На главную страницу
ПОЗИЦИЯ
№9 (5869) 6 марта - 12 марта 2002 г.

ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВА:“МЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ ДРУГ О ДРУГЕ”

Сергей ЛУКОНИНС первых же минут встречи я сказал Ларисе Васильевой, что “Литгазета” желает с ней побеседовать перед праздником 8 Марта. И тут она ответила: “Не буду тебе его давать. Не хочу я участвовать в этом празднике!” Но то ли наше многолетнее знакомство, то ли тема, заданная мной, всегда близкая ее сердцу, подействовали, во всяком случае, она увлеклась настолько, что мы позабыли о празднике и разговорились не просто о женщине...

Лариса, как ты думаешь, есть ли в нашем обществе Прекрасная Дама?

– Ни в обществе, ни в литературе – нет! Ее довольно мучительно искал Владимир Соколов и нашел даже, но до конца в его произведениях она так и не проявилась. А в принципе, что такое Прекрасная Дама в мужской цивилизации? Это идеальный образ, которого не существует. Есть стирающая белье жена-помощник.

“Мужская цивилизация” – это вроде патриархата? Тогда надо говорить об укладе, общественной системе и т.д. Или это нечто другое для тебя?

– Мы живем внутри патриархата, который, на мой взгляд, подходит к концу. Он сам себя уничтожит. У него никаких перспектив нет, все “измы” исчерпаны.

Так ведь “измы” мы сами придумали...

– Кто это “мы”? Мужчины? Конечно, весь мир держится на вашей мужской амбиции. Один мой хороший знакомый, в силу возраста перешедший все желания, говорил мне: “Ты находишься в своих исканиях на полтора шага впереди существующей цивилизации. Тебя не поймут”.

И ты гордишься этим?

– Отнюдь, жалею об этом.

Твои взгляды подчас не воспринимают ни мужчины, ни женщины. Чем объясняешь?

– Наша чудесная, прекрасная цивилизация ущербна, ибо весь мир двуедин. Природа двуедина во всем. Она владычествует, обладает человеком, а живые существа обладают ею. Был Шестой День Творения, когда Бог создал мужчину и женщину и заповедовал им совместно владеть землей и почил, то есть решил отдохнуть. Потом наступил Седьмой День, потом появилась липовая сказка про ребро – чистая мифология, придуманная для того, чтобы закабалить женщину.

Но и в библейской мифологии, согласись, отчетливо прослеживается гармония двуединства.

– Это и цифровая гармония, она близка мне, когда в истории ищешь параллели. Обрати внимание, почти все правители России, а мне интересно изучать только Россию, были совсем молоды: Василий I, Петр I, Александр I, Николай II. Исторически в каждом двадцатипятилетии каждого века все совершалось идентично – формы были только разные. Особенность ХХ столетия была в том, что точно в срок 31 декабря 1999 года пришла новая фигура, ушел старый больной правитель и появился новый. Я не могу сказать, что он очень молод, – просто зрелый человек. Мне люди, которым нравились 90-е годы, говорят: “Как это так, сейчас такое происходит, и что же – опять возврат?” Нет, наступает новое время, рождается новая эпоха, она переродится к началу 2-го двадцатипятилетия, потом в 3-м возродится, в 4-м переродится, если мы до того себя не взорвем. Да, возврат, но к тому, что обычно происходит при рождении эпохи...

Когда желаннее всего слово “свобода”, независимость, к которой так стремится женщина…

– Что такое независимость – мы знаем. Никакой независимости у человека не существует. Все имеет свое начало и свой конец. Мы зависим от всего: от природы, от погоды, от настроения близких тебе людей... Независимость – ложь, ею был куплен наш простоватый народ, отделенный от западного мира “железным занавесом”, проделавший в нем дырки и смотревший на Запад как в рай, где сыплется манна небесная. Понимаешь, у меня, прожившей там определенное количество лет, к сожалению или к счастью, нет иллюзий. Поэтому представляла: там жесткие камни, промытые мылом.

Даже в отношении женщины?

