№ 8 (5823)
21 - 27 февраля
2001 г.

 

МИГРАЦИЕЙ ПРИРАСТЕМ

   

Правительство рассмотрело проект Концепции демографической политики до 2015 года. Это произошло через 20 лет после последнего значительного решения руководства страны, направленного на повышение рождаемости (март 1981 года). Реализация того постановления дала заметный результат. В 1983 году в РСФСР родилось 2,5 миллиона детей – против 2,2 миллиона в 1981 году. Затем на рождаемости благотворно сказалось начало перестройки – вызванные ею большие ожидания и борьба со злоупотреблением алкоголем.

Сейчас это последнее относительно многолюдное поколение россиян вступает в родительский возраст. Поэтому число рождений в первом десятилетии XXI столетия должно заметно возрасти. Однако уровень рождаемости все равно чрезвычайно низок, смертность высока, коэффициент воспроизводства населения в последние годы равен всего 0,58, то есть на смену 100 человекам родительского поколения приходит всего 58 их “заместителей”.

Демографическая ситуация резко обострится во втором десятилетии нашего века, когда в зрелый возраст будет вступать малочисленное поколение, рожденное в последнее десятилетие, а выходить из рабочего возраста будет самое многолюдное, рожденное в 50-е годы. Возникнет недостаток рабочей силы, увеличится “нагрузка пенсионерами”, придется привлекать тружеников извне, прежде всего из бывших союзных республик, как переселенцев, так и “гастарбайтеров”. Кстати, последних в некоторых регионах России и теперь немало, в частности – в Москве и Подмосковье (строители, ремонтники, торговцы, шоферы, особенно – из Украины, Белоруссии, Молдавии, Закавказья).

Внятной демографической политики у новой России до сих пор не было. Принятие концепции может стать ее началом. Но от концепции до реализации – “дистанция огромного размера”.

Основательно оценить обсуждаемую концепцию можно только после ее публикации. Пока же только два замечания. Первое. С принятием концепции сильно запоздали. Стимулировать рождаемость опять, как и 25 лет назад, будем на восходящей стороне демографической волны. Это увеличит и без того громадный размах волн (от 2,8 до 1,3 миллиона рождений в год). То есть за большим (искусственно увеличенным) подъемом рождаемости неминуемо последует большое падение. Впрочем, лучше поздно, чем никогда.

Виктор ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ, старший научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН

 
ПЕРВАЯ КОЛОНКА

   
СУДЬБА ПАЛ ПАЛЫЧА

Бородин, безусловно, самый высокий российский (советский) чин, когда-либо сидевший за американской решеткой. Американцы просто не представляют, кто он есть, а главное, кем он был.

Впрочем, не представляем себе этого и мы.

Его называли кремлевским завхозом, но это чепуха. Сам Бородин говорил о себе как о крупном хозяйственнике на самых ответственных побегушках у президента России, но и это, скорее, для туману.

Бородин, конечно, был зависим только в исполнении пожеланий и прихотей Ельцина. Но во всем прочем он самовластно управлял имущественной империей, которую оценивают в 600 миллиардов долларов.

Для сравнения: весь государственный долг России вместе с советскими недоимками укладывается примерно в 130 миллиардов долларов.

Переход к статье В. Надеина "Судьба Пал Палыча"

АКТУАЛЬНО

   

“КРУТАЯ” ПОЛИТИКА НА ВЕТХИХ ТРУБАХ

Действительно ли на отопление не хватает денег или их просто пускают на ветер (вместе с теплом)?

Главы муниципальных образований России обратились к президенту Путину с призывом срочно принять меры для обеспечения нормального функционирования коммунальной сферы. Они полагают, что, если такие меры не будут приняты, “это уже через несколько лет неизбежно приведет к тотальной катастрофе, выходу из строя инженерной инфраструктуры и коммунального хозяйства городов и поселений”: бюджетное обеспечение муниципальных образований из года в год сокращается и это не позволяет осуществлять надлежащий ремонт и модернизацию теплосетей. Такая “экономия” оборачивается “огромными затратами средств на устранение аварий, страданиями простых людей, а также стремительным падением доверия к власти”.

