На главную страницу
ИСКУССТВО
№ 7 (5822) 14 - 20 февраля 2001 г.

СТУДБИЛЕТ


БЕЗ ВИНТА

Как TВ с “геймерами” поссорилось

 

Давным-давно, когда я еще ходил в школу, а Quake 2 еще не существовало в природе, на канале НТВ была вполне приличная передача, которая называлась “От винта!”. И рассказывали в ней о компьютерных играх, причем с редким для этого жанра знанием дела. Увы, не дожив до явления Quake 2, передача сыграла из ящика. Один из ведущих теперь без особого знания дела и без всякого увлечения рассказывает на втором канале о спорте. А второй перешел работать в газету, где ведет рубрику на ту же тему в пятничных номерах.

С удовольствием повторюсь: передача была грамотной. Не без скольжения по поверхности, что неизбежно, если пытаться изложить суть и смысл целой игры в двухминутном рассказе, но достаточно точная. Обладавшая весьма, кстати, специфичным чувством юмора. Пожалуй, самая запомнившаяся шутка: “Католическая церковь даже хотела проклясть Интернет, но не решила, как – целиком или посайтно”.

И что характерно для тех времен, такая передача была не одна. В еще более древнем прошлом существовала даже передача, посвященная приставочным играм. Подробностей о ней, к сожалению, не припомню: уж очень молод был годами и легок мыслями. Периодически появлялись и другие передачи о компьютерах с обязательной игровой рубрикой.

Причем одними новостями и коммерческой информацией взаимодействие игровой и телевизионной культур дело не ограничивалось. Наблюдалось вполне определенное взаимное проникновение и обогащение. Я имею в виду многочисленные игры, сделанные с использованием мотивов и сюжетов фильмов. И фильмы на основе игр. Таких было целых два – “Street fighter” и “Поколение игры Doom”.

“Street fighter”, достаточно буквальное переложение знаменитой игры-боевика, был встречен железным спокойствием кинокритиков, поскольку оказался несколько хуже даже среднего боевичка с мордобоем. А игроки его просто не заметили. Правда, фильм по Doom они ждали. И дождались...

Собственно, особого отношения к сюжету легендарной “стрелялки” фильм не имел. Речь в “Поколении...” шла о том, как несколько молодых людей уигрались в означенную в заглавии игру до полного сумасшествия с галлюцинациями. Не припомню, чтобы о нем вообще хоть что-нибудь писали. Но, по-моему, именно с тех пор стало модно пугать родителей историями о том, что станется с их чадом, случись ему хоть краем глаза узреть ЭТО.

С играми, сделанными по сюжетам популярных фильмов, дела обстояли получше. Но установить прямую зависимость между качеством фильма и качеством его игрового воплощения не представляется возможным. Так, например, из туповатого “Терминатора” родилась весьма неплохая игрушка. А проект по более продвинутому-таки телесериалу “X-files: the game” если и привлек хоть какое-то внимание, то только благодаря знаменитому названию. Впрочем, лучше бы уж не привлекал. Ибо каждый заметивший совпадение норовил приложить игровую версию тяжелым печатным словом. И побольнее.

Возможно ли вообще совместить кино и игру? А если возможно, то надо ли? Ответ скорее отрицательный. Ибо результат, скорее всего, будет из серии гибридизации ужа с ежом – два метра почти бесполезной в хозяйстве колючей проволоки.

Игра и фильм сделаны из разного материала, у них слишком несхожая система ценностей. Идеал игры – отдельный мир. Живущий по своим законам, а не по сценарию. Адекватно реагирующий на любое действие играющего, даже такое, что никому и в бредовом сне не снилось. Сценарий в игре сейчас только неизбежное зло.