– Абсолютно! Так что с Прекрасной Дамой в жизни, а не в литературе и на Западе не получается. В самые первые годы XX века Лев Николаевич Толстой говорил, что без женщин – врачей, адвокатов, учителей, телеграфистов, сочинителей – общество обойдется. А вот без женщин-матерей – нет! Сейчас это смешно читать. Ну отправь всех женщин на кухню, чтобы только ухаживали за вами и не ходили на службу сегодня – жизнь остановится. Да вы через три дня будете недовольны, как за вами ухаживают! Некому будет ни учить, ни лечить. От факта бытия никуда не денешься – в общество уже пришла женщина, жена-помощница, в трансвеститной роли получеловека, которая помогает мужчине в его воинствующих идеях, причем очень часто делает лучше, чем он, доказывая свое равноправие, которое уже есть – нет равновеликости.

И это не мешает ей быть хитрой и изворотливой – изначально изворотливой, поскольку на протяжении всей истории она вынуждена была защищаться от насилия. А сколько драм, войн было из-за женщин...

– Да, из-за прекрасной Елены началась война, потому что двое – Менелай и Парис – желали одну даму. Она как таковая не была причиной. Причиной было их желание.

Желание овладеть женщиной как самкой и быть в конце концов хозяином ситуации.

– Вот именно – хозяином! Больше ты ни одной войны не припомнишь, когда из-за женщины начинались войны.

Можно припомнить, но их не настолько много, чтобы делать обобщение.

– Обобщение легко укладывается в границах мужской цивилизации. Была царица, которая воевала с царем Киром и победила его. Это была не женщина, а трансвестит. Понимаешь, Сергей, я убеждена: у женщины должна быть своя равновеликая государственная функция в управлении обществом – не военная, а мирная. Ведь недаром в последнее время правящий мужчина начинает интуитивно делать вывод: если речь идет о социуме, о социальной сфере, там женщина больше всего подходит, ибо участвует ее сердце. В нашем забюрокраченном вертикальном земном мире мужская психология диктует одно – властвовать, править! Этой “вертикали” в круглой природе Земли не существует, есть круг, в нем живет семья человеческая. Любая потеря в этом кругу драматична, если растешь без отца или матери. Ты выходишь из этого круга в общество, и вдруг выясняется, что должен подчиняться вертикальной системе, заведомо схематичной, нежизненной, потому что в ней нет семейного образа отношений и мыслей. Идет борьба противоположностей.

Ну очень знакомый мотив, взятый из диамата…

– Да, эта ахинея из мужского однобокого мироустройства, а не целостного, где все подчиняется законам гармонии. Мужчина должен обладать великой и неизбывной функцией, но в кругу общегосударственной семьи. Обществу необходимо строиться по принципу круга, в котором есть правитель, соправительница, молодежный мир и мир старейшин (не Дума наша и парламент – это уже позапозавчерашний день). То есть предки – отец, мать и потомки. Образ семьи должен проецироваться на образ власти. Это единственное, что спасло бы мир. Но мужчина так далеко зашел, а женщина так далеко забежала, что реализовать, как нынче говорят, этот “проект”, мало вероятно.

Лариса, ты затрагиваешь чисто политологический аспект проблемы. Но давай посмотрим на нее с другой стороны. Вот рождается младенец – что он ощущает и видит перед собой? Грудь матери, ее руки, глаза, взгляд, который настолько чувственен и нежен, что великие небожители Возрождения в гениальном порыве отобразили на холстах и фресках Мадонну как символ женщины в ее природной ипостаси... А сама женщина? Что в искусстве она сказала доброго в адрес мужчины, раз уж так рьяно стремится к равноправию? Да ничего! В зеркальце она видит только себя. А там, за спиной где-то, он – держатель семьи!

– А чего он держатель? В прошлом веке он женился на богатой невесте, приспосабливался и сейчас в том или ином виде то же самое – женится на прописке. Мужчина – всегда ребенок женщины.

Очень мило! Но весь ужас в том, что мужчина часто не в состоянии содержать семью. И наоборот, женщина содержит его, так как больше зарабатывает. Это для мужчины трагедия. И тогда семья разрушается.

