На главную страницу
КНИЖНЫЙ САЛОН
№7 (5912) 19 - 25 февраля 2003 г.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ


ПРОТИВ ВЕТРА

Приют неизвестных поэтов (Дикороссы). Книга стихов. Составитель Юрий Беликов.М.: ИД “Грааль”, 2002. – 352 с.На задней сторонке переплета этой недавно изданной книги дана пафосная самореклама составителя, который “подобно Ивану Калите (?!), начал собирать воедино щедрые на всходы талантов поэтические земли” и уничтожать “белые пятна” России поэтической. Причем совершать сие, явно противопоставляя известным поэтам (на взгляд составителя, явно недостойным) сорок дотоле неизвестных поэтов (гораздо более достойных, на его же взгляд).

Оговорюсь сразу: выход этой книги правомерен, нужен, но далеко не идеален. Он доказывает только, что так называемый литературный андеграунд поистине неисчерпаем. И только. Конечно, на мой субъективный взгляд. В некоторое оправдание сообщаю, что прочел книгу дважды. Сначала по порядку, от поэта к поэту, с чисто читательским интересом; потом специально вглядываясь в строки, чтобы иллюстрировать свою концепцию.

Конечно, проще всего было бы отмахнуться от большинства имен, сочтя их творения малодаровитыми уже по одному-двум первым стихотворениям, а авторов – заурядными неудачниками.

Успех в литературе – штуковина вообще-то загадочная; помимо многих объективных параметров, напоминающая еще и выигрыш в лотерее. А процент выигравших от общего числа участников всем хорошо известен.

В книге есть поэты более-менее способные. Есть просто слабые. У составителя и автора первого предисловия, кстати, тоже пишущего вполне ординарные стихи и давно, по-моему, страдающего комплексом избыточной полноценности, последняя часть введения посвящена чуть ли не паранойяльной нумерологии. Несколько позже я тоже использую математику для более нормальных доказательств ряда своих утверждений и положений.

Общее впечатление от сборника: при некоторой тематической новизне, связанной с идеологическими и социальными переменами 90-х годов, большинство представленных стихов монотонно, малохудожественно, нередко профессионально беспомощно.

А сейчас по части пафоса относительно обнаруженных составителем самородков, их творчества, якобы получившего расцвет в годы наступившей “свободы” и прежней (в годы “застоя”) невозможности выхода этих талантов в тираж. Именно последнюю посылку опровергает личный опыт всех трех авторов предисловий к разделам сборника.

Автор предисловия № 1, которому, кстати, уже за 40, член СЖ РФ с 1985-го, СРП – с 1991-го, автор нескольких книг, многих публикаций в периодике и лауреат ряда премий; между прочим, как поэт он практически малоизвестен.

Автор предисловия № 2, которому давно за 60, член СЖ РФ с 1971-го, СП – с 1978-го, автор многих критических книг и лауреат всевозможных премий.

Автор предисловия № 3, которой тоже за 50, член СП с 1988-го, автор ряда книг стихов и лауреат республиканской премии аж 1982 года.

Как-то не очень всех их притесняла советская власть. И потом еще вопрос, а кого она не притесняла, если задуматься? Хотя бы в лице тогдашних нечестных и обозленных на свою же творческую беспомощность редакторов и властей предержащих.

А сейчас такие расклады по авторам.

Из 40 представленных в сборнике поэтов, увы, 11 в возрасте от 53 до 78 лет (20 – 30-х годов рождения), 20 в возрасте от 35 до 52 лет (50 – 60-х годов рождения) и только 9 – от 21 до 28 лет (70 – 80-х годов рождения).

Где же они, заявленные составителем юные творческие всходы? Так, скорее опавшие колоски.

Насчет собирания земель: составитель, пермяк, представил в книге 10 поэтов, связанных проживанием с Пермью и Пермской областью. По остальным регионам разброс от 1 до 2 авторов на ту или иную область. (Вообще-то в России 89 регионов, как известно.) Процент освоения явно ничтожен.

Так как я тоже пермяк, полжизни проживший на Урале, то уж о своих земляках могу писать со знанием дела. Как говорится, из первых рук.

Пермь – сыздавна город высокой поэтической культуры (и не только поэтической, в области балета он тоже впереди Европы всей), но одновременно, увы, непрекращающаяся выжималка, мельница и крупорушка всевозможных талантов.

Ранее, пока было издательство, “молодых” оно не издавало как по нажиму парторганов, так еще больше по трусости и из-за своевластия издательских работников. Тема эта может занять не одну сотню страниц, так что развивать ее не будем. Тем более что сейчас этого издательства нет. Старый состав ред. умельцев не справился с “диким” рынком, ибо привык работать в тепличных условиях развитого социализма. В Перми сейчас немало частных издательств, которые, кстати, издают и поэтические книги.

