На главную страницу
ЛИТЕРАТУРА
№5 (5910) 5 - 11 февраля 2003 г.

ПИСЬМА О РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ


УРАН В РЫБЫ — МИСТИКА ПОД РЕБРО

Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Как утверждают астрологи, в первом квартале наступившего года Уран войдет в знак Рыб, и это наглядно отразится на мировоззрении и идеологии многих людей и народов. По мнению составителей гороскопов, Рыбы – это символ религии, и в связи с прохождением Урана по этому знаку в ближайшие семь лет можно ожидать возникновения совершенно новых религиозных и идеологических течений. Что же касается искусства и, в частности, литературы, то в них, считают астрологи, особенно активно будет в это время развиваться мистическое направление.

Собственно говоря, влияние знака Рыб на отечественную литературу начинает проявлять себя уже и сегодня, что видно по таким фактам, как, например, обращение поэта Юрия Кузнецова к теме богоискательства, выразившееся в написании им поэм “Путь Христа” и “Сошествие в Ад” (журнал “Наш современник”), или же в создании самарским прозаиком Евгением Чебалиным космогонического романа “Безымянный Зверь” (журнал “Север”), довольно сильно перетолковывающего христианскую модель сотворения Богом мира и человека, или в опубликовании романа Ольги Кучкиной “Голос золы” (журнал “Нева”), написанного с позиции умершего и кремированного героя, оглядывающего нашу Землю уже, так сказать, “оттуда”.

Уже в каждом из этих произведений ощущается влияние “управителя революционных процессов” Урана, дающего людям “тягу к переменам, ко всему новому, неожиданному и оригинальному”. В поэмах Юрия Кузнецова такие “революционность” и “тяга к оригинальному” выражаются в реставрации исключительно материалистического взгляда на Христа, поэтизирующего Его как Личность, но опровергающего и перечеркивающего Его Божественную сущность. “Матери даже неведомо, кто твой отец!” – бросает в лицо юному Иисусу откровенно еретические слова святой Иосиф, хотя, как известно из Евангелий, с ним еще до рождения Младенца имел беседу Ангел Господень, сказавший: “Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго”. Но поэмы Юрия Кузнецова не Евангелия, и Христос у него – это только человек, и не более.

Не менее “революционно” написан и роман Евгения Чебалина, в котором сотворение Адама и Евы происходит в лаборатории генной инженерии E DEM, созданной прибывшими с планеты Мардук высокоразвитыми существами, у которых в качестве побочных результатов “при скрещивании местных малорослых аборигенов с некоторыми видами пернатых” получаются ангелы.

А вот герой романа Ольги Кучкиной демонстрирует нам своим посмертным существованием совершенно отличную от христианской модель бытия человека в загробной жизни. Пепел, полученный после кремации его тела, смешивают по его завещанию с океанской водой (которая идеально совпадает по числу промилле своей солености с кровью человека), и таким образом умерший соединяется со всей гидросферой планеты и обретает свою вторую (и вечную) жизнь в “теле” Мирового океана.

Надо признать, что по мере приближения Земли к знаку Рыб проблемы трансцендентального характера все больше привлекают к себе внимание не только писателей, но и ученых. Так, например, последнее время получили широкое признание работы ученых-физиков В.Ю. и Т.С. Тихоплавов, которые в книге “Великий переход” пишут, что “живое существо (Душа) сначала проектирует себя в виде голографического полевого образа и на основании именно этого образа строит свое конкретное земное биохимическое тело” и что доктор геолого-минералогических наук

Л.С. Прицкер открыл возможность “фотографировать фантомы и другие сущности Тонкого Мира”. Зная это, по-иному воспринимаешь опубликованный в 11–12 номерах журнала “Дружба народов” за 2002 год роман Бориса Евсеева “Отреченные гимны”, персонажи которого занимаются экспериментальным подтверждением факта наличия души у человека.

Весьма актуальную для наших дней (и тоже довольно “революционную” в мировоззренческом плане) тему обозначила в своем романе “Welcome to Трансильвания” Марина Юденич. Один из его героев одержим идеей клонирования человека (вспомните-ка предновогодние сообщения в СМИ о якобы уже произведенном в США аналогичном опыте, закончившемся с положительным результатом), причем клонирования не просто кого-нибудь вообще, но такого конкретного исторического персонажа, как граф Дракула. Правда, развивая далее сюжетное действо романа, автор, к сожалению, где-то потом потеряла эту многообещающую линию, но уже и сам ее посыл красноречиво показывает нам, к каким ужасам могут привести человечество попытки уподобить себя Богу и выпустить в мир искусственно созданное существо без души.

В этой же обусловленной приближением к Рыбам плоскости лежит и действие повести Евгения Лукина “Труженики Зазеркалья”, опубликованной в журнале волгоградских писателей “Отчий край” (‹ 3, 2002). На первый взгляд изображенная в ней Лукиным картина представляет собой обыкновенную фантастику, однако сквозь нее, как через мутное зеркало, проглядывает некая религиозная концепция, касающаяся взаимоотношений человека и приставляемых к нему с момента крещения ангелов-хранителей. Случается, говорится в повести, что некоторые из наших отражений в зеркалах чересчур плотно сживаются со своими ролями и начинают вмешиваться в судьбы отражаемых ими реальных людей, что приводит потом и их, и тех, кого они отражают, к различным трагедиям.

Похоже, что так же плотно срасталась со своими прототипами и наша классическая (а также советская) литература, слишком тщательно отражавшая в себе окружающую жизнь и пытавшаяся при помощи вымышленных героев воздействовать на ее реальные обстоятельства. И надо признать, что это уже и само по себе было мистикой, так что Урану в Рыбах сегодня остается, по сути, только вернуть нас на оставленный в последние годы под воздействием рыночного ажиотажа путь. Ибо на дорогах криминальной (а тем более порнографической) литературы нам вряд ли когда-нибудь удастся встретиться с Богом...

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
ТЕМА НОМЕРА
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ЛИТЕРАТУРА:

Алексей ВАРЛАМОВ

ПАМЯТЬ