– Верно. В девяностых годах ХХ века есть немало примеров, когда мужчина в разрушенной стране терял себя, а женщина находила. И часто вела себя не лучшим образом, по-мужски проявляя “силу духа”: “Ах ты такой, ты не можешь принести денег? Тогда стой у плиты!” Иные мужчины не выдерживали и кончали самоубийством – тому много примеров. Я наблюдаю, как остаются вдовыми женщины и мужчины. Мужчина вскоре должен жениться, иначе начнет угасать, с собой не справляться. Женщина, если хочет стать независимой и не выходит второй раз замуж, если и свяжет себя брачными узами, то опять же для поддержки какого-то мужчины. Мужчина в той или иной степени и ребенок женщины, и муж, и даже, к старости, отец. Но как только он выходит из семьи в общество, он вырывается из круга, к власти, независимо от социального положения. У этих противоречий слишком большая тысячевековая инерция, чтобы отказаться от однополых властных амбиций, проявить подлинное мужество и сказать нам, женщинам: “Завтра начнем вместе, мы оба потеряли себя, нужно возвращаться к природе”. Увы, я не столь наивна, чтобы надеяться быть услышанной этой цивилизацией. Я не феминистка. Феминизм развивает мужеподобие. Ведь от чего рушатся семьи? От того, что она идет по феминистическому пути, давит, требует, оскорбительно контролирует. Ему это не нравится? Будь мягче, умнее. Помни: мужчина всегда делает то, что хочет, а женщина – то, что должна. Она должна подумать, как его устроить на любую работенку, чтобы он приносил любые малые деньги, и внушить ему (а он очень внушаем), что эта работенка ее устраивает, если ему она интересна. Дать ему возможность заниматься записыванием певчих птиц, если он орнитолог, а это не приносит денег. Она будет их приносить. Потом что-то изменится, и настанет время, когда он будет в состоянии обеспечить семью. Но вот конфликтную ситуацию они вместе не смогут пережить. Отсюда разводы, пьянство мужей, чтобы не слышать упреков жен. В таком случае оба виноваты. Нас ведь никто не учит гармоничным отношениям в семье. Вспоминаю случай: было это во времена финансового обвала. Она в банке работала, а он военный. Она говорит: “Увольняйся, ступай в охранники!” А у него талант, он ас в своем деле и не виноват в политических дрязгах, она его грызет. И он разлюбил ее за непонимание. Жизнь его потом наладилась, она успокоилась, но он ранен (он-то помнит!) и ушел к другой женщине, сказавшей ему: “Как ты красив за штурвалом!”

А каков вывод, Лариса? Женщина – всему голова?

– Пусть шея, но без шеи голова не вертится.

И если бы не было мужчин…

– Как же без мужчин? Любить мужчину – задача женщины. Один американский университет прислал мне приглашение выступить с лекцией на тему о правах женщин, я послала им факс: “Хотелось бы выступить о правах мужчин”. Подтверждения приглашению не получила.

Вот Александр Шилов в нашей беседе, опубликованной в предыдущем номере, заметил, что мужчина слабее женщины…

– Мужчина не слабый пол, он физически сильный. Я не смогу сделать очень многого: допустим, не смогу перенести диван, я позову помочь мужчину, я не разберусь с карбюратором, как это сделает он. Техническая революция – дело рук мужчин. Но женщина – мощный помощник. Никакой Жолио-Кюри без Марии Склодовской не выделил бы радий – не хватило бы терпения. Однако ей следовало бы напомнить ему о Леонардо да Винчи, спрятавшем свои технические изобретения, чтобы ими не воспользовались во зло человечеству.

Народницы Засулич, Фигнер, Перовская... – воплощение силы, агрессии. Что с ними произошло?

– На общественном мужском уровне появилась женщина – вот и все. Мужчина тут же направил ее в своих интересах, в своих целях. Она стала биться не столько за равноправие, сколько за утверждение мужских революционных идеалов. В советской стране получила равноправие, но при условии: будет работать на мужскую идею. Она и работала.

На железнодорожных путях…

– А все потому, что коммунистическая идея была мужской. Там было многое для женщин, кроме участия во властных структурах. Управляли страной и стояли на трибунах мужики в шляпах, в брючищах шириной с Волгу, растолстевшие на дрожжах власти. Власть – уродливое слово. Но Бог ведь сказал “обладайте Землей”, а не владейте! Владеть – жесткое вертикальное утверждение. Обладать – обволакивающее слово. В этом смысле язык нам очень многое диктует. Я сейчас пишу книгу “Евангелие от Василицы”, где все мои идеи выстраиваются, чтобы было интересно читать. И я сама удивляюсь, какие открываются глубины в обыкновенных привычных словах. А что касается Прекрасной Дамы, с ней, по-моему, дела обстоят прескверно. Прекрасная Дама сегодня – особа мужеподобная. Не хочу обижать никого, не называю имени, но посмотри на думских женщин – они уже мало и внешне похожи на женщин. Некоторые из них носят черное, чтобы не выделяться среди мужчин. Им приятно, что они равны. А равенства-то этого нет! Мужчина генетически, по инерции не слишком уважает женщину, которая сидит вместе с ним в президиуме, особенно если она заметно умнее его.

