На главную страницу
ИСКУССТВО
№5 (5910) 5 - 11 февраля 2003 г.

ПЕРСОНА


ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

Вячеславу Тихонову – 75!

ИТАР-ТАССНаш диалог с этим выдающимся актером – поистине легендой для целого поколения – продолжается уже десятилетия. Начался он, когда я была еще девочкой из “Московского комсомольца”. Журнал “Искусство кино” после выхода на экран “Войны и мира” распределил между молодыми журналистами интервью с исполнителями главных ролей. Мне достались Борис Захаров, Анастасия Вертинская, Василий Соловьев (автор сценария) и Тихонов.

Мы встретились с актером (у меня коленки подгибались) и час-полтора в перерыве между съемками проговорили в вагончике около школы в районе Медведкова, где он снимался в картине “Доживем до понедельника”.

Ту исповедь (он, наверное, про все это давно забыл) Вячеслав Васильевич буквально выплеснул совершенно неведомому ему человеку – почему? Я и сейчас понять не могу.

В разное время мы с ним встречались – тогда кино любили все, актеров считали богами. Помню, как на “Атоммаше” толпа буквально вынесла Тихонова на плечах, и чувствовалось – ему эта немыслимая слава даже обременительна. Но что поделать? Однако же то наше первое интервью, по сути, так и осталось единственным: Тихонов решительно отказывался от разговора. О чем говорить? У него ведь тоже, как у других великих, были паузы и обвалы, ему тоже, как и другим “зависимым”, приходилось днями и годами ждать звонков у телефона.

Но однажды вдруг я получаю телеграмму по поводу своей статьи в “Советской культуре” об актерских проблемах, о тоске и ожидании: “Спасибо за любовь. Целую руки. Тихонов”. В редакции это было как удар грома. Тем более что фамилия актера в статье даже не упоминалась. Телеграмму прикнопили к доске приказов, а потом вклеили в мое личное дело. Пожалуй, это было больше, чем госнаграда.

И вот теперь мы снова встречаемся накануне его 75-летия. Видно, годы и жизнь сделали кумира нашей юности более покладистым.

– Многие ли актеры у нас могли перейти из амплуа героя в амплуа характерного исполнителя? И какую свою роль вы считаете переходной?

– Матвея в фильме “Дело было в Пенькове”.

– Позвольте, но это не просто герой, это плейбой деревенский, конечно, с большой дозой юмора, даже гротеска. Но ведь он героически вступился за любимую женщину. И здесь я невольно вспоминаю картину “Мичман Панин”.

– Да, это прекрасный фильм, я его очень люблю. И прекрасная работа с выдающимся режиссером Михаилом Швейцером, его женой Софьей Абрамовной. Недаром Екатерина Алексеевна Фурцева, встречая на приемах, называла меня не иначе, как мичман Панин.

– Недавно я смотрела картину “Тысяча паровозов для Ленина”, совместное советско-шведское производство. Вы работали с такой выдающейся актрисой, как Биби Андерсен. Но вообще-то вы очень мало снимались за границей.

– Я не люблю там работать. Но у меня были две такие чешские картины – “Майские звезды” и “Песнь о дереве и розе”, одна хорошая, другая похуже, и ее мало знают.

– Как вас нашла Лиознова? Или вы были знакомы с ней еще по “Молодой гвардии”?

– Да, я был знаком с ней, но я был с другого курса – Пыжовой и Бибикова. Но работали мы действительно вместе.

– Лично я считаю вашей переходной ролью из одного амплуа в другое маленький эпизод из фильма “Убить дракона”, маленькую роль архивариуса. Вы попали в сплошной ансамбль артистов Ленкома. Как это получилось?

– Наверное, потому, что я очень люблю Шварца и в молодости долго играл на сцене Театра киноактера у Эраста Павловича Гарина. Медведя в спектакле “Обыкновенное чудо”. Вот так на меня “налетел” и Марк Захаров.

– Какую свою роль из последних вы считаете лучшей – “Зал ожидания” Астрахана или “Сочинение ко Дню Победы” Сергея Урсуляка?

– Конечно, играть роль Слепого очень трудно, ведь недаром говорят: глаза – зеркало души.

– Ну уж у вашего героя души хоть отбавляй! Бывший знаменитый ас, красавец, плейбой, Герой Советского Союза. И вдруг неожиданно уехавший к своей родне в Израиль. И там превратившийся в тихого и кроткого старикана в смешной панамке – не всякий актер пойдет на такое самоуничижение. Вы играли…

– Да, с Ефремовым и Ульяновым.

