, я только читал в книжках.

Ни к чему, мне кажется, морализировать вокруг приватизации. Христова мораль призывает заботиться о совсем других вещах. Не ищут морали в общественных отношениях и социальных институтах – это просто слепые машины. Мораль – в отношениях между людьми. Плохо, когда бабуся не может прожить на пенсию. Но моральный вопрос не здесь, а в том, почему ей не помогают дети, родичи.

Почему мы, русские, так ненавидим друг друга, чужой успех, своих родственников, наконец?

Если ты рассчитывал обогатиться не личным трудом, а урвав кусок при приватизации – вот тебе предмет для “морального переосмысления”. Если ты на это способен, конечно. И не жалуйся, что тебя “ограбили”: пора повзрослеть.

Сергей ГАВРИЛОВ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
ТЕМА НОМЕРА
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ:

Капитолина КОКШЕНЕВА
ЗЛОУМЫШЛЕННОЕ ГЛУМЛЕНИЕ

Людмила ВАХНИНА
ЛАЗЕЙКИ И “УКЛОНИСТЫ”