Свое мнение о проблеме “кризиса теплоснабжения” в беседе с обозревателем “ЛГ” высказывает ведущий исследователь Центра по эффективному использованию энергии Инна ГРИЦЕВИЧ.

Переход к статье А. Павлова ""Крутая " политика на ветхих трубах"

ДЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ

   

ПОЗДРАВЛЯЕМ ОЛЬГУ И ЕЛЕНУ!

Вэтом номере мы подводим итоги конкурса авторов и их героев “Дельные люди”. За полгода было напечатано 17 очерков и интервью. Шестеро из их героев, по оценкам читателей, откликнувшихся на наш призыв выразить свое мнение, набрали более 250 баллов (но никто – более 260). Окончательный выбор пришлось делать жюри, состоявшему из журналистов раздела “Общество”. По большинству голосов победительницами стали Ольга Зингер (Зайцева) и автор очерка о ней Елена Соколова. Они и получат обещанные премии от концерна “Панинтер” – наряды от модельера Владимира Зубца.

Одна незадача: Ольга живет в Германии, и награждение откладывается до ее ближайшего приезда в Россию. Как только это случится, мы вам сообщим и подробно расскажем об этом приятном событии.

Переход к статье  "Поздравляем Ольгу и Елену!"

ПИСЬМО ИЗ ПЕРЕДЕЛКИНА

   

ЗАВИСТЬ К БУЙНОМУ СОСЕДУ

Стараюсь смотреть на Украину по-новому, со стороны – холодно, расчетливо, почти равнодушно. Что нашли они в этом Гонгадзе, что меняли его публикации? Неужто не ясно – общественное мнение давно уж творится не газетными полосами и мерцающими экранами, они лишь одно из средств для реализации иезуитских замыслов павловских всех мастей.

А те десятки тысяч, что выходят сегодня на площади под такими красивыми лозунгами, они что, не догадываются, чем все окончится, если даже их сегодняшние лидеры прорвутся к власти? Могу рассказать: один прихватит кусок пожирнее, чтобы переваривать его весь остаток жизни, другой банально украдет и банально попадется, третий успеет смыться на теплые берега за тысячи миль. А те, кто выстаивает сегодня на митингах, всем простят и все забудут. И станут с наивной надеждой всматриваться в каждого, судьбой и политтехнологами вытолкнутого на пьедестал.

Переход к статье  ЛИТЕРАТОРА "Зависть к буйному соседу"
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

   
ПОЛИТИКА
В. НАДЕИН
СУДЬБА ПАЛ ПАЛЫЧА
А. ПАВЛОВ
"КРУТАЯ" ПОЛИТИКА НА ВЕТХИХ ТРУБАХ
Действительно ли на отопление не хватает денег или просто пускают на ветер (вместе с теплом)
ДЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ
ПОЗДРАВЛЯЕМ ОЛЬГУ И ЕЛЕНУ!
ПИСЬМО ИЗ ПЕРЕДЕЛКИНА
ЗАВИСТЬ К БУЙНОМУ СОСЕДУ
Л. ГРАФОВА
КАДЫРОВ ОБЪЯВИЛ "ДЖИХАД" СВОЕМУ НАРОДУ
И. СЕРКОВ
БЮДЖЕТ НАШКОДИВШЕГО МЕДВЕДЯ
ОПРОС "ЛГ"
КАК ВАМ ВСПОМИНАЕТСЯ СЛУЖБА В АРМИИ?
А. ИВАЩЕНКО
В КАБАЛЕ У ДОЛЛАРА
Размышления о ближних и дальних перспективах бедолаги рубля
А. ДРУЗЕНКО
О КОМ НЕЛЬЗЯ НЕ СКАЗАТЬ
А. БОВИН
В ИЗРАИЛЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПЕРЕИГРАЛО ЛЕВОЕ
К. КУПИН
"ПОСЛЕ КОМАНДЫ "РАЗОЙДИСЬ!"
Почему не безоблачно отношение японцев к американцам
А. СОСНОВ
"ЛЮБЛЮ ВО ВСЕЙ КРАСЕ ТВОЕЙ"
Как в Питере решили подредактировать Пушкина
О. ЧУМАКОВ
КАЛИНИНГРАД-СКОГО ГОНКОНГА НЕ БУДЕТ

