ФорумСамиздат

Поиск по сайту

Архив рубрик:
Архив изданий:
   
Выпуск № 9
Главный редактор
Редакция
Золотой запас "ЛГ"
Политика
Общество
Литература
Искусство Телеведение
Cвет фресок Дионисия
Клуб 12 стульев
Клуб 206
Книжный базар
Действующие лица
ЛАД


 

КИНО

Русский эндшпиль

Блеск и нищета «Турецкого гамбита»

На одном из рекламных модулей этого «новейшего российского блокбастера», в изобилии украсивших собой улицы города и страницы глянцевых изданий (уж что-что, а продвинуть свой товар в массы продюсеры Константин Эрнст и Владимир Максимов умеют; впрочем, им – первым лицам Первого канала, как говорится, и карты в руки), внимания на себя не мог не обратить некий в высшей степени примечательный его элемент. В некотором почтительном отдалении от внушительного списка всех прочих создателей картины и шрифтом поувесистее было торжественно набрано: композитор Горан Брегович. Ну вот – подумалось тогда – это уже серьёзная заявка. Если к работе над фильмом ухитрились привлечь одного из лучших теперешних кинокомпозиторов, мастера действительно европейского уровня, значит, не всё так безнадёжно в нашем масскультовом «фильмовом» производстве, значит, мы и впрямь выбираемся в данной сфере из болотца милых домашних радостей по направлению к чаемой транснациональности подхода и вытекающим отсюда грядущим мировым триумфам.
На премьере же выяснилось, что никакой Брегович никакую музыку для «Турецкого гамбита» не писал. Ухватистые продюсеры просто-напросто взяли в своеобразный творческий лизинг его давнюю красивую песню «Ederlezi» (звучавшую ещё в кустурицевском «Времени цыган» 1989 года) и украсили ею один из эпизодов ленты, благо балканское место действия сюжета к тому вполне располагает.
Я бы, конечно, не стал уделять столь много места сей милой шаловливой рекламной увёртке (или, выражаясь в терминах современности, «разводке») гг. продюсеров, если бы в ней, как в капле дунайской воды, не отразились бы все программные установки кинополотна, снятого «Студией Тритэ Никиты Михалкова» по заказу Первого канала по роману Бориса Акунина, его, если угодно, философия. Брегович – это несомненный «бренд», и какая, в сущности, разница, к чему в реальности сводится доля участия маэстро в работе над картиной. На него должны клюнуть разного рода синема-эстеты, те, для кого словосочетание «Эраст Фандорин» вовсе не является яркой путеводной звездой, освещающей дорогу к заветному окошечку «Касса».
Акунин, конечно, тоже бренд, но какой-то уже вчерашний, потихоньку выходящий в тираж, несмотря на все последние грандиозные усилия плодовитого романиста. А что же делать с основным контингентом посетителей наших кинозалов, с главной «целевой группой потребителей», то бишь с молодёжью, что в большинстве своём равноудалена и от Фандорина и от Бреговича и, скорее всего, не больно-то вдохновится тематикой Русско-турецкой войны стотридцатилетней давности? Да к тому же при полном отсутствии в сценарии вампиров и прочих актуальных героев повседневности… А для них у маститых топ-менеджеров в сфере всяческих визуальных средств коммуникации припасён беспроигрышный аргумент в виде непременных для «проекта» подобного масштаба спецэффектов, компьютерной графики и всяких иных производных «продвинутых» технологий – в общем, всех тех экранных ухищрений, кои в изобилии представлены в рекламном ролике «Турецкого гамбита», плотно заполнившего собой межпрограммное эфирное пространство ясно какого ТВ-канала.
Тем из пока ещё потенциальных потребителей конечного продукта, кто, прельстившись суггестией данного мини-шедевра «искусства продаж», жаждет лицезреть, как всё это развернётся в натуральную полнометражную ширь большого экрана, могу – в полном осознании всей меры ответственности – сие не рекомендовать. (От лица именно таковым образом «купившегося» и, что в данном случае куда более важно, на правах прежнего горячего сторонника – в отличие от многих коллег по редакции – произведений фандоринского цикла.) Уверяю, ничего и никуда и не подумает разворачиваться. Шестидесятисекундный ролик даёт максимально очищенное и исчерпывающее представление о ленте режиссёра Джаника Файзиева, гуманно предоставляя – в наши временного, прежде всего, дефицита времена – возможность потратить эта два с лишним часа на какое-нибудь полезное и приятное занятие. Да хотя бы и на пере/прочтение первоисточника.
