На главную страницу
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
№6 (5911) 12 - 18 февраля 2003 г.

ОЧЕВИДЕЦ


Алексей ВАРЛАМОВ

МЕНЬШЕ НЕ БРАТЬ

Ключевое слово наших дней – брэнд. Когда, избавившись от докучливых хозяев, молодежные газеты сохранили прежние названия, это была первая его победа в новейшее время. И даже то, что комсомольское присутствие в СМИ отразило суть совершившейся в девяностые годы революции и дележа общественного имущества, подчинялось законам брэнда.

“Партия, дай порулить!” – с лихой кавээновской фразы, допущенной в эфир во второй половине восьмидесятых, началась очередная русская смута. Сначала в эфире, а потом на улицах и в мозгах, задав формулу времени: чья кнопка, того и власть. С той поры страна живет в телевизионно-газетном царстве победившего ленкома. Пройдет время, и если мы будем продолжать рулить в том же направлении, то и название Сталинград вернут. Но не ветераны Великой Отечественной, а поколение, для которого Сталин окончательно отойдет в область мифа. Тогда восстановят без всяких дискуссий памятник Дзержинскому на Лубянке, тогда в квартире Брежнева устроят мемориальный музей, а в модернизированный мавзолей Ленина потянутся, как к пирамиде Хеопса. Потому что все это русский брэнд. И он диктует свои правила, как когда-то диктовал их идеологический отдел ЦК на Старой площади.

Для брэнда нет человека, для него есть обезличенный потребитель, за чью душу надо бороться, и для этой цели годятся любые средства. Обыватель, в сферу его влияния не попадающий, похож на блоковскую старушку, которая

... убивается – плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий – раздет, разут...

Вся наша нынешняя политическая и бизнеснадстройка с ее атрибутами есть тот самый кумачовый лоскут. В самом деле, зачем, с точки зрения здравого смысла, не слишком богато живущей стране такое количество телевизионных каналов, радиостанций, иллюстрированных журналов, газет, аналитических программ, политических партий, политических деятелей... Все это индустрия, которая нужна лишь сама себе и которую невозможно остановить, потому что за ней стоит и хорошо отлаженный механизм, и хорошо отлаженная жизнь...

Кто кого содержит: они Россию или Россия их – вопрос, грозящий стать одним из самых больных в новейшей русской истории. Академик Жорес Алферов недавно возмущался в передаче “Тем временем”: почему за счет нефти, этого Божьего дара, данного нашей земле, обогащается небольшая часть населения? Его молодой оппонент бил Нобелевского лауреата под дых: зачем стране “Арзамас-16”, если вокруг нищие деревни? И раньше, и теперь. А не вмешивавшийся в их спор ведущий подвел итоги и обрисовал перспективу: или назад, в советское прошлое с его гигантскими проектами вроде переброски северных рек, или вперед – в открытый глобальный мир, а третьего не дано, и два этих противоположных образа не соединить. Как говорил Владимир Ленин, в идеологической борьбе нет места компромиссам.

А если не хочется ни в глобальный мир, ни в советское прошлое? Если дилемма эта насквозь надумана и ложна? Силком загонят? Объявят врагом свободы? Все это ерунда, и не только потому, что личный выбор у человека всегда другой. А потому, что глобальный открытый мир – такой же брэнд, как советское прошлое, и нынешняя Москва – самое наглядное тому свидетельство. Глобальное и советское замечательно сосуществуют в нашем открытом столичном обществе, и оба родственных начала ни вместе, ни по отдельности не отменят того же проекта по переброске северных рек, если только глобальному миру это потребуется. Тем более что денег у него много больше, чем было у советской империи. И окажется, что перебросчики рек ну просто... опередили свое время. А нищие деревни вокруг “Арзамаса-16” сами виноваты в том, что нищие. И вообще они не нужны. Тогда-то были неперспективны, а теперь подавно.

Советский проект тоже был всеобщим и открытым для всего мира. И разработчики его тоже твердили, что альтернативы нет. Но мир не захотел присоединяться, как не хочет теперь присоединяться к проекту американскому. И не только страны-изгои, а самые нормальные цивилизованные государства шарахаются от направляющей воли нового ЦК: глобалисты всех стран, объединяйтесь! Да и чем по большому счету это новое лучше старой советской гигантомании или мировых Интернационалов от первого до последнего, а самое главное – для чего России опять идти в рабство чужой идее и жить не по средствам, как жили мы все советские годы, оплачивая свой коммунистический глобализм?

Бесчеловечна и разорительна любая из навязываемых нам моделей, потому что в основе у них один утопический зуд – строить на земле счастливую жизнь. Это пытались сделать поколения героических, честных и чистых людей, еще больше крутилось вокруг мошенников и дельцов, но во все времена идея – социального ли равенства, всеобщей открытости или национальной исключительности – шла у них поперек жизни и ее губила. Идея похожа на купринского студента из “Ямы”, который проникся возвышенным чувством к проститутке Любке, восхотел ее спасти, взял из дома терпимости и решил жить с ней как с сестрой, а она каждую ночь не то из жалости, не то из благодарности укладывала его с собой, и он ненавидел ее за свое малодушие. А потом нашел в себе силы выгнать, и, побитая, она вернулась туда, откуда пришла.

...И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
...Обсудили –
Постановили:
На время – десять, на ночь – двадцать пять...
...И меньше ни с кого не брать...
У Любки выбора действительно не было. У нас все-таки есть.

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
РАССЛЕДОВАНИЕ
КЛУБ-206
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИЗ ЛИРИКИ
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ:

ЗАПРЕТ НА ПОКАЗ НАСИЛИЯ?

Лев АННИНСКИЙ
БЕЗ ГАЛСТУКА

Алексей ВАРЛАМОВ
МЕНЬШЕ НЕ БРАТЬ

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