ОБЩЕСТВО
А. НОВИКОВ
СТОЛИЧНЫЕ КАМНИ В ПОЧКАХ Ю. ВРОНСКИЙ
С ДНЕМ АБСУРДА, ДОРОГИЕ РОССИЯНЕ!
С. БАЙМУХАМЕТОВ
РОЖДЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ
Г. ЩЕРБАКОВА
БЕЗ НИХ РОССИИ ХАНА
А. СЭН
СТАЛО ВСЕМ СВЕТЛЕЙ
С. ВАЛЯНСКИЙ,
Д. КАЛЮЖНЫЙ
МЫ НЕ ЛУЧШЕ ДРУГИХ. НО И НЕ ХУЖЕ
А. КОЛЯДОВ
КОМУ ВЫГОДНЫ ВЫТРЕЗВИТЕЛИ?
Г. ЖАВОРОНКОВ
МАРКОВКА ИЗ "КРАСНОЙ КАПЕЛЛЫ"
Беседа со старейшим советским шпионом
Ю. СОЛОДОВ
ИЗ ЛЕФОРТОВА В ХАМОВНИКИ
Наш репортер идет по следам Дяди Гиляя
Д. ЕРОФЕЕВ
ПРАВДА О ТАЙСКИХ ТАБЛЕТКАХ
О. ОСЕТИНСКИЙ
ВОНЮЧАЯ РОЗА ЮГА, ИЛИ ПРОГУЛКИ С Б.Б. ПО ОДЕССЕ

ЛИТЕРАТУРА
А. ЯКОВЛЕВ
МЫ, МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
М. Г.
ЧЕТВЕРТАЯ ПЯТЕРКА ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ
ОТСЕБЯТИНА
В. БОСЕНКО
СЕРГЕЙ ЭФРОН - 12 ЭКРАННЫХ СЕКУНД
М. ГАЛИНА
ЩИТ И МЕЧ
Т. ВОЛЬТСКАЯ
ТЯЖЕЛЫЕ СЛОВА
"ЗА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ТАЛАНТА"
В. РАДЗИШЕВСКИЙ
ДРУГИХ ПИСАТЕЛЕЙ ДЛЯ ВАС НЕТ
На кону - лексикон
Г. ВЛАДИМОВ:
ПРОЗА - ЖАНР ТЯЖЕЛЫЙ
И. КУЗНЕЦОВ
СЛУЧАИ С...
В. ТОПОРОВ
УЖ ЕСЛИ ПОКОЙ, ТО ВЕЧНЫЙ
К сороковинам со дня гибели Владимира Аллоя
Л. ПИРОГОВ
ДЕТСКИЙ SАД

ИСКУССТВО
М. БОРИСОВА
ЦИРК-МАКАБР
"Щелкунчик" М. Шемякина в Мариинском театре
А. ТРОШИН
БЕРЛИН. 2001: ВЗГЯД ИЗ "МЕТРОПОЛИСА"
М. ХАЛИЗИВА
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
"Три сестры" в "Современнике"
И. КАРТАШЕВА
"Я ВСЕ ВАМ ДАЛ!"
Николаю Мордвинову - 100 лет
Н. АГЕЕНКО
"...НО ПЕСНИ ДОВОЛЬНО ОДНОЙ"
Лишь бы ее пела Анна Герман
Н. ЖУРАВЛЕВ
РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ ПО ФАЗЕ
М. УСТИМЕНКО
ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ
Где живут ви-джеи?
А. СОКОЛЯНСКИЙ
КРОВЬ, СТРАХ И ЭТИКА
М. ТОПАЗ
НОСТАЛЬГИЯ ПО СЧАСТЛИВО ПОТЕРЯННЫМ ВЕЧЕРАМ

КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
В. СЛАВКИН
ОН ДЫШАЛ ЮМОРОМ
В. КОКЛЮШКИН
КРАЖА
СТИХОДРОМ
СТЕНГАЗЕТА "КЛУБА "ДС"
В. ГРЕЧАНИНОВ
ЮБИЛЯРИЙ
А. КОСТЮШИН
ВОЙНА И МIР
А. КУЧАЕВ
"МАЛЬЧИК ХОЧЕТ В ТАМБОВ"
ПРИГЛАСИТЕЛЬ-НЫЙ БИЛЕТ
"ВОКРУГ СМЕХА" ВOЗВРАЩАЕТСЯ!
ЛГ-РЕЙТИНГ

