На главную страницу
ИСКУССТВО
№ 6(5821) 7 - 13 февраля 2001 г.

СТУДБИЛЕТ


Деканонизация

Алексей ЧЕСНОКОВ студент Государственного университета гуманитарных наук

Еще каких-нибудь десять лет назад Церковь и телевидение казались вещами несовместными. Сегодня телеэкран становится инструментом проповеди в прямом смысле слова. Однако вопрос, как пользоваться этим инструментом, остается для Русской Православной церкви открытым. Можно сказать, что на данном этапе Церковь с ним экспериментирует. Доказательством тому служит программа “Канон” на канале ТВ 6, пожалуй, самая необычная в ряду передач о православии.

Необычность ее заключалась в первоначальной идее – сделать молодежь более информированной в вопросах православия, пробудить интерес к нему. Не случайно для этой цели был выбран именно канал ТВ 6, позиционирующий себя как канал нового поколения. Абсолютно неожиданным оказался ведущий Иван Охлобыстин, личность яркая и эпатажная, сценарист, режиссер, актер, наконец, просто “свой парень”, испытавший многое и о многом готовый говорить с молодежью на ее языке. Но неформальный замысел споткнулся, как часто бывает, о формальное воплощение. Программе не позаботились найти подходящее место в сетке, предоставив очень ранний эфир, когда верующие находились на воскресном богослужении в храмах. У экрана в этот час могли оказаться лишь заинтересованные неверующие. Но для них язык программы оказался труден: значения терминов и внутрицерковных выражений для невоцерковленных зрителей оставались загадкой.

Видимо, руководители программы ощутили эти несоответствия, после чего “Канон” претерпел решительные изменения. Программа стала выходить в эфир несколько позже, Ивана Охлобыстина сменили на Дмитрия Менделеева (в прошлом ведущего “Темы”), наконец, передача перестала быть авторской и начала выходить в формате ток-шоу. В студии появились “акулы пера”, которые по идее должны вести диалог с гостями. И молодежный язык, стиль и дух программы куда-то испарились.

Теперь в студии звучат монологи гостя, по сути, проповеди, изредка прерываемые небольшими репортажами. От яркости и новаций, которыми была отмечена программа Охлобыстина, в “Каноне” не осталось и следа. Новый ведущий лишь бледная тень ушедшего “рулевого”. Но самые бледные и скучные персонажи программы – это журналисты. Их отличает разве что сонливость и неподдельная незаинтересованность в предмете разговора. Гость-священнослужитель, к примеру, рассуждает о том, как опасно для духовной жизни обращение к магии. И тут же следует глубокомысленный вопрос: “Можно ли прибегать к гаданию?” Возникает ощущение, что едва заточенные перья молодых “акул пера” уже затупились. Как будто они пришли отсидеть скучную лекцию. С кем же, спрашивается, вести диалог гостю? Послушать проповедь можно и в храме, а вот разобраться в сложных вопросах православия с помощью телевидения не получается.

Вспомним трансляции проповедей богатых американских сект или разнообразные фильмы и мультики на библейские темы протестантских организаций. Вот где умеют пользоваться чисто телевизионными средствами, чтобы привлечь и расширить аудиторию. Там есть свой язык, своя ниша внутри информационного потока. Про “Канон” этого не скажешь. Церковная проповедь – это не просто рассказ на отвлеченную тему, не путеводитель в мире красивых икон и достойных людей. Проповедь – это демонстрация новой жизни, это максимальное приближение слушающих к соучастию. Телевидение может сообщить ей яркость, наглядность, динамичность. Зритель должен оказаться внутри мира Церкви, увидеть красоту и богатство духовного подвига. Но “Канон” вместо выработки своей концепции стремится лишь механически увеличить число зрителей. Так что его девиз “Для тех, кто нас смотрит” можно заменить на более подходящий – “Для тех, кто несет с нами бремя”.

И все-таки стоит поблагодарить Информационное агентство РПЦ за саму идею ввести молодежь в мир православия. Это особенно важно в наше время – время соблазнов и губительных пустых увлечений. Провал одного проекта означает лишь то, что поиск в системе “Церковь – телевидение” не должен заканчиваться.

© "Литературная газета", 2001

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОЛИТИКА
ОБЩЕСТВО
ЛИТЕРАТУРА
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Ю. ДАНИЛИН, И. ТОСУНЯН
ТАТЬЯНА КАРПОВА: 60 ЛЕТ НА СЦЕНЕ

М. БОРИСОВА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕЙЕРВЕРК
Свердловская филармония на пике сезона

Ж. ВАСИЛЬЕВА
ВСЕ ФИЛЬМЫ РАВНЫ

Н. ВЯЗОВА
ТОСКАНСКАЯ ТОСКА:
Гастроли итальянского балета в Москве

М. УСТИМЕНКО
СПОКОЙНОЙ НОЧИ, ДАУНЫ!
Благотворительная акция РТР

А. ЧЕСНОКОВ
ДЕКАНОНИЗАЦИЯ

М. ТОПАЗ
С ЮМОРОМ И СКЕПСИСОМ
..Про него достаточно сказать “сам Познер”.

Н. ЖУРАВЛЕВ
КАПИТАЛЬНЫЙ И БРУТАЛЬНЫЙ