Нет, правда-правда, в нём, в ролике, есть всё, в умело сконцентрированном виде и без выматывающих душу подробностей (даром, что ли,
Д. Файзиев, прежде чем занять высокий пост директора Дирекции кинопроизводства «всегда первого», на протяжении нескольких лет успешно подвизался на ниве клипмейкерства и «телеэдвертайзинга»).
Размах спецэффектов – есть. Единственная по-настоящему впечатляющая сцена фильма, а именно, эпизод беспощадного артиллерийского расстрела колонны русских войск на подходе к Плевне 30 августа 1877 года, представлена в краткой и оттого куда более близких отношениях с талантом состоящей промоверсии «Гамбита» всеми наиболее выигрышными своими кадрами. И к тому же в рекламном мельтешении телевизионной картинки как-то не столь уж бросается в глаза явственная силиконовость батальных эпизодов, заставляющая с грустью вздохнуть о навсегда канувшей в вечность эпохе больших массовок, о «Войне и мире» Сергея Бондарчука, до истинного своего масштаба вырастающей именно теперь, на фоне opus`a Акунина и Файзиева сотоварищи и им подобных, что – можете быть уверены – не заставят себя ждать, подавляя весомостью грифа: «От создателей «Турецкого гамбита».
Так что компьютерными чудесами ролик также даёт возможность насладиться в полной и оптимальной мере. В пространстве собственно фильма они: а) выглядят куда более нарочитыми и – главное – б) имеют довольно-таки бледный доморощенно-кустарный вид по сравнению с аналогичными поделками заокеанских специалистов из могущественных 3D-корпораций. И как бы ни заклинали нас услужливые друзья картины из числа журналистов в том русле, что вот-де империя наша наконец наносит-таки ответный удар, ставит шах Голливуду, как бы ни усердствовали они в подобном ура-патриотизме, здесь, как и в сфере отечественного автопрома, радоваться рано.
Не будем подробно останавливаться на сюжете: для читавших роман его экранное изложение выглядит бледным и довольно сумбурным изложением слабо связанной между собой цепи событий (несмотря на все усилия автора сценария, который пошёл даже на изменение фигуры держащего детективную интригу главного злодея). Что уж говорить о тех, кто впервые сталкивается с героями «Гамбита» в кинотеатре…
С ними – с героями – надо сказать, и связаны главные проблемы этой ленты. Что касается главных персонажей в исполнении Егора Бероева и Ольги Красько – так на них также вполне достаточно посмотреть в рекламном, сверхукороченном варианте. Приятные, открытые, молодые лица. Что в начале фильма, то и в его конце. Симпатичные ребята: какими вошли в предлагаемые обстоятельства, ровно такими же из них и вышли; и все эти загадочные, ужасные, кровавые обстоятельства, право слово, не оказали на них, кажется, никакого влияния. Всем прочим действующим лицам романа приходится ещё сложнее, поскольку их экранное времяпребывание строго ограничено по времени: от нескольких коротких эпизодов до буквально пятисекундного появления. (А некоторые из заявленных персонажей в кадре так и не возникают – ждите сериальной телеверсии.) Все занятые в фильме актёры от Анатолия Кузнецова и Даниэля Ольбрыхского до Марата Башарова и Алексея Гуськова, все признанные и новоявленные звёзды являются здесь не более чем функциями, утверждающими сам факт дорогого, пафосного и амбициозного кинопроекта. Что-либо ещё им утвердить или продемонстрировать в данной ситуации крайне затруднительно. Да и к чему, если всё остальное за них сделают реклама, грамотный маркетинг, агрессивный промоушн…
Эндшпиль. Конец игры.


Александр А. ВИСЛОВ

 
  ©"Литературная газета", 2003;
  при полном или частичном
  использовании материалов "ЛГ"
  ссылка на old.lgz.ru обязательна.
  E-mail web- cайта:web@lgz.ru
Дизайн сервера - Антон Палицын  
Программирование сервера -
Издательский дом "Литературная Газета"