На главную страницу
ИСКУССТВО
№6 (5911) 12 - 18 февраля 2003 г.

ПРИГЛАШЕНИЕ К ПОЛЕМИКЕ


МОЖЕТ ЛИ ПРЕМИЯ БЫТЬ ИДЕАЛЬНОЙ?

В № 4 “ЛГ” была напечатана статья О. Галаховой “Маска”, я вас знаю?” о проблемах национальной театральной премии и фестиваля. Сегодня в продолжение темы генеральный директор “Золотой маски” Эдуард Бояков отвечает на вопросы редакции.

Эдуард Владиславович, для вас, конечно, не является секретом довольно распространенное мнение, что “Золотая маска”, став общероссийской, лишила Москву собственной театральной премии? Кроме того, многие полагают, что на этом фестивале, как правило, мало представлена провинция…

– Если просмотреть афишу “Золотой маски” за несколько лет подряд, то вы насчитаете театры из 13 российских городов. В стране театральных центров не больше, поэтому, полагаю, театральная Россия представлена широко. Мне бы не хотелось комментировать критические суждения, особенно тех, кто критикует ради критики, что же касается конструктивных предложений, они всегда принимаются и обсуждаются. По опыту знаю: стоит расширить афишу для провинции, и немедленно скажут: “Много!”

Восемь лет нас критиковали, что премия, претендующая на роль национальной, остается московской, поскольку вокруг “Маски” собралась столичная тусовка. Сейчас, когда фестиваль будет проходить в Петербурге, твердят, что Москву лишили премии. Но в этом году фестиваль мы устраиваем так, что 90% основной афиши фестиваля увидит и столичный зритель.

На сегодня только два этих города могут принять теафорум такого уровня, для проведения которого необходимы разветвленная городская инфраструктура, наличие разных технически оснащенных сценических площадок, мультиплексы. Надеюсь, что когда-нибудь Москва и С.-Петербург будут радоваться, что “Маска” пройдет в каком-то третьем городе, но вряд ли это случится скоро.

Прилагаются ли усилия, чтобы фестиваль “Золотая маска” стал модным? Соотносите ли вы концепцию фестиваля с понятием моды?

– Мы, как и любой фестиваль, работаем с широкой аудиторией. Я бы хотел, чтобы другой фестиваль – “Новая драма”, который мы организовали в прошлом году, стал модным. Если же говорить о “Золотой маске”, не уверен, что было бы правильно развивать в нем качество модности.

Сценическое искусство не должно бояться моды, но модой и не должно все исчерпываться. Лично я делаю фестиваль отнюдь не ради моды, а ради того, чтобы представить живой современный театр.

Вы говорите, что “Маска” открыта к диалогу. Что, к примеру, изменилось под воздействием критики?

– Помню недовольство специалистов музыкального театра. “Как возможно соревнование между Петипа и Евгением Панфиловым?!” – восклицали они. После этого жесткого разговора мы ввели номинацию “Современный танец”. Это было очень важно: отделить классический балет от современного танца. Мы также разделили номинации большой и малой форм в драматическом театре, ввели номинацию “Новация”. Нас упрекали, что на фестивале мало гостей, мало общения. Все это повлияло на рождение фестиваля-спутника “Золотой маски”. Появилась программа “The Russian Case”.

Она способствует коммерческому успеху спектаклей “Золотой маски”?

– Хочу уточнить: “The Russian Case” не ярмарка, где продают спектакли. Это клуб, территория общения, где встречаются представители крупных европейских фестивалей с русскими артистами. Иногда договариваются о показах спектаклей. Кого-то приглашают на работу в различные западные постановки, кто-то уезжает в Европу сам и находит работу.

“The Russian Case” сыграл свою роль в гастрольной карьере Евгения Гришковца, Виктора Крамера и его театра “Фарсы”. Я далек от того, чтобы ставить себе в заслугу внимание западных продюсеров к спектаклям Петра Фоменко, Камы Гинкаса, Льва Додина. Однако об их новых работах узнают в том числе и у нас.

Несмотря на жесткую конкуренцию, число кассет, присылаемых для отбора в “Золотую маску”, нисколько не уменьшается?

– Оно только увеличивается. И нужно четко сознавать, что в нашей стране театры из разных городов существуют в разном социально-культурном контексте. К сожалению, московские критики иногда поступают возмутительно нечутко, не осознавая, что тот или иной провинциальный театр проделывает огромную работу, прежде чем прислать нам кассету. Лично я с трудом понимаю снисходительное высокомерие по отношению к провинциальному театру. И смею предположить, что “Маске” верят, поскольку наша премия единственная, которая опирается на экспертов. Наши эксперты, принимая решения, не исходят из какой-либо конъюнктуры. Они принадлежат тому или иному театральному направлению, но ими не управляют корыстные интересы. На мой взгляд, такой многоуровневой селекции не хватает другим подобным проектам.

Если вы лично не согласны с решением экспертного совета, то проявляете как-то свою волю?

– В этом году эксперты не включили в число номинантов несколько спектаклей, за которые мне лично было очень обидно. И в этот раз я мысленно не соглашался с ними на все 100%. Но никогда не позволю себе открыть рот. Я вижу, что все работают честно.

Давайте порассуждаем, можно ли сделать процедуру выдвижения на национальную премию идеальной. Может быть серьезный опрос, как, например, опрашивают киноакадемиков, выдвигая на “Оскара” или премию “Тони”.

Если проводить опрос, боюсь, мы все провалим. Социологи нам выдадут примерно такие результаты: будут стоять имена Петра Фоменко, Марка Захарова, Константина Райкина, Камы Гинкаса, Льва Додина. Ориентация на авторитеты.

Второй способ – определять экспертов. Но и здесь все не так просто. За кандидатуры экспертного совета голосуют на секретариате СТД. Это больной вопрос, поскольку возникает конфликт интересов. Спросите в Фонде Сороса: может ли там эксперт голосовать за тот проект, в котором работает прямо или косвенно? А у нас сегодня спектакль того или иного секретаря СТД идет в конкурсе, а он спокойно голосует за того или иного критика.

В будущем году у “Золотой маски” юбилей...

Будем готовиться. Но, думаю, главное с нашей премией, фестивалем случилось. “Золотая маска” стала фактом театральной реальности. Нет необходимости создавать структуру, есть необходимость поддерживать созданное, совершенствуя те или иные направления работы.

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
РАССЛЕДОВАНИЕ
КЛУБ-206
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИЗ ЛИРИКИ
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Галина АЛЕКСАНДРОВА

МУЗЫКА

Тамара ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО
КЕНТ НАГАНО В МОСКВЕ
Елена ПРУДНИКОВА
“ФОРМУЛА-1” НА РОЯЛЕ
Марианна ШАТЕРНИКОВА
ВСЕЛЕННАЯ, ЗЕМЛЯ, КУХНЯ
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПОЛЕМИКЕ
МОЖЕТ ЛИ ПРЕМИЯ БЫТЬ ИДЕАЛЬНОЙ?