ЧТЕНИЕ
Воспоминания о Федоре Абрамове: Сборник / Составители Л.В. Крутикова-Абрамова, А.И. Рубашкин. - М.: Советский писатель, 2000. – 672 с.
“Федор Абрамов приехал из Ленинграда по договоренности с Твардовским в “Новый мир”, но Александр Трифонович оказался нездоров и пригласил Абрамова на дачу, в Пахру...
Абрамов провел там почти весь день, а ночевать позвал его к себе сосед Твардовского – Юрий Трифонов. Федя еще у него на крыльце нарочито запричитал:
– Это как же писать-то надо, чтобы так жить! Это какими же художниками надо быть, чтобы в таких-то хоромах...” – так начинает свои мемуарные заметки Константин Ваншенкин. Вместе с ним Федора Абрамова вспоминают более семидесяти авторов.
Андрей Зорин. Кормя двуглавого орла...: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX века. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 416 с.
Автор прослеживает, как изменялась государственная идея от “греческого проекта” при Екатерине II до триады “православие – самодержавие – народность” при Николае I, обретая опору в отечественной литературе.
Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия / Автор предисловия и научный редактор И.И. Шангина. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 669 с.
“Жизнь без праздника что еда без хлеба”, – говорили наши предки. Праздничных дней в России XVIII – XIX веков было до ста пятидесяти в году.
ФИЛЬМЫ
“Легенды Риты” (режиссер Фолкер Шлёндорф)
Актрисы Бибиана Биглау и Надя Уйл, сыгравшие в новом фильме знаменитого постановщика “Жестяного барабана” (1979) главные роли, получили награду “Голубой ангел” как лучшие актрисы Берлинале-2000. Созданные ими образы немецкой террористки из ФРГ, находящей убежище в ГДР под крылом “Штази”, и ее легкомысленной восточногерманской подружки, только и мечтающей уехать на Запад, доказывают, что географическая граница между Востоком и Западом оказывается при всех ее устрашающих атрибутах не столь уж кардинальной.
“Нежный возраст” (режиссер Сергей Соловьев)
История последних пятнадцати лет рассказана с двух точек зрения: умудренного родителя и мальчишки, чей “нежный возраст” пришелся на совсем не нежную эпоху последних 15 лет. Удачное объединение режиссерского опыта Соловьева-старшего и дебюта Соловьева-младшего в качестве сценариста и исполнителя главной роли. Соединение пронзительной лирики и анекдотического абсурда, которому позавидовал бы Хармс. Плюс камера Павла Лебешева. Плюс песня Гребенщикова.
ВЫСТАВКИ
“Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова” ГТГ, Инженерный корпус. До 28 марта.
Выставка, показанная в Берлине, Венеции, Лондоне, Нью-Йорке, Бильбао, добралась наконец и до России. Представлено около 70 работ из 20 музейных и частных собраний, в том числе Третьяковской галереи, Русского музея и 16 региональных музеев Россииѕ Большинство из них были на выставках, знаковых для русского авангарда (“Бубновый валет”, “Мишень”, “Трамвай В”, “Беспредметное творчество и супрематизм” и др.). Спустя десятилетия многие картины впервые вновь оказались вместе.
На выставке только живопись плюс “визуальная поэзия” Варвары Степановой и супрематическая графика Надежды Удальцовой. Авангард, ставший классикой, ограничен началом ХХ века вплоть до 1924 года.
Живопись Надежды Удальцовой. Галерея “Риджина”. 1-я Тверская-Ямская, 22.
Камерная выставка из 13 работ показывает “неклассическую” Надежду Удальцову. “Лучшая кубистка в современном искусстве” после середины 20-х возвращается к фигуративной живописи. Европейская изысканность колорита не только в великолепном натюрморте “Гранаты” (1955), но и в неброской на первый взгляд картине 1942 года “Военный аэродром под Москвой”. Безупречность композиции как воплощение безупречности вкуса.

© "Литературная газета", 2001; Вэб-дизайн Виктора Кальяна, e-mail: vkalyan@mail.ru