На главную страницу
ИСКУССТВО
№ 6(5821) 7 - 13 февраля 2001 г.

БАЛАГАНЧИК


Спокойной ночи, дауны!

Благотворительная акция РТР
Марина УСТИМЕНКО

Родители малолетних детей теперь могут спать спокойно. Недавно на РТР их отпрысков научили разводить костер. Со смаком и в мельчайших подробностях. Показали даже крупным планом, какие мелкие надо брать щепочки и где лучше всего поджигать. Сию жизненно необходимую информацию заботливые создатели программы “Телепузики” адресовали детишкам ну очень маленьким, от двух до пяти.

Вот она, истинная свобода. В прежние времена с телеэкрана тетя Валя внушала Хрюше тоталитарное “спички детям не игрушка”. А теперь-то совсем другое дело.

Осенью, когда суперпроект Би-би-си “Телепузики” запускался в России, было много помпы. Роскошная презентация в Гостином дворе, приглашенные вместе со своими детьми персоны VIP. Анонсы с размахом в прессе. Подчеркивалось, что чудо-программа выходит с ошеломляющим успехом в ведущих мировых державах, а также странах попроще. В десятках стран. Придумывали телешедевр с привлечением лучших детских психологов. Герои его – милые детским сердцам создания – даже говорить станут специальными голосами, наиболее приятными слуху малышей. Учить станут в передаче всяким умным вещам. Все это вместе благотворно повлияет на детей в эмоциональном плане. В итоге “Телепузики” поднимут наконец на достойный уровень наше детское телевидение и мы обретем телепродукт наивысшего качества. Чтоб было на что равняться.

Сказано – сделано. Теледейство действительно уникально.

Сначала на экран выплывает жутковатое солнышко с личиком от настоящего младенчика. Этакая отрезанная головка с лучиками. Улыбается. Затем на экран вылезают четыре мутантика-уродца: Тинки-Винки, По, Дикси и почему-то Ляля. Они машут ручонками и утробными голосами очень долго, минуту или полторы, приветствуют почтенную публику: “Привет-привет!” Все это происходит в аскетичном полулунном пейзаже. Потом один нажимает на кнопочку, пузико его становится телеэкранчиком. Наплыв камеры – и мы уже наблюдаем нечто крайне полезное, какой-нибудь практический урок. Например, как жарить сосиски. Как кататься на трехколесном велосипедике, как есть крем из вазочек. Что-нибудь одно на выбор. Все это проделывают какие-то документальные малыши с не по годам плохо развитой речью.

Отснято в лучших традициях неискушенного домашнего видео, причем в темпе естественного течения жизни, без условностей и купюр. Вот какие-то дядья долго и нудно везут деток на саночках в лес. Вот все собирают дрова. Вот пьют чай из термоса, шутливо надевая себе на нос горячий стаканчик. Потом водят хоровод, завывая про “в лесу родилась елочка”. Потом кульминация – разводят огонь. Этот момент – с комментариями и крупным планом.

Потом экранчик гаснет. Мы снова имеем счастье лицезреть телепузиков, которые вопят: “Еще-еще!” Снова вспыхивает экранчик на пузике и… Невероятно. Дубль два. Тот же самый практический урок повторяется, причем не фрагментально, а полностью. Наверное, для особо “одаренных”. Двадцать минут экранного времени скоротали. Практическая часть закончена. Начинается романтическая.

Телепузики садятся в рядочек и смотрят в голубую даль. Появляется дурно намалеванный медведь, как бы вырезанный из бумаги. И начинает двигаться по пересеченной местности, талдыча голосом, каким мамы читают детям текст в страшных сказках: “Я лохматый бурый медведь!” Это продолжается не меньше минуты. Потом возникает аналогичный лев на колесиках. “Я лев!” – секунд пятьдесят. Телепузики наблюдают все это, приговаривая “Ах!” или “Ой!”. Потом возникает собственно конфликт: лев видит медведя и угрожает: “Я тебя догоню!” Далее еще полторы минуты эти бутафорские фигуры двигаются по экрану как бы в процессе погони. И неожиданно скрываются.

Потом голос с небес: “Телепузики, спать пора!” Далее минуты четыре, не меньше, уродцы, капризничая и шаля, прощаются с аудиторией: “Пока-пока!”

Все!

В передаче полностью отсутствует образность, картинка в кадре скучна и примитивна, текст как элемент игры отсутствует, словарный запас персонажей сводится к десятку слов.

Когда у нас появилась другая заграничная детская программа, “Улица Сезам”, ее много критиковали за низковатый для умных российских детей уровень. Прошло не так много лет, и нам с успехом подсунули, хорошенько раскрутив, продукт “Телепузики”, на фоне которого “Улица Сезам” – просто интеллектуальный экстракт.

Так зачем же нужна эта странная передача?

Если вышеописанное зрелище ориентировано на грудничков, зачем учить их разводить огонь? Если это гуманитарная акция для детишек с задержкой умственного развития, то не целесообразнее ли распространять все это на видеокассетах в интернаты для даунов и олигофренов? Опять же, зачем этих бедняг учить разводить огонь?

Если отбросить мысль, что посредством телепузиков вражеское окружение стремится поджечь нашу Родину изнутри детскими ручонками, то остается последняя версия – коммерческая.

Передача “Телепузики” – рекламный мегаролик, с помощью которого во всем мире, а теперь и у нас впариваются покупателю миллионы игрушек. Навязчиво разрекламированные образы четырех уродцев врезаются в детское подсознание и рождают жажду материального обладания собой. Так возникает целая армия потенциальных покупателей сразу четырех игрушек. И продаются они не только в ТВ-шопе, а соблазняют на каждом шагу. Стоят четыреста–шестьсот рублей каждый. Умножаем на четыре…

Да, РТР с толком потратило деньги, купив передачу “Телепузики”.

© "Литературная газета", 2001

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОЛИТИКА
ОБЩЕСТВО
ЛИТЕРАТУРА
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Ю. ДАНИЛИН, И. ТОСУНЯН
ТАТЬЯНА КАРПОВА: 60 ЛЕТ НА СЦЕНЕ

М. БОРИСОВА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕЙЕРВЕРК
Свердловская филармония на пике сезона

Ж. ВАСИЛЬЕВА
ВСЕ ФИЛЬМЫ РАВНЫ

Н. ВЯЗОВА
ТОСКАНСКАЯ ТОСКА:
Гастроли итальянского балета в Москве

М. УСТИМЕНКО
СПОКОЙНОЙ НОЧИ, ДАУНЫ!
Благотворительная акция РТР

А. ЧЕСНОКОВ
ДЕКАНОНИЗАЦИЯ

М. ТОПАЗ
С ЮМОРОМ И СКЕПСИСОМ
..Про него достаточно сказать “сам Познер”.

Н. ЖУРАВЛЕВ
КАПИТАЛЬНЫЙ И БРУТАЛЬНЫЙ