К чему приводит злоупотребление сценарием и киноэффектами, можно увидеть на примере игры Homeworld. В самый ответственный момент боя у игрока забирают управление и камеру, чтобы красиво, по всем правилам операторского искусства показать процесс появления новой своры супостатов. Игрок при этом брызжет ядовитой слюной и ругает мешающие эффективно воевать красоты на чем свет стоит. А по ходу и сценаристов.

В кино все наоборот. Мало кого интересует, что бы было, не забудь Винсент Вега автомат на кухне, идя в туалет. Да никто и не позволил бы ему пытаться спасти жизнь ценой развития сюжета. Каждый чих героя продуман и обжалованию не подлежит. Все служит одной цели – интересно рассказать и красиво показать историю. Зритель принципиально отличается от игрока. Это не его, пусть даже виртуального, сейчас пытаются разобрать на запчасти враги. Не его, а какой-то персонаж, которому можно сочувствовать, а можно и нет.

Зритель имеет возможность спокойно наслаждаться режиссерскими и операторскими изысками, ставя себя на место героя только когда захочет этого сам. Фильм дает зрителю лишь две линии поведения – смотреть или выключить телевизор. Зритель волен не пытаться сам расследовать преступление вместе с заэкранным детективом, а просто наблюдать за процессом. Просто так, от нечего делать, или в лучшем случае пытаясь угадать, какую мораль хотел вывести автор. Но он не может увидеть больше того, что придумал сценарист и не вырезал при монтаже режиссер. А игрок сражается и строит, побеждает и погибает. В результате собственных хитростей или ошибок. Тут, согласитесь, две большие разницы.

Так что соединить фильм и игру невозможно. Жесткий сценарий – сплошная помеха для игрока, который не желает делать придуманные автором глупости и которому, может быть, просто неудобно завалить противника из-за красивого и оригинального ракурса, придуманного авторами. Зрителю же надоедает единственно правильный в бою вид “из глаз героя”. А тактически выгодная линия поведения оказывается на редкость предсказуемой и скучной для стороннего просмотра.

То есть в итоге каждому свое. Зритель, тихо переживая, смотрит “Криминальное чтиво” и “Анализируй это”, в лучшем случае ставя себя на место героев, а игрок гоняет чертей мечом и дробовиком. Каждому то, к чему он имеет большую охоту.

А вот передачи про компьютерные игры на телевидении вдруг пропали. Разрыв произошел как-то сразу. Телевидение и компьютерные игры разошлись, как будто перестав воспринимать друг друга. Что странно и не может долго продолжаться... Игры тут ни при чем. Они развиваются своим путем, и никто этого развития уже не остановит. Что же касается телевидения, то зря оно так с ними. Игры имеют полное право на свою часть телеэфира. Такое же, как кино и театр. С которыми у телевидения тоже были сложности. Впрочем, думаю, телевидение еще очнется и бросится к играм. Пока оно просто не знает, как к ним подобраться. Но никуда не денется – придумает. Ибо это слишком серьезная сегодня часть шоу-бизнеса. И не только шоу...

 

Д.С., первокурсник

 

© "Литературная газета", 2001

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОЛИТИКА
ОБЩЕСТВО
ЛИТЕРАТУРА
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Ж. ВАСИЛЬЕВА
"САНЖЫРА"
Наши в Берлине

А. МАШУКОВА
ЯПОНЕЦ

ЗНАК ЖИТИНКИНА

Ж.В.
ШУМ ВРЕМЕНИ
и... Вены 1860-1910 годов

В. ЧАЙКОВСКАЯ
НРАВУ МОЕМУ НЕ ПРЕПЯТСТВУЙ?
Битва на поле искусства

Р. РУДИНА
КАРАТИСТЫ И АРТИСТЫ

Д.С.
БЕЗ ВИНТА
Как ТВ с "геймерами" поссорилось

Н. ЖУРАВЛЕВ
РАЗМЫШЛЯЯ ОБ ИСКУССТВЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

М. ТОПАЗ
СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ПРОФЕС-СИОНАЛИЗМА