В таком случае уж лучше они были бы депутатскими женами или, как твои героини, кремлевскими женами.

– Нет! Лучше бы они имели свою общественную структуру, и кто хочет (а очень многие женщины захотели бы), помогает мужской цивилизации выжить и не разодраться до конца. Я убеждена: на общественном уровне у женщины должно быть право запрещать войны. В женской общественной структуре пусть обязательно присутствуют мужчины не эгоистичные, не разрушенные милитаристской психологией.

Нужен тогда талант организатора. Ведь он редко дается женщине.

– Именно этот талант ей-то и дан. Ваш талант не талант на самом деле, а способ самовыражения через что-то. Лев Николаевич был, конечно, гений. Но мне как женщине смешны его женские образы. Это не женщины, а желания писателя.

Женщина в литературных произведениях доминирует. Вот где ей дан приоритет самовыражения!

– Да, в самовыражении мужчины- писателя. Книга – удобное место, где он может постичь себя через отношение к женщине. Мужская литература, а она достигла больших высот, вертикальна, а потому нежизнеспособна, не дает продолжения, не дает круга жизни.

Протопоп Аввакум, Серафим Саровский, монахи – великие пастыри, а женщина была ведь для них в стороне от вертикали и от круга, о которых ты говоришь…

– Не хочу касаться монашества. Но скажу, что в религии есть три начала: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, а Бога Матери, Бога Дочери и Бога Души Светлой нет.

В этом смысле и религия сыграла свою соответствующую роль.

– Конечно. Религия внутри общества работает на мужскую цивилизацию, она сама часть этой цивилизации. Женщина унижена в любом храме.

А как же Богородица?

– И Богородица унижена. Во-первых, она не считается Богом. Уж если идти по канону: она и Пречистая, и Пресветлая, и превыше всех херувимов и серафимов, но мужчина считает, что родившая Христа земная женщина не Бог. Человек, кто бы он ни был, не имеет права решать этот вопрос так. Во– вторых, Богородица унижена целым рядом ритуалов. Почему, например, женщина не может приехать на Афон? Таким образом унижается не только обыкновенная женщина, но и Богородица. Так мужчина лишний раз показывает свое превосходство над женским миром. И это, заметь, в любой религии, в любой церкви. Женщина не должна входить в алтарь. Ну не надо, не войду. Но почему? Алтарь – святое место для всех. Смертный мужчина единолично решает, куда следует войти женщине.

Но кто создает образ Прекрасной Дамы в литературе, в искусстве, в музыке, в живописи? Мужчина!

– Нереальный, вертикальный образ, которому мужчина поклоняется. А реальная женщина обязана стоять у плиты и стирать ему рубашки, чтобы он мог свободно вдохновляться плодом своего воображения, не стирающим и не готовящим обеды. Ты, Сережа, говоришь с позиции мужской цивилизации, которая изначально... сколько же миллионов мужчин и женщин должно было соединиться, чтобы получился ты. А что ты знаешь о своих предках? В крайнем случае третье, пятое колено. Да, наш ХХ век такой был сумасшедший, заставляли забывать родителей, не воспитали нас в интересе к предкам. А женщина несет это в генах. Кто, как правило, вопреки вертикальным требованиям времени хранит семейную память? Женщина!

Но это происходит, как ты говоришь, “в кругу семьи”. Писатель-фантаст Иван Ефремов в романе “Лезвие бритвы” обрисовал иную, в его представлении идеальную схему: муж и жена живут вместе, а дети – со дня рождения – в специальных воспитательных учреждениях под патронажем государства.

– Иван Антонович тоже был человеком мужской цивилизации, и он недалеко ушел от большевиков, которые говорили: “Всех детей отдадим в приют, и все бабы будут наши”. Проблемы воспитания должно продумывать государство. Моя функция достаточно скромна: напомнить обществу, что есть путь гармонии, есть путь познания друг друга. Бог не выдал ничего другого, кроме ты и я, он и она. Во всей природе, на что ни посмотри, везде эти двое… Я с 60-х годов мучаюсь этим вопросом. И у Владимира Путина ничего путного не выйдет, если он не проникнется идеями гармонии природных начал в обществе.