Но вот и сейчас “объективный” составитель почему-то не напечатал среди пермяков ни Белу Зиф, истинно пострадавшую за свои стихи в советское время, ни Нину Чернец (уже покойную), аналогично страдавшую, ни Наталью Чебыкину-Крон (тоже покойную), ни Ирину Христолюбову. Наверное, стоило бы все-таки познакомиться с нашумевшим в свое время сборником “Княженика”. А среди свердловчан-екатеринбуржцев и в разделе покойных поэтов он не представил Бориса Рыжего, безвременно погибшего, редкостно одаренного молодого поэта. Где заявленная объективность и где настоящее знание литературной карты России?

Примитивный эпатаж и явная озабоченность своим литературным положением нередко сквозят как у составителя в предисловии, так и у многих авторов сборника. Вот 67-летний поэт из Ярославля, тоже бывший пермяк, который, прекрасно помню, был вполне благополучным журналистом, пользовался благоволением ком. начальников, заведовал отделами культуры в областной комсомольской и городской партийной газетах, сегодня переиздает стихи “Чернец Андрей”, которые еще в 60-е годы неоднократно печатались в газете и областном коллективном сборнике, причем тиражом раз в 5 больше нынешнего издания. Да, к сожалению, у него действительно в конце 60-х не вышла поэтическая книжка, а спрашивается, у кого из 5 – 7 такой же силы пермских поэтов она вышла? Наступили чехословацкие события, и повсюду завернули гайки. Поэт бросил писать, проявил слабость характера, я ему сочувствую и всегда сочувствовал. Но процитирую О. Мандельштама: “А Иисуса Христа печатали?”

А что, сегодня, что ли, лучше, когда издать книгу стихов можно либо за собственный скудный счет, либо за счет неуловимого спонсора? То-то поток неисправимо серой, графоманской литературы только прибывает и усиливается.

Спрашивается, есть ли в сборнике стихи, отмеченные знаком первородства и подлинного мастерства?

Да. Например, подборки стихотворений Сергея Кузнечихина (Красноярск):

Под вечер все себе простил,
А утром снова загрустил
И, невзирая на усталость,
Приставил пистолет к виску
И выстрелил в свою тоску…
Себя убил.
Тоска осталась.

Сергея Нохрина (Екатеринбург), Виктора Черепанова (Пермь), Николая Бурашникова (Пермь):

У нас в поселке жили весело:
Два – застрелилось, семь – повесилось.
Душа – хоть Ваньку взять, хоть Пашку –
У лесорубов нараспашку.
Они, где ветер ветку клонит
И где дубравушка шумит,
Не трудятся, а чертоломят.
Всяк на работушку сердит.

Отмечу его особо, это поэт поистине органического дарования. Интересны Илья Тюрин (Москва) и Арсений Бессонов (Пермь). Их произведения, бесспорно, выделяются на общем фоне книги. Жаль только, что большинство перечисленных авторов больше ничего уже не напишет. Неужели первыми уходят наиболее талантливые, а следовательно, более ранимые?

Почему-то вспомнились давнишние строки Александра Межирова: “До тридцати почетно быть поэтом, и срам кромешный после тридцати”. Конечно, есть поэты позднего цветения, но почему-то очень жду новых 20 – 30-летних авторов. Жду именно от них новой поэзии. Жду не “дикороссов” или “постояльцев дикого неба”, не диковатых изготовителей бессмысленных диковин, а держателей возрожденного слоистого мела, летящих, словно птицы, против ветра.

Виктор ШИРОКОВ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
КЛУБ-206
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
НАСЛЕДИЕ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе КНИЖНЫЙ САЛОН:

Валентин ОСИПОВ
ДВЕ КРАСКИ ШОЛОХОВИАНЫ

Иван ПАНКЕЕВ
“ЛЮБОВЬ ПРИ МНОЖЕСТВЕ ОБЪЕКТОВ…”

Наталья ДАНИЛОВА
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ НАМ?..
Ольга РЫЧКОВА
УРОКИ ПОЛЬСКОГО

Дмитрий ЛЬВОВ
ОТПОР КАТАСТРОФЕ

Мария ГАЛИНА
ОДНА И БЕЗ ОРУЖИЯ

Павел БАСИНСКИЙ
НИКТО НЕ ЗНАЕТ ЦЕНУ

Виктор ШИРОКОВ
ПРОТИВ ВЕТРА