– С такими мастерами играть проще или сложнее? Ведь есть в искусстве еще и законы соревновательности.

– Нет, с прекрасными актерами играть прекрасно. Я очень люблю эту нелепую, казалось бы, роль и нелепого своего героя.

Что же касается “Зала ожидания”, то это для меня как бы продолжение фильма “Доживем до понедельника” – там ведь тоже педагог, воспитатель.

– А вы знаете, как-то появилась большая, на целую полосу, статья русского, ныне живущего на Западе. И он пишет о том, что фильм “Доживем до понедельника” вредный, потому что чуть ли не с него началась перестройка в умах.

– Перестройка так или иначе все равно бы произошла. Конечно, нашему неподготовленному народу она принесла немало бедствий и лишений. Но без нее, повторяю, наша история не состоялась бы.

– Как сложился ваш переход от лихого матроса в “Оптимистической трагедии” к Андрею Болконскому? И что теперь, спустя годы, вы думаете о фильме Бондарчука и об этой своей роли?

– Это была самая мучительная для меня работа. После окончания съемок, на которые ушло четыре года, я даже хотел бросить кино…

Ведь что такое Болконский? Судя по одному письму Толстого к Волконской, ему понадобилась фигура молодого офицера, который стоит как бы между двух семейных ветвей, хотя формально принадлежит к Волконским. Главный для меня сюжет – это небо над Аустерлицем. Ведь знаете, Андрей не убил ни одного француза, а сам пал под знаменем. И Бонапарт, его кумир, средоточие всех его властных амбиций, проходя мимо поверженного противника, говорит: “Вот прекрасная смерть!”

Небо Аустерлица – оно раскачивается перед нами, как волшебный шатер. Это преодоление в моем герое честолюбия и амбиций, которые в нем властвовали. И сцена под дубом, и долгие беседы с Безуховым – это все причащение к народу, к народной войне. Немыслимо сложная аура. И каково все это было переживать на протяжении четырех серий!

– А какая из них вам кажется наиболее удачной? Ведь до сих пор столько идет споров об этой картине.

– Очень трудно ответить на этот вопрос, как-то все воспринимается в целом. Но, пожалуй, да, Бородино – и в смысле масштаба съемок, грандиозности наступающих друг на друга армий, но прежде всего той самой философии, которая заложена в этом грандиозном поединке.

– А что вы думаете о картине Кинга Видора?

– Там много прекрасных актеров. В какой-то степени мне приходилось соревноваться с Мелом Феррером. И все-таки я считаю, что это западный взгляд на нашу историю и на нашу литературу.

– Сейчас на экраны телевизора выходит много отечественных сериалов. Одно время мы радовались этому, потому что “мыльные оперы” сменились сценами отечественной жизни. Но потом они пошли таким “накатом”, бесконечные повторения и проч., и проч. А самое главное – подражание американскому кино.

– Молодое поколение актеров, пришедшее нам на смену, оправдывает себя тем, что надо быть в форме. И тем, что кинематограф, совсем было потухший, как бы снова заработал. Актеры снимаются напропалую – одна серия в одном павильоне чуть ли не за месяц. Все те же погони, те же убийства, та же мафиозность – я не говорю, что этого в жизни нет, но бесконечное клонирование, повторы, и уже не разберешь, кто кого и кто с кем.

Деньги сыплются, но разве для этого ты пришел в искусство?

Вы знаете, мне так жаль наших молодых актеров – среди них немало талантливых. Не так они начинают свою жизнь. И смотрите, их на улице не узнают за немногим исключением. Их не знают.

На даче, где живет Вячеслав Васильевич Тихонов, имеются еще два персонажа. Однажды во время разговора он мне сказал: “Подождите, я прикрою дверь, а то Степка пришел”. Спросила: “Степка какой породы?” Он ответил: “А кто его знает! Нам его подбросили. И есть еще у нас, – добавил Тихонов, – кот Маська, тоже подкидыш”.

Вот так теперь живет легенда целого поколения – знаменитый Штирлиц. И хочется, чтобы творческая его судьба продлилась.

Валентина ИВАНОВА

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
ТЕМА НОМЕРА
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Жанна ВАСИЛЬЕВА
АКТУАЛЬНОЕ КИНО

Вера ЧАЙКОВСКАЯ
ЭКСПАНСИЯ АБСТРАКЦИИ
Лилия ТОЛМАЧЕВА
ЛЮБЛЮ ТОВАРИЩЕЙ СВОИХ
Валентина ИВАНОВА
ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Вячеславу Тихонову – 75!