На главную страницу
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
№5 (5910) 5 - 11 февраля 2003 г.

ТРАВИТ ДУШУ “АЛКОНОСТЪ”

Новая рубрика посвящена творчеству молодых писателей, литературе, вторгающейся в признанный круг “светил” “беззаконной кометой”.

Помимо всем известного творческого объединения молодых авторов “Вавилон”, существуют и другие, в частности, “Алконостъ”.

В “Вавилоне” собираются по преимуществу те, кто не являются поклонниками четырехстопного ямба и традиционной строфики, стремятся не столько к ясности мысли, сколько к ее силе (иное невнятное бормотание производит впечатление, сопоставимое с шаманскими камланиями). Характерны откровенность образов, обсценная лексика.

В “Алконостъ” идут большей частью молодые традиционалисты, объединенные меланхолией индивидуализма. Что в “Вавилоне” абсент, в “Алконосте” – водка, вместо любовника – жена; есть мат, но больше эвфемизмов, вместо откровений – недосказанность, обманчивая ясность слов, за которой метафизическая бездна. “Алконостъ” вышел из шинели Литинститута, “Вавилон” отказался от той шинельки с чужого плеча не столько из гордости, сколько потому, что не фирменная. Говоря приблизительно, “Вавилон” и “Алконостъ” соотносятся как западничество и славянофильство в молодой литературе, а если точнее, “Алконостъ” – это ориентация на древнюю, традиционную культуру Европы (Россия понимается ими однозначно как Европа), а “Вавилон” равняется на неокультуру Америки. Нетипичной фигурой для “Алконоста” стал в последнее время поэт Андрей Чемоданов, ориентирующийся на верлибры в стиле “Стихов последней ночи на Земле” Буковски.

Недавно “Алконостъ” отпраздновал свое 13-летие выступлением в Театре песни “Перекресток”. В течение вечера один из старейшин группы, Алексей Тиматков, не раз отметил меланхоличность поэтики “Алконоста”, что на мифологическом уровне соответствует образу птички, давшей имя объединению: “Напев звучит глубоким стоном, / В груди рыданье залегло” (А. Блок). Не ирония, но самоирония, которая всегда неизбежно мрачновата.

Матерью-основательницей “Алконоста” стала Ольга Нечаева. Она же – и главный редактор одноименного альманаха, принципиально “бумажного” и принципиально самиздатовского. Поэты сами могут и альманах издать, и презентацию, скинувшись, устроить, и диск на свои песни выпустить. Самодеятельность как принцип не дилетантство, а независимость от “прелестного мира”, навсегда огорчившего меланхолика (в отдельных случаях алкоголика). Песни на стихи алконостовцев и собственную музыку исполняют барды Сергей Труханов, Олег Лубягин, Владимир Розанов. Поэт Тиматков тоже поет песни не исключительно на свои стихи. Напоминает КСП, но без туристической бодрости румяного Сирина, который “радостно скалится – веселит, зазывает из гнезд”. Чистый Алконост с похмелья и в слезах.

Входят в объединение и прозаики, специализирующиеся в основном на малых формах, что удобно для чтения со сцены и публикации в нетолстом журнале. Среди прочих это иронист-универсал (проза, стихи, пародии) Евгений Лесин, Елизавета Каспарова, Роман Перельштейн.

Здесь приводятся тексты далеко не всех алконостовцев (остается за скобками, например, классичный Павел Белицкий, довольно известный поэт и критик, автор книги “Разговоры”, вышедшей в прошлом году в “Б.С.Г.-Пресс”), однако всех их объединяет то, о чем написал и спел другой поэт: “…тоскует-печалится, травит душу чудной Алконост”. В самом деле травит душу, а что еще делать с ней, коли она есть? Варианта два: травить ее – продлевать ей жизнь, успокаивать – убивать.

Участники “Алконоста” выступили на стенде “Литературной газеты” на ярмарке non-fiction, прошедшей в конце прошлого года в Центральном Доме художника.

Н.Г.


© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
ТЕМА НОМЕРА
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА:

Н.Г.
ТРАВИТ ДУШУ “АЛКОНОСТЪ”

Надежда ГОРЛОВА