Лариса, в твоей судьбе первая волна – поэзия. Вторая – история. Меня же в данном случае интересует то дело, которым ты занимаешься в последние годы – Музеем танкостроения. Да, понятен твой интерес к предкам, о нем ты только что говорила. И все-таки: в чем связь между военным, чисто мужским делом, которым занимался твой отец, и твоими чувствами не просто дочерними, а женщины, которую “мучают” совсем иные вопросы?

– Я чувствовала себя очень виноватой перед предками, особенно перед моим отцом. Он умирал 12 сентября 1976 года в День танкиста. Мне врачи советовали: “Говорите с ним, отвлекайте его”. Я держала его за руку, читала ему стихи. Пообещала написать книгу. Он усмехнулся: “Что ты знаешь о моем деле, о танке, о моих друзьях? Мы ведь были засекречены”. “Узнаю”, – ответила я. После его смерти пошла к людям его профессии, а они, дети сталинской эпохи, помалкивают, уклоняются от многих тем. И я написала “Книгу об отце”, роман-воспоминание, полудокументальный, полувыдуманный. Получила очень много писем. Танкостроители начали раскрываться, присылали свои откровенные воспоминания, документы. По совету великого Семена Гейченко, открыла домашний Музей Памяти танкостроителей. Вдова маршала Катукова, великого танкиста, помогла мне увидеть тему шире. И мы с нею и нашими единомышленниками 6 декабря 2001 года в день 60-летия битвы под Москвой в Лобне, на Дмитровском шоссе, открыли Музей истории танка Т-34. Народ идет к нам. Я давно не пишу стихи, но суховатые недавно написала:

Чтоб не убила все живое
Последняя война,
Должны стать рядом двое –
Она и он. Он и она.

В твоих стихах, Лариса, заложено стремление гармонизировать мир.

– Один поэт мне сказал: “В ваших стихах недостает дисгармоничного начала”. Это потому, что я не хочу разрушать, и никакая женщина не хочет. Наша цивилизация, уверяю тебя, исчезнет, угаснет, потому что мужская амбиция сожрет сама себя, если мы не начнем гармонизировать этот мир. Наше государство, которое создавалось на крови и слезах, сейчас разрушено. Нужны ли были такие перемены? Пройдемся по недавней истории: при Александре I никто ведь не спорил, что нужно многое в обществе менять. При Николае II многие тоже хотели перемен. А потом эмигранты сидели на Западе и говорили: “Мы все мечтали не о том”. Как у Анны Ахматовой: “Все расхищено, предано, продано, черной смерти мелькало крыло”. Из любой истории, какую не возьми, выясняется, что надо было по-другому. К сожалению, мужчина свяжет себя с любым “измом”, но никогда с идеей женского содружества, со-участия, со-властия в структуре, которая ничего не имеет общего с властной вертикалью. Забюрокраченность нашей жизни такова, что мы в ней в итоге задохнемся. Я с этим сейчас часто встречаюсь при оформлении музея. Познаю потрясающую истину – субординацию! Как это жалко, какие вы, мужчины, трусы, когда по пустякам просите: “Только не говорите начальству, что я вам сказал…” Как вы боитесь подобного, вышепоставленного, который часто хуже вас, слабее. Но он поставлен! “Чего изволите?” Многовековая традиция. Я этого прежде не замечала, занимаясь другими категориями – чувствами человеческими. Это же потрясающе интересно, когда какое-то хамье любого пола, разинув рот в крокодильеву ширь, объясняет: “Мы работаем не с людьми, а с документами!” Я выхожу от него и говорю: “Боже, спасибо тебе за такой литературный подарок!”

Женщины участвуют в насилии: вспомни – Чечня, снайперы, террористки. А в давней истории – Каплан стреляла в мужчину.

– Да, это противоестественно. Женщина с ружьем... А что такое ружье? Это фаллос удлиненный… Это не моя догадка. Мужчина, писатель, подсказал мне, что ружье – продление его плоти. Хочу большего, чем у меня есть! Вот чистейшей воды амбиция. Она и у меня, к сожалению, проскакивает... Помнишь, что я тебе сказала? “Не желаю я участвовать в этом женском празднике!” Моя амбиция? Вот она: не быть в этом стаде. Ведь День 8 Марта – это оскорбление женщине. Но я ведь не лучше других женщин. А значит, 8 Марта в нынешней ситуации определенно и мой день, негоже от него отказываться. Один очень знаменитый мужчина собрал в этот день возле себя женщин и сказал им: “Конечно, без вас мы – козлы!” Жаль, что таких государственников единицы.

