ФорумСамиздат

Поиск по сайту

Архив рубрик:
Архив изданий:
  
Выпуск № 10
Главный редактор
Редакция
Золотой запас "ЛГ"
Политика
Общество
Литература
Искусство Телеведение

Свет фресок Дионисия - миру

Клуб 12 стульев
Клуб 206
Книжник
Действующие лица
ЛАД
О газете
Реклама
Распространение
Партнеры
Вакансии
Самиздат "ЛГ"
Фотогалерея "ЛГ"

Чат "ЛГ"

ТОРЖЕСТВО

Оскаровская премия Мира

В Лос-Анджелесе, как это неизменно происходит по весне, снова навручали киношному люду (в основном своему и чуть-чуть – иноземному) целую кучу бравых позолоченных парней «Оскаров».

И даже те таланты и поклонники девятой музы, что взяли себе за правило демонстративно презирать самодовольно лоснящийся Голливуд со всеми его бешеными долларами, звёздными конвейерами, могучей производной субкультурой и неизменной устойчивой тягой к мировому господству, – даже они, кажется, начинают раз в год держать нос по ветру самой «раскрученной» в мировом масштабе премиальной церемонии: чего там они отчебучат на сей раз, члены пресловутой Американской киноакадемии? Кого возведут в ранг внезапных триумфаторов, а кого, напротив, совершенно неожиданно для всех прокатят?..
И уж давно понятно, что ни одно уважающее себя СМИ не позволит пройти мимо новоявленного городу и миру лауреатского списка, хотя бы в виде скупого перечня имён и названий.
В чём тут, кинематографически выражаясь, фокус? В сколь элементарной, столь и железобетонной силе привычки – всё ж таки уже в 78-й раз премируют вожделенными статуэтками. (У Нобеля, правда, стаж побольше – равно как и общественная значимость, не говоря уже о материальной стороне вопроса; однако, согласитесь, что ажиотаж вокруг шведской «королевы премий», вручаемой к тому же не за какие-то эфемерные целлулоидные потуги, а за жизненно, планетарно важные вещи, царит на порядок меньший.) А может быть, причина неослабевающего год от года интереса к институту «оскароносцев» кроется в одном из его сугубо прикладных направлений-следствий, а именно в PR-составляющей, в которую вовлечены и над которой неустанно трудятся весь год (а не только последний перед вручением месяц в авральном порядке) лучшие из лучших специалистов важнейшей сферы современности… Но ведь те же самые или ничуть не уступающие им по умениям и изощрённости мастера современного политпропа наверняка активно вовлечены и в работу по общественному «позиционированию» и других важнейших американских премий – «Грэмми», там, Пулитцеровской и т.д. Что не мешает последним оставаться всё ж таки на уровне домашних радостей, а «Оскару» победоносно звучать на весь мир.
Или же артисты-миллионщики (те, кто зарабатывает по $20 млн. и более за картину) всему виной, ибо где и когда ещё в одном отдельно взятом пространстве собирается сразу столько одновременно кумиров и супермедийных персон?.. Тоже, вероятно, не вполне выдерживающее логику объяснение: для нас, например, уже несколько лет как не в пример более любимыми, ценимыми и соответственно востребованными в качестве персонажей для глянцевых обложек служат доморощенные, российские звёзды. Тем не менее телетрансляции всех «Ник» и «Орлов», вместе взятых, пользуются у населения куда меньшей популярностью. Да и кто по большому счёту, кроме самих представителей цеха да журналистов, следит за бурным премиальным процессом в родных пенатах, кто помнит его, хотя бы прошлогодние итоги…
Суть дела в другом. Американский кинематограф, не только самый богатый, но и самый профессиональный, является, хотим мы того или нет, единственным на сегодня «сектором», составляющей частью мирового искусства, который реально воздействует на общественные, социальные, да и политические процессы. Опять же в планетарном масштабе. Ритуальный же смотр его достижений служит, исходя из этого, не только раздачей слонов, но и выявлением тенденций «важнейшего» в художественном пространстве неколебимого материка.
Голливуд и офф-Голливуд окончательно заняли к началу XXI века ту нишу, которую ещё столетие назад удерживала за собой великая русская литература, как бы «кощунственно» ни звучала данная констатация. Нишу учителя жизни, инициатора «проклятых», больных вопросов, нравственного раздражителя. Ну а «великим утешителем» это кино и вовсе было всегда.

Александр А. ВИСЛОВ

СПОКОЙНОЙ НОЧИ И УДАЧИ

Жанр: камерная психологическая драма и одновременно ярко выраженный образец политического кино
Время действия: 1954 год
Место действия: Телекомпания CBS плюс близлежащее питейное заведение
В высшей степени замечательная режиссёрская работа бывшего кумира всех домохозяек и душки Джорджа Клуни, на поверку оказавшегося эстетом и гражданином. Внешне весьма бесстрастная, но исполненная недюжинного внутреннего напряжения реконструкция реальной истории того, как телеведущий Эдвард Мюрроу «свалил» приснопамятного сенатора Маккарти. Безупречное погружение в чёрно-белую стилистику эпохи. Гимн свободе слова и прочим институтам демократии.
Номинировался на шесть «Оскаров», в том числе «за лучший фильм», но в итоге не получил ни одного.
Где посмотреть: в ограниченном прокате (в Москве – шесть кинотеатров), и имеет смысл поторопиться.

МЮНХЕН

Жанр: по форме – политический экшн, по сути – философский триллер
Время действия: 1972–1974 гг.
Место действия: Мюнхенская олимпийская деревня с последующим глобальным разрастанием
Очередное масштабное полотно от не перестающего удивлять Стивена Спилберга. На сей раз он снял сагу об операции «Гнев божий» – знаменитой моссадовской акции возмездия за гибель 11 израильских спортсменов от рук палестинских террористов. Но при этом никакого, как можно было бы предположить, еврейского ура-патриотизма. Фильм, кстати сказать, равно не принятый как одной, так и другой стороной «великого противостояния» народов, пытается говорить не столько о конкретных вещах и обстоятельствах, сколько о материях куда более высшего порядка: об экзистенциальной невозможности быть только правым или только виноватым и о том, что терроризм повсюду и внутри каждого из нас. Не самое большое по нынешним временам откровение, но сделанное рукой большого профессионала.
Номинировался на пять «Оскаров», в том числе «за лучший фильм», но в итоге не получил ни одного.
Где посмотреть: пока ещё в кинотеатрах, но количество залов и сеансов стремительно сужается.

ГОРБАТАЯ ГОРА

Жанр: якобы скандалёзный трагифарс на жареную тему, а на деле – пронзительная «мещанская трагедия» об одиночестве
Время действия: 1960–70–80-е
Место действия: штат Колорадо, штат Техас
Успевший уже быть многократно возведённым в статус шедевра и одновременно названный «самым перехваленным фильмом года», а кроме того, введший в современную лексику устойчивое языковое словосочетание «ковбои-гомосексуалисты», фильм этот в строгом смысле вовсе не про тех и не про других (хотя наличествуют в нём и картинки родео, и сцены однополой любви). Перед нами исполненный по-настоящему поэтического вдохновения и элегической грусти выплеск чувств по поводу хрупкости самого понятия человеческого счастья. Special thanks постановщику Ану Ли и представителям нового поколения славной голливудской школы Джейку Гилленхолу и Хиту Леджеