ФорумСамиздат

Поиск по сайту

Архив рубрик:
Архив изданий:
  
Выпуск № 6
Главный редактор
Редакция
Золотой запас "ЛГ"
Политика
Общество
Литература
Искусство Телеведение

Свет фресок Дионисия - миру

Клуб 12 стульев
Клуб 206
Книжник
Действующие лица
ЛАД
О газете
Реклама
Распространение
Партнеры
Вакансии
Самиздат "ЛГ"
Фотогалерея "ЛГ"

Чат "ЛГ"

ДАВАЙТЕ СПОЁМ! А ЧТО?

...Гаврила шлягеры писал

Михаил МОЛЧАНОВ

Продолжаем дискуссию, начатую писателем Юрием Поляковым статьёй «Песней – по жизни» (№ 52, 2006 г.). Разговор продолжили поэт Геннадий Красников (№ 1), певица Нина Чигадаева (№ 2), Владимир Шемшученко (№ 3–4), Александр Городницкий (№ 5).

О МАТРОСЕ В КРЫЛАТКЕ
Давным-давно, на заре «развитого социализма», развернулась на страницах тогдашней единодушной прессы кампания по борьбе с пошлостью и мещанством, проникшими на тогдашнюю же скромно одетую и неярко расцвеченную эстраду. Жертвами в этой борьбе роковой пали Гелена Великанова с песней «Ландыши», нынешние классики Михаил Танич и Юрий Саульский с их «Чёрным котом» и несколько других авторов и исполнителей, смешанных тогда с грязью, а ныне занимающих своё законное место в зале славы отечественной эстрады. Как ни старались партидеологи, не удалось им воплотить в жизнь мечту: не пел наш народ за праздничным столом «в коммунистической бригаде с нами Ленин впереди», а дружно горланил: «Хас-Булат удалой, бедна сакля твоя». Хотя и в шлягерах былых времён случались проколы. Пели мы: «Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону» – и не задумывались, с чего бы это матрос Железняк промахнулся километров на двести. Позже народная любимица Алла Борисовна спела о том, как во время грибного дождя «ветерок, надев крылатку, манит в лес за собой...». Пела и не ведала, что крылатка не нечто невесомое и воздушное, как, видимо, представлялось примадонне, а широкое пальто с пелериной, которое носили в позапрошлом веке осенью, когда грибных дождей уже не бывает и в помине. Но таких проколов было мало, ибо тоталитарный режим душил свободу творчества, для чего завёл на радио и телевидении штат редакторов, которые, будучи людьми грамотными, исправляли огрехи людей творческих. Но вот пришла свобода. И людей грамотных не стало, а людей, поющих с эстрады, причём поющих на языке, отдалённо напоминающем русский, стало столько, что впору цитировать Евангелие от Марка: «Легион имя нам, потому что нас много».
Певунов и певуний так много, что пришлось на телевидении открывать сразу два музыкальных канала. По идее – если канал музыкальный, то на нём и Верди, и Чайковский могли бы прозвучать. Да не тут-то было! Видимо, творениям Джузеппе и Петра Ильича далеко до «композиций» многочисленных девичьих групп, главным достоинством коих являются не голоса, а на 99% обнажённые тела. Видимо, полная «обнажёнка» – дело ближайшего будущего.

О ШТАМПОВОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Теперь гордость нашей отчизны штампуется на телевидении. Именно штампуется, ибо чем иным, как не штамповкой, занимаются промышленные предприятия! Фабрика игрушек штампует пластмассовых пупсов, а «Фабрика звёзд» – попсу. Но мы отвлеклись от того, что эта попса – извините за выражение – «поёт». А поёт она вот что! Прозвучало недавно на «Радио России» «изделие» конца ХХ века. Вслушайтесь в чарующие звуки: «Школьная пора, и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах… Через года слышу мамин я голос. Значит – мне домой возвращаться пора». Какова инверсия: «слышу мамин я голос»! Ни один негр преклонных годов так русский язык не исковеркает! А как вам – «пропадали пропадом мы во дворах»! Вот что «автор текста» мог бы прочесть в «Толковом словаре русского языка»: «Пропади ты пропадом (простореч. бран.) – пропади совершенно, окончательно, погибни». Господа, пролезшие в эфир со своими безграмотными текстами, жить живите, но пропадите окончательно из вышеупомянутого эфира! Имён авторов препарированного опуса назвать не могу, ибо мыслительный аппарат отверг их как вещи ненужные и даже вредные для нормальной жизнедеятельности организма. Но одну недавнюю запись, наспех мною сделанную для памяти, приведу. Исполняли эротическую композицию соответственно одетые (раздетые) девицы из группы «Шпильки». Телеэкран сообщил: слова И. Мельник (что я и зафиксировал). Часто-часто двигая бёдрами, имитируя тем самым творческий экстаз, голые представительницы искусства пели: «Девки самый сок. Закатай обратно губы, дурачок». «Раскатать губы» на такую откровенную пошлость может только прыщавый бронеподросток, «половой истекая истомой» (цитата не из песни, а из книжной классики).
Делать наброски к данному «крику души» начал я в бесснежном прошлогоднем декабре, а тут подоспел и вовсе субтропический январь, а вместе с ним и традиционная «Песня года» на канале «Россия». К этому шоу я подошёл уже подготовленным, со стопкой бумаги для фиксирования песенных ляпов, хотя думал при этом, что среди – официально лучших! – музпроизведений прошлого года никакого бреда и околесицы быть не должно. Как же я ошибался!
Начнём с реплики нашей примадонны Аллы Борисовны, которая, объявив, что через миг слушателей осчастливит своим райским пением некий Максим, затем, разглядев новую звезду, в некотором замешательстве добавила: «Я думала, что это мальчик, а это – девочка». Ни одного слова из того, что эта девочка пела, не запомнилось, зато запомнилась обязательная татуировка на плече, а также информация о том, что слова незапомнившейся песни придуманы Мариной Максимовой, то есть обладательницей модной наколки, соорудившей из своей простой фамилии заковыристое сценическое имя МакSим (наверно, в честь легендарного пулемёта).
Видимо, ни Максим, ни певшая следом за ним (за ней) девочка Полина не могут даже и подумать, что им по плечу открыть новый закон в физике. А вот в стихосложении, считают они, им море по колено. Так же как и некой Любаше, на слова которой было исполнено аж несколько песен. А плоды Любашиного вдохновения, исполненные эстрадным певцом по фамилии Киркоров, звучат так: «Полетела сквозь стрелы Под обстрелом и под огнём. Чтобы ты не сгорела, Я буду твоим дождём». Хотя данная чепуха исполнена Филиппом Бедросовичем с надлежащим надрывом, она так и осталась чепухой.

О ШОУ-РАЗВЕДЕНЦАХ И ШОУ-РАЗВРАЩЕНЦАХ
Далее на рассматриваемом телемероприятии происходит душещипательная сцена: Алла Борисовна (в коротенькой тунике) и Филипп Бедросович (в жёлтом пиджаке) дуэтом проникновенно поют о своём всероссийско известном разводе: «Ты ушёл. Всё к лучшему… Холодно без тебя, холодно…» Их тщетно пытается помирить Верка Сердючка. Зал рыдает. Под эти рыдания экс-влюблённые скрываются за кулисами. Остаётся одна Верка Сердючка, одетая, как всегда, по последней украинской моде. Тут нужно сказать, что пресловутая Верка, так же как новые русские бабки, – это лицедеи-мужики, кои, по мнению ежедневно их транслирующего телеящика, любимы всенародно, а их сценический образ населению близок, хотя переодевание мужчин в женские шмотки является извращением и носит красивое научное название «трансвестизм».
К извращенцам вернёмся чуть позже, а сейчас несколько слов о разводах на эстраде. Об Алле и Филе мы уже сказали. Теперь о Лоле и её бывшем муженьке. Процентов двадцать эфирного времени телепроекта «Две звезды» занимают юморные «разборки» бывших супругов – Милявской и Цекало. Несколько лет уже стонет с эстрады об ушедшей от него к супермену Тарзану Наташе Порывай (она же – Королева, желательно читать не ё, а е) Игорь Николаев. Когда-то «Вечёрка» печатала фамилии разводящихся граждан. Потом их количество так возросло, что газета с облегчением отказалась от такой общественной нагрузки. Зато теперь телевидение предоставило свой экран для песенных словоизлияний шоу-разведенцам.
Но мы обещали вернуться к Верке Сердючке. Возвращаемся мы и к Любаше, ибо на её слова гражданин Данилко выкаблучивает на сцене следующее: «Хорошо красавицам. Они всем нравятся. Им об этом и о том Не надо париться». Зал ликует. Гогочущие лица крупным планом. Этим лицам пришлись по вкусу слова и из другой Любашиной песенки, а именно: «Любовь вам не трали-вали. Любовь – для того, чтоб её отдавали. Любовь вам не трали-вали. Любовь – для того, чтоб её получали». Караул, русская культура! Чувствуется, что Любашу теперь не остановить – напористо взялась она расширять своё эстрадно-жизненное пространство! Придётся потесниться в нём и Игорю Николаеву как поэту-песеннику, хотя в «Песнях года» он доказал, что ещё остался порох в его лирических пороховницах. Об этом свидетельствует оратория «Бездонные глаза», в коей влюбчивый композитор сообщает ошеломлённым слушателям следующее: «У неё бездонные глаза. Если их увидел, то нельзя никогда забыть. У неё бездонные глаза. Я сегодня сам себе сказал: «Я хочу любить». Нет бы самому себе сказать: «Не умею я писать стихотворные тексты». Не скажет.

О ЩЕДРО ОДАРЁННЫХ, НЕ ЗНАЮЩИХ, ГДЕ ПРАВО, ГДЕ ЛЕВО

«Заботится» о вкусе своей аудитории и ведущая одного из музыкальных каналов, которая сказала о девице-певице из группы «Блестящие» следующее: «Природа щедро одарила Семенович, дав ей грудь пятого размера». Вот так-то! Главное на современной эстраде не голос, а бюст! Очень пикантно должны смотреться вступительные испытания в нынешних эстрадных учебных заведениях! Вот что телеэкран «несёт в массы»! А масса эта остаётся серой по причине улетучивания серого вещества из головного мозга, чему способствует современная сверхлёгкая музыка. А популярность сей музыки проистекает вот из чего: когда Лариса Долина исполняет джазовые композиции или когда Александр Градский поёт свою песню на слова Роберта Бёрнса, никому из слушающих не приходит мысль «и я бы так мог». А вот когда наша не очень-то ныне образованная молодёжь слышит: «Играет волынка вдалеке. Я в правом ботинке плыву по реке», она совершенно справедливо сокрушается: «А я не хуже спою». А вокалистка продолжает: «Я в небе летала вдвоём с тобой. Я с неба упала вниз головой» (оно и видно). А попсовая примадонна на большом мажоре заканчивает своё неандертальское выступление: «Бьют волны. А мне не больно. А мне не больно. А мне прикольно. А я при-коль-на-я!» И сразу же вспоминается русская народная сюрреалистическая песенка «По реке плывёт топор из села Кукуева», слегка переделанную строчку из которой хотелось бы адресовать раскрепощённой вокалистке «в правом ботинке на левой ноге» и всей нашей попсовой эстраде в её лице: «И куда же ты плывёшь, приколистка Стоцкая!»

Дискуссия на сайте

По мере продолжения дискуссии о песне на сайт www.lgz.ru приходят отклики на публикуемые материалы. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей некоторые из них.

Нина Чигадаева писала: «Надо создать государственные комиссии с целью проверки певцов на профессиональную пригодность. Возможно, нужно вернуться к практике худсоветов». Ну и кто же окажется в этих худсоветах, если талантливым людям всюду дорога закрыта сейчас? Да их, имеющих настоящие полноценные знания, в эти худсоветы априори не пустят...
Александр Зрячкин

Мне кажется, здесь путаница. Шоу-бизнес оценивают как некую разновидность искусства. Но это именно бизнес, и покровительствуют ему не музы, но Меркурий. Задача шоу-бизнеса – минимизировать затраты и максимизировать прибыль. Только и всего. «Фабрика звёзд», все эти лолиты, юлианы, петюни и прочие анастасии вовсе не певцы-певицы, а продукт массового потребления. Вроде чебуреков. Смешно пенять чебурекам, что они не утка по-пекински. Настоящая утка по-пекински – штука дорогая и большинству недоступная, чебурек же отличная вещь, чтобы закусить настойку боярышника или жидкость для мытья стёкол.
Владимир Хомяков

Нина Чигадаева пишет: «Большинство наших так называемых певцов на Западе не подпустили бы и близко к сцене. А у нас это эстрадное барахло идёт «на ура» и за большие деньги». То, что на нашей эстраде барахло, – это факт, но зачем вы Запад расхваливаете? Разве там не такое же падение? Где нынешние Фрэнк Синатра, АВВА и прочие? Они в прошлом. Разве не был в США раскручен чёртик из коробки Майкл Джексон?.. Теперь на Западе рэп – вовсе не пение, а бормотание... Виновата в деградации погоня за деньгами, они, родимые, money, money, money, как пела группа АВВА, повинны. Кстати, до революции в России была похожая песня со словами: «Всюду деньги, деньги, деньги... всюду деньги, господа, а без денег жизнь плохая – не годится никуда!»
Владислав

Наше ТВ нацелено на выполнение главной задачи – поголовной быдлизации всей страны. Этому в полной мере соответствует и эстрадное направление, почему-то называемое песней. Хотя эта карикатура, по сути, является виньеткой центрального направления: скоморошества от Петросяна и Дубовицкой с главными героями – мужиками в юбках. Даже наделённые талантом артисты обязаны представать просто идиотами или рыжими клоунами, на фоне которых придурок ощущает себя кандидатом наук.
Когда-то по средам все в метро читали «ЛГ», откладывая в этот день «Мастера» и «Альтиста Данилова». Теперь читают Донцову...
ЯгорЗ

 

Обсудить на форуме

ИТАР-ТАСС

Людмила Лядова на крейсере «Мурманск», 1976 год

ИТАР-ТАСС

Аня Семенович из группы «Блестящие», 2005 год

 
  ©"Литературная газета", 2003;
  при полном или частичном
  использовании материалов "ЛГ"
  ссылка на www.lgz.ru обязательна.  
E-mail web- cайта:web@lgz.ru
Дизайн сервера - Антон Палицын  
Программирование сервера -
Издательский дом "Литературная Газета"