ФорумСамиздат

Поиск по сайту

Архив рубрик:
Архив изданий:
   
Выпуск № 5
Главный редактор
Редакция
Золотой запас "ЛГ"
Политика
Общество
Литература
Искусство Телеведение
Cвет фресок Дионисия
Клуб 12 стульев
Клуб 206
Книжный базар
Действующие лица
ЛАД


 

РАМПА

Невероятное фуэте в доме на Трубной

Театр, который мы потеряли и заново обрели

Елена ЛАПИНАТот самый случай, когда говорить хочется не столько о самом спектакле, сколько о сопутствующих обстоятельствах. По большому счёту «пути и судьбы» этой постановки поистине загадочны и неисповедимы.
Даже принимая во внимание крайне редкостное по нынешним временам «гостеприимство» худрука «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза (он один из немногих режиссёров, возглавляющих театры, активно и последовательно проводит у себя «политику открытых дверей» для коллег «со стороны»), появление в этих стенах Станислава Говорухина выглядело поворотом более чем неожиданным. Сложно, пожалуй, найти сегодня двух более типологически разнородных художников, нежели Станислав Сергеевич и Иосиф Леонидович. Один – суровый трибун, стоик, резкий и решительный. Второй – весь какой-то мягкий, уютный, домашний, в полном соответствии с атмосферой, царящей под крышей его «Школы». Первый – бывший депутат и бывший кандидат в президенты, человек с ярко выраженной гражданской позицией, немало сил положивший на обличение российских реформаторов и приватизаторов. Второй – вроде бы подчёркнуто аполитичен, по крайней мере в творческом плане, этакий благодушный жрец «чистого искусства», но при этом пользующийся особой благосклонностью лично господина председателя РАО ЕЭС (это мы не то, чтобы в область слухов и закулисных тайн вторгаемся – в книге мемуаров режиссёра на сей счёт имеются вполне нескрываемые указания). И так вплоть до мелочей, до смешного: Говорухин, к примеру, похоже, редко когда выпускает изо рта мундштук любимой трубки, а в театре Райхельгауза давно взят курс на непримиримую войну с курением.
Однако же они сошлись… Но ещё большей неожиданностью стал тот драматургический материал, к которому начинающий театральный постановщик (до того был лишь «Контрольный выстрел» в доронинском МХАТе по совместно написанной им с Юрием Поляковым пьесе) в данном случае обратился. Сочинение петербургского критика, эссеиста, а с недавних пор и беллетриста Татьяны Москвиной под названием «Па-де-дё» пару лет тому назад вошло в число лауреатов объявленного «Школой» конкурса современной пьесы. На первый взгляд совершенно необъяснимо, чем она могла «зацепить» Говорухина, выбравшего его, по собственному признанию в одном из интервью, из целого списка предложенных Райхельгаузом произведений.
Москвина – критик достаточно желчный, а кто-то может даже сказать, ядовитый. Однако сказать, что написанная ею пьеса вышла трепетной, умильной и благодушной, – это, значит, не сказать почти ничего. Осознавая это и, вероятно, заранее отводя возможные упрёки в измене её позиции убеждённого ригориста, автор и подзаголовок даёт своему опусу, что называется, обезоруживающий. «Три маленькие пьесы для добродушного театра». Три простые истории, повествующие о вечных как мир перипетиях возможных взаимоотношений мужчины и женщины, опрокинутых в данном случае в пространство современного Петербурга и его окрестностей. Если чем и объединённые, так только единством действия – по-прежнему зыбкой, слегка фантасмагоричной атмосферой «великого города с областной судьбой», города, в котором по-прежнему могут происходить самые невероятные происшествия и встречи. Никакого пафоса, никакого напряжения, никакой, ну или почти никакой «социальщины». И вот за это всё берётся автор кино, по преимуществу масштабного, исторического, часто политического, создатель лент «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли»…
Есть такое старое и слишком уж избитое театральное выражение – «режиссёр умирает в артистах». И когда про работу собственно режиссёрскую особо нечего сказать, то к нему чаще всего и прибегают. (Талантливо умер, стало быть, наш постановщик полностью растворился в исполнителях.) Но, ей-ей, для того, чтобы охарактеризовать роль, творческий метод и конечный результат, достигнутый Станиславом Говорухиным в данном спектакле, – лучше слов не подберёшь. В его руках хорошие, но разные артисты (уж что-что, а работать с артистами, и с маститыми и с неопытными, режиссёр умеет – мы помним это по его замечательным лентам) максимальным образом наполнили «несерьёзную», слегка сказочно-детскую, где-то фельетонную структуру пьесы живым полнокровным и гармоничнейшим естеством. Персонажи, изрядно отдающие «комедией масок» и незабвенным жанром парных сатирических миниатюр (а-ля Миронова и Менакер) в советском эстрадном театре вдруг прямо на наших глазах оборачиваются узнаваемыми и такими реальными, сегодняшними нашими людьми, к которым не можешь не испытывать интереса, внимания, сочувствия (опять же всё заштампованные фразы, но...).
Удовольствие, простое, «незамутнёное» человеческое удовольствие от того, что происходит на подмостках – вот, наверное, главная эмоциональная доминанта, возникающая по ходу действия этого спектакля и постепенно усиливающаяся к финалу, в котором все поют, танцуют (а актёров «Школы современной пьесы, давно известно, хлебом не корми – дай только таким образом самовыразиться), непринуждённо веселятся, выражая тем самым могучую веру в торжество всепобеждающей театральной идеи, которой подвластно объединить вроде бы несовместимое и заставить испытать сильные чувства на «благодушном» действе.


Александр А. ВИСЛОВ

 
  ©"Литературная газета", 2003;
  при полном или частичном
  использовании материалов "ЛГ"
  ссылка на old.lgz.ru обязательна.
  E-mail web- cайта:web@lgz.ru
Дизайн сервера - Антон Палицын  
Программирование сервера -
Издательский дом "Литературная Газета"