На главную страницу
ИНФОРМАЦИЯ
№6 (5911) 12 - 18 февраля 2003 г.

ТВ И МЫ


ЗАЧЕМ ВЫ ПОСЕТИЛИ НАС?

Литературных передач на ТВ раз-два и обчелся. Считается, что у них слишком низкий рейтинг. И это, видимо, действительно так. Не случайно ни один канал (кроме “Культуры”) их практически не имеет. Кто же, право, в этом виноват?

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ

Если попытаться посмотреть все телевизионные литературные передачи хотя бы за неделю, это большого труда не составит. На “Культуре” это прежде всего ежедневная утренняя десятиминутная (по будням) программа “Порядок слов”, которая создается при поддержке Министерства по делам печати и телерадиовещания. Ведущий ее молодой человек (о чем свидетельствует его черная, не тронутая сединой бородка клинышком), значащийся в титрах как Николай Александров, в свободной обстановке, за чашечкой кофе успевает за это время показать мельком зрителям три-четыре книги. Кто и как выбирает эти книги – понять трудно. Перечислю издания, которые успел рассмотреть в руках ведущего и названия которых успел записать. В понедельник была показана книга “Рубенс” из серии ЖЗЛ (кто имеет что-то против Рубенса?), книга Ростислава Климова об искусстве, книга о Генрихе Физели Вячеслава Шестакова и альбом “Русский костюм и быт XVI – XVII веков”.

На следующий день Николай Александров показал телезрителям роман Ирины Велембовской “Немцы”, книги Павла Поляка “Жертвы двух диктатур”, Павла Проценко “Марфа-Цветочница”. Тема была, естественно, о диктатурах (нацистской и советской). В среду мы увидели три книги Ромена Гари (“Грустные клоуны”, “Мистер Кон” и “Птицы прилетают умирать в Перу”) и одну Лорана Сексика (“Дурные мысли”). Через день в руках автора оказалась самая замечательная, по версии канала “Культура”, книга недели “Рукописный девичий рассказ” (но об этом ниже), сборник произведений молодых писателей России “Пролог”, книга Григория Ряжского “Наркокурьер Лариосик” и книга рассказов Владимира Матлина. Завершил пятидневку показ книг, связанных с именем Марины Цветаевой (ее “Записных книжек”, книги А. Саакянц о жизни поэта, И. Шевченко “Литературный путь М. Цветаевой”, В. Швейцер “Марина Цветаева” из “ЖЗЛ”). Тут уж ничего не скажешь. Интересно, что, кроме представленных, известных читателю и в какой-то мере бесспорных книг (связанных с именем Цветаевой, о Рубенсе и русском костюме), желание отыскать, прочитать, а тем более купить книги, показанные Николаем Александровым, почему-то не возникало. У ведущего передачу не хватает то ли убедительности, то ли энтузиазма, чтобы “подать” книги, о которых он рассказывает. Зрителя беспокоит лишь одно – не разольется ли случайно каким-то образом кофе, который пьет ведущий, и не испачкает ли книжные страницы?

Еще одна программа о литературе и книгах на канале “Культура” – это “Графоман”. Интересна она прежде всего тем, что позволяет наблюдать, каким образом при помощи телевидения делаются и поддерживаются литературные имена и репутации.

Автор и ведущий Александр Шаталов для каждого еженедельного выпуска предлагает отдельную тему и приглашает в студию гостя, каким-то образом имеющего к ней отношение. В обсуждении темы “Развитие женского образа в русской литературе” участвовала известная телезрителям по многим программам и передачам на многих каналах Мария Арбатова, охарактеризованная ведущим как “знаменитая писательница и общественная деятельница, борец за права женщин”, соруководитель партии “Права человека”, автор нашумевшей книги “Мне сорок лет”, которая вошла в только что вышедший ее двухтомник. В выпуске принял также участие один из авторов скандально известного альманаха “Метрополь” Виктор Ерофеев, который оказался в передаче потому, что написал романы “Русская красавица” и “Наташа Ростова XXI века”. На неделе мы имели возможность видеть его еще и в передаче “Апокриф” на тему “Метафизика однофамильства”, куда Виктор Ерофеев попал не только потому, что является почти полным тезкой замечательного писателя Венедикта Ерофеева, но и потому, что является ведущим передачи “Апокриф”. А в передаче Савика Шустера “Свобода слова”, посвященной “русскому пьянству”, где Ерофеев был одним из знатоков проблемы, одним из четырех главных действующих лиц, он говорил о том, что в России распространена “милость к пьющим”, что “пьянство считается судьбой” и что “водка – русский бог и вторая валюта”.

Однако вернемся к женщинам в “Графомане”. Критик Владимир Новиков наконец-то назвал три “самых характерных женских образа” из “трех самых характерных романов ХХ века” – это Лара из “Доктора Живаго” Бориса Пастернака, Маргарита из булгаковского “Мастера и Маргариты” и Зина из романа “Дар” Владимира Набокова. Горьковская Ниловна, шолоховская Аксинья, Катя и Даша из трилогии Алексея Толстого “Хождение по мукам”, его же Катя Малышева из хрестоматийного “Русского характера”, солженицынская Матрена, распутинская Настена для критика не существуют. Ведущий, в свою очередь, с этим согласился и никак сие утверждение не прокомментировал.

