На главную страницу
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
№5 (5910) 5 - 11 февраля 2003 г.

НАСЛЕДИЕ


СТО ЛЕТ ТРИУМФА – ДЕСЯТЬ ЛЕТ БОРЬБЫ

Вот уже десять лет музыканты в России и за рубежом знают и почитают Ассоциацию “Русская исполнительская школа”, которая осуществила ряд крупных музыкальных проектов, ставших заметным явлением культурной жизни страны. Сегодня мы беседуем с ее основателем, а также президентом недавно созданного Фонда “Русское исполнительское искусство”, среди учредителей которого такие известные музыканты, как Юрий Башмет, Валентин Берлинский, Виктор Третьяков, Наталия Шаховская и другие, скрипачом, педагогом и общественным деятелем Валерием ВОРОНОЙ.

Валерий Иосифович, даже неспециалисту видно, что уровень исполнительского искусства, чем так гордилась наша страна многие годы, заметно снизился…

– Особенность исполнительского искусства такова, что музыкант-исполнитель без признания его при жизни не может состояться. Его должна заметить публика, он должен достичь определенного уровня мастерства, а затем передать свой опыт. Потеря хотя бы одного звена в этой цепи может уничтожить целый культурный пласт на глазах одного поколения. Повезло нашему поколению или нет, но серьезные музыканты, неравнодушные к процессам, которые происходят в России, безусловно, чувствуют ответственность за будущее музыки: не потеряем ли мы накопленное веками? В этом ключевая проблема. Вспомним: даже в самые трудные годы, когда в стране были разруха и голод, Большому театру оказывалась поддержка. И таких примеров можно привести немало. Хотя культура не дает прямой прибыли, она создает духовные ценности, невосполнимые материально. Если же говорить о музыке, то она интернациональна, это поистине космический язык! Десять лет назад мы создали Ассоциацию “Русская исполнительская школа”, что стало одной из позитивных примет нового времени. Эту идею горячо поддержали все музыканты. К сожалению, тем, кто пытался и пытается снять с государства финансовую нагрузку, проявить какую-то инициативу в сфере культуры, аккумулировать творческие силы, настоящей поддержки пока не оказывается.

В контексте этой проблемы в чем вы видите главную задачу вашего фонда?

– У нас разработана программа сохранения и развития музыкальной культуры России федерального значения. Мы хотим дать новый импульс инфраструктуре в педагогике и образовании, в воспитании собственных звезд, поскольку нам очень важно сохранить и умножить авторитет и влияние России в музыкальном мире. К сожалению, очень много сил приходится тратить на унизительную процедуру поиска средств, и далеко не всегда их удается добыть на те проекты, которые мы считаем первоочередными. И все же мы смогли провести ряд масштабных и, на наш взгляд, достойных России акций. Надо отдать должное мэру Москвы и Министерству культуры, которые всегда отзывались на наши обращения и реально помогали.

Многие вас считают героями…

– Наверное, это так. Ведь мы, пожалуй, единственные в российском музыкальном мире, кто в то жуткое “дефолтовское” лето провел две крупнейших международных акций – Церемонию “Слава/Глория”-98 и “Мост культуры Россия – Япония”, на котором присутствовал президент Ельцин. Дали четыре концерта в Москве и С.-Петербурге с участием оркестра “Нью джапан филармоник”, С. Одзавы, М. Ростроповича и др. Чего это нам стоило – детективная история, требующая отдельного рассказа. Лишь благодаря имени М. Ростроповича и его непосредственному участию в организации мы смогли продержаться.

Труднее всего музыканту встать на ноги...

– Помощь молодым музыкантам – главная наша задача. Скажем, в 1999 году совместно с Фондом

В. Спивакова провели Всероссийский фестиваль “Русская исполнительская школа – ХХI веку”, собрав лучшие молодые силы России в Москве. Мы также проводили концерты стипендиатов Фондов М. Ростроповича, В. Спивакова, В. Крайнева за рубежом, концерты молодых музыкантов России, Японии и Америки в Москве. Буквально в этом году у нас произошел прорыв – мы создали фонд “Русское исполнительское искусство”. В учредители фонда вошли крупнейшие представители деловых кругов России, которые поверили в нас, поддержали эту идею и, что самое главное, взяли на себя бремя финансирования. Решающую роль в этом сыграл, конечно, авторитет и общественный темперамент музыканта Валентина Берлинского. Мы с ним знакомы уже более 30 лет. Я горд тем, что был его студентом по классу квартета, а теперь – его соратник. С сентября нынешнего года наш фонд начал выплачивать на конкурсной основе более ста стипендий лучшим учащимся и студентам российских музыкальных вузов и почти 90 грантов и премий ежемесячно – педагогам и деятелям музыкальной культуры. Это самые крупные в России по размеру стипендии и премии. Студенты будут получать до 200 долларов США в месяц, педагоги – до 500. Для получения стипендий и премий каждый год будет проходить творческий конкурс. По его итогам конкурсная комиссия и Совет попечителей утверждает списки обладателей стипендий и премий.

Мы стараемся поддержать наши лучшие кадры, удержать их здесь, в России, потому что педагоги – это тот капитал, который мы не имеем права разбазаривать!

Есть ли у вас еще какие-нибудь идеи, проекты, сравнимые с теми, о которых вы уже рассказали?

– Сегодня наши помыслы и дела – в образовательной сфере. Связь новых технологий с русскими музыкально-педагогическими и исполнительскими традициями – в этом мы видим перспективу. Конечно же, мы очень хотели бы услышать, как играл Паганини. Сделать, как вы понимаете, этого мы не можем, но надо хотя бы ориентироваться: насколько уровень исполнительства ушел вперед или, наоборот, отстал от эпохи Паганини. Кстати, мы совместно с компанией “Руссико” первыми в мире выпустили двойной альбом DVD видео-диск, который запечатлел мастерство признанных лидеров в мире – квартет имени Бородина. Там шесть часов информации, в которую входят и сольный концерт квартета, и мастер-класс Валентина Берлинского, его основателя. Характер записей интерактивный, их можно не только слушать и смотреть, но и, выбрав необходимый “сюжет”, общаться с выдающимися музыкантами. Можно войти к ним в дом, побывать на репетиции, поговорить с их родными и друзьями, т.е. атмосфера их жизни и творчества передана предельно полно. На Всероссийском DVD-смотре этот альбом среди музыкальных проектов занял первое место. Им заинтересовались на Западе. И мы хотим выпустить целую серию под названием “Корифеи русской исполнительской школы”. В идеале каждый звук, извлеченный из инструментов нашими выдающимися современниками, должен быть записан. Ведь многое ускользает безвозвратно!

Не могу не сказать о фестивалях… В Париже фестивалей, образно говоря, больше, чем дней в году. И все они посещаемы. У нас эта тенденция тоже заметна. Однако наши усилия несопоставимы с теми, что наблюдаются в мире. Если же говорить о “фестивальной” России, то наша беда в том, что нарушены или совсем разорваны музыкальные связи центра с регионами. Мы пытаемся восполнить пробел: наша программа поддержана Полномочным представителем президенте РФ в Центральном федеральном округе России Г.С. Полтавченко.

Беседу вел Виктор НИКИФОРОВ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
ТЕМА НОМЕРА
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ:

ГУБЕРНСКИЕ СТРАНИЦЫ

Андрей СТОЛЯРОВ
МИР БЕЗ США

НАШ ЧЕЛОВЕК В ПЕКИНЕ

Анатолий АЛЕКСИН