Как только у дамы наступает день рождения, то все скромно умалчивают: а сколько ей лет?

– Глупо. И построено на вечной необходимости казаться моложе для мужчин. Недавно прочитала, как одна актриса, рассуждая о женской форме, советовала: “Надо резать лицо, чтобы хорошо выглядеть”. Идиотизм, продиктованный мужским миром. Она, видите ли, должна нравиться мужчине. Чепуха это. Моложе себя не будешь, кого обманываешь? Возраста не скроешь никакой пластической операцией, да и сама операция всегда видна на лице, если посмотреть внимательно. Ведь стареют-то оба. Мужчина и женщина не первой молодости при первой возможности выбирают нередко в пару существо помоложе. Временное явление. И в основании, как правило, его тот или иной расчет. Молодость продлевается прежде всего здоровым образом жизни, гармоничной связью с природой и людьми. Мы знаем множество абстрактных истин, но ничего не знаем друг о друге. Сколько из-за этого разбитых семей! Женщина утверждается, и мужчина тоже утверждается. Мой муж был достаточно толерантный человек. Он рано почувствовал мое литературное призвание, не мешал проявлять свободу. Ему говорили: “Как ты разрешаешь ей ездить одной в эти литературные поездки”. А мне: “Как же ты оставляешь мужа одного дома, уведет его какая-нибудь блондинка без очков, худая”. Если бы я об этом задумывалась и он бы задумывался, то мы бы разошлись, и не было бы у нас сына. Мужчина идет по вертикали, она ходит кругами. Нужно гармонизировать движения. Есть же гармония в буквах алфавитов, где мужская вертикаль и женский круг замечательно сосуществуют. Учиться этому надо!

На рубеже тысячелетия с особой остротой прозвучала тема нетрадиционных отношений между полами.

– Надо над этой проблемой не иронизировать, а серьезно разбираться. Ведь в основании таких перерождений чаще всего заложены драматические ситуации, возникшие между мужчиной и женщиной.

А клонирование?

– Мы Божьи создания. Наш разум – это не мировой разум. Кстати, в литературе ХЯХ века было клонированное существо, созданное женщиной Мэри Шелли, “Франкенштейн, или Современный Прометей”. Чем кончилось? Трагедией. Клон убил своего творца. Все то, что создается мужским мозгом, весь этот прогресс, который нас же уничтожает, автомобили, которые служат нам и одинаково уничтожают, – все это направлено на разрушение. Мария Склодовская сделала ошибку: она должна была сказать мужу: “Мы нашли отраву для человечества. Найдем противоядие”. Изобретем таблетку (у меня не хватает ума придумать другой образ), чтобы человек бросил ее в яд и зло уничтожилось. Тогда и чернобыльской катастрофы не было бы. Это ведь тоже из области гармонии.

Что мы такое на этой земле? Летящий “шарик”, подчиненный законам мироздания? На тонком слое почвы биологическая особь, данная Разумом? Почему-то все эти астероиды, кометы пролетают мимо... правда, Тунгусский метеорит упал, но ничего страшного от этого с человечеством не случилось. Был ли он предупреждением Неба? Не задумываемся. Не заботимся о малом слое почвы, на котором живем, о малой дозе воздуха, нам данном. Во-первых, мужчина сотворяет зло, а во-вторых, женщина помогает ему.

Встречное движение...

– Да. Дисгармоничное. Повторяю, спасение Земли в гармонии начал на общественном уровне.

И все же, коли ты признала День 8 Марта, какой для тебя самый ценный подарок в этот день?

– Восьмитомное собрание сочинений, куда вошли стихотворения, романы. Книга об Англии – теперь она дополнена и называется “Тайна времени”, цикл исторических работ о судьбе женщин на вершине власти: “Жены русской короны”, “Кремлевские жены”, “Жены и муза”.

А на рабочем столе что?

– Девятый том “Евангелия от Василицы”, где развиты темы, части из них мы касались с тобой в этой беседе.

Сергей ЛУКОНИН

© "Литературная газета", 2002

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
ПОЗИЦИЯ
УГЛЫ ЗРЕНИЯ
ОБЩЕСТВО
ПРАВО
ЛИТЕРАТУРА
ПОЭЗИЯ
ИСКУССТВО
ЭКСКЛЮЗИВ
НАУЧНАЯ СРЕДА
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ
НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ПОЗИЦИЯ:

Сергей ЛУКОНИН

ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВА:“МЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ ДРУГ О ДРУГЕ”

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