В передаче были показаны также сюжеты о вручении премий имени Ю. Казакова журналом “Новый мир”. Прозвучали имена А. Эппеля, С. Гандлевского, О. Чухонцева, Е. Кацевой. Прошел сюжет о выставке Давида Бурлюка в “Музее литературы ХХ века”. Ведущий показал телезрителям вышедшие недавно книги: роман “По морю прочь” Вирджинии Вульф, “основная тема творчества которой – ненависть к мужчинам”, которая считала, что “мужчины – животные”, книгу, в которую вошло “собрание наблюдений” Наталии Ивановой и сборник “Рукописный девичий рассказ”. Из нее ведущий процитировал следующее: если юноша “держит девушку за мизинец, значит, любит”. Эта книга, как было сказано выше, стала самой заметной и даже знаменитой на телевидении на неделе. “Рукописный девичий рассказ” почему-то был отмечен еще раз уже в другой передаче о книгах канала “Культура” – “Порядок слов”. Там ведущий процитировал из нее другое “правило любви”: “если юноша наступает тебе на ногу, значит, хочет познакомиться”. Здесь следует отметить, что координация усилий создателей передач налажена довольно четко: процитированы были различные места книги. Вместе с тем по обычаю в конце очередного “Графомана” в мусорную корзину полетел по воле ведущего сборник “Девичьи гадания”. Почему рукописный девичий рассказ вызвал такое почтение у канала “Культура”, а девичьи гадания такую неприязнь – зрителю осталось непонятно.

Мария Арбатова, эксперт по теме “Развитие женского образа в русской литературе”, отметила, что женщины “начали писать о себе правду только при Горбачеве”. Это она, видимо, имеет в виду себя. “Знаменитой писательнице”, оказывается, неизвестно, что “до Горбачева” в русской литературе ХХ века были не только Анна Ахматова и Марина Цветаева, которые все же тоже писали о себе кое-какую правду, но и хотя бы Вера Панова и Юлия Друнина, которая “ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод… в блиндажи сырые... “в мать и перемать”. Потому что имя ближе, чем “Россия”, не могла сыскать”. Для ума “борца за права человека” Марии Арбатовой правда Юлии Друниной непостижима. Но это личное дело Арбатовой. Ведущему же на государственном канале “Культура”, наверное, стоило бы как-то прокомментировать пассаж о Горбачеве как об отце женской литературы.

Завершением передачи, своего рода апофеозом стала демонстрация переведенного на многие языки американского издания “Основы истории искусств”, в один том которого “американские искусствоведы” сумели вместить всю историю мирового искусства. Это издание вызвало некое беспокойство у автора и ведущего “Графомана”. Он отметил, что все русское искусство представлено в книге только четырьмя именами: Кандинского, Малевича, Л. Поповой и Шагала. В глазах ведущего стоял как бы немой вопрос: “А как же Целков и Шемякин?” Здесь зритель смог бы отдать автору передачи “пас” и сказать: “Уважаемый Александр Шаталов! Коли так преподносить русскую литературу, как это делаете вы и ваши коллеги (замечая исключительно модернистскую и постмодернистскую и напрочь игнорируя всякую другую), причем из передачи в передачу, из недели в неделю, из года в год, можно с успехом добиться того, что в очередном американском томе, посвященном истории мировой литературы, тысячелетняя русская литература тоже будет представлена четырьмя именами, а именно: Марией Арбатовой, Виктором Ерофеевым, Давидом Бурлюком и Наталией Ивановой.

Поскольку та неделя была связана с празднованием 65-летия Владимира Высоцкого, то в перерывах между телепередачами и в анонсах-заставках беспрерывно звучал не подвергавшийся никакому сомнению слоган: “Владимир Высоцкий – человек, у которого мы учились любить и ненавидеть”. Не все, дорогое телевидение, не все… А из “Центра имени Вс. Мейерхольда” на неделе должна была пройти очередная передача из серии “Линия жизни”, героем которой должен был стать телеведущий Владимир Познер. Всю неделю повторяли еще один слоган: “Владимир Познер – ум, честь и совесть отечественного телевидения”. Выше этого нет ничего. Хватило же у кого-то ума “на полном серьезе” присобачить лозунг о коммунистической партии к имени телеакадемика. И он к этому отнесся с полным спокойствием. Вот в этом-то и суть…

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
РАССЛЕДОВАНИЕ
КЛУБ-206
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИЗ ЛИРИКИ
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ИНФОРМАЦИЯ:

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ
ЗАЧЕМ ВЫ ПОСЕТИЛИ НАС?

Александр ТИХОНОВ

Аркадий СОСНОВ
ОТСТОЯЛИ!