На главную страницу
ИСКУССТВО
№5 (5910) 5 - 11 февраля 2003 г.

ВЕРНИСАЖ


ЭКСПАНСИЯ АБСТРАКЦИИ

Дождались мы и выставки московской абстракции второй половины ХХ столетия. И ведь как ее в свое время у нас громили, обличали как “буржуазное порождение”! А вот ведь заполнила залы Третьяковки, да еще и вытеснила часть постоянной (!) экспозиции живописи второй половины ХХ века, недавнему появлению которой все мы так радовались. Увы, страна переворотов и предельных решений. Можно подумать, что именно абстрактная живопись составляет ядро современного российского искусства, что именно за ней будущее. Но так ли это? Мне-то кажется, что современная абстракция скудеет и выдыхается. И сама выставка, по-своему представительная и изобретательная, тому яркий пример.

Чем ближе к нашим дням, тем шутейнее и облегченнее становится экспозиция. Тут же на подмогу живописи приходят всевозможные “объекты” и инсталляции.

Подлинные взлеты абстракции, судя по всему, пришлись на 50 – 60-е годы, эпоху ее гонений. На мой взгляд, замечательны работы Льва Кропивницкого, сохранившие жизненную энергию, фактурность, сочность. Оригинален, хотя и несколько суховат, излишне рационалистичен ранний Ю. Злотников (“Счетчик Гейгера”, 1955 – 1956). Живая и неожиданная работа давно умершего талантливого А. Тяпушкина (“Эмоциональная информация-2”, 1965).

Из работ последнего времени, выполненных в абстрактной манере, поразил меня, пожалуй, только А. Каменский. В работе, названной “Девочка Луша” (2000 г.), нет ассоциаций, связанных с этой девочкой. Синий насыщенный цвет холста с какой-то зернистой “рябью” красочной фактуры передает словно бы саму тональность авторских размышлений о юной особе, их серьезность и живительную глубину.

Вообще же с серьезностью дело обстоит плохо. Чем ближе к нашим дням, тем, как во сне Татьяны, “еще страшней, еще чуднее”. Какие-то включаемые в сеть агрегаты с подсветкой и механическим движением, уместные на детском утреннике. Абсолютно омертвелые кубы в три “этажа” с ядовито-зелеными “наворотами”, почему-то названные “Летними пейзажами” (И. Шелковский)…

Исчезают личности, остаются голые придумки. А там, где личности… На мой взгляд, лучшие художники, которые представительствуют за “московскую абстракцию”, на деле вовсе не абстракционисты.

Разве абстрактен гениальный Михаил Шварцман с его подробнейшей проработкой “предметного” мира, увиденного отчетливо, словно в пророческом видении? Или, может быть, абстрактна М. Эльконина с ее “досками”, продолжающими традиции древнерусской живописи, но в более обобщенном, концентрированном варианте?

А с тремя корифеями современного русского искусства Д. Краснопевцевым, В. Вейсбергом и И. Табенкиным произошла и вовсе странная вещь. Художников, как я понимаю, пожалели, не убрали со старой экспозиции (а других убрали). Но для этого пришлось возвести их в ранг “генералов” – абстракционистов. Во всяком случае, ни из чего не следует, что они не входят в эту новую экспозицию.

Мы видим засохшие цветы и треснувшие кувшины Д. Краснопевцева, сияющий мир “белых” натюрмортов В. Вейсберга, “Идеальные” композиции И. Табенкина, и все это работает вовсе не на пользу “московской абстракции”!

Потому что видишь, что это не абстракция. И еще видишь, что это лучшее из того, что есть на выставке. Подменить всю современную живопись абстракцией ну никак не удается! Да и зачем? Всем места хватит. Нет, серьезно, хватит ли места?

Все же хочется надеяться, что снятые с основной экспозиции художники ХХ века (не абстракционисты) благополучно вернутся на свои места.

А абстракция? Что ж, было в нашем искусстве и такое направление. Вошло в энциклопедии и справочники, обрело музейный статус.

А будет ли жить? Зависит от творческих личностей – их наличия или отсутствия.

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
ТЕМА НОМЕРА
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Жанна ВАСИЛЬЕВА
АКТУАЛЬНОЕ КИНО

Вера ЧАЙКОВСКАЯ
ЭКСПАНСИЯ АБСТРАКЦИИ
Лилия ТОЛМАЧЕВА
ЛЮБЛЮ ТОВАРИЩЕЙ СВОИХ
Валентина ИВАНОВА
ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Вячеславу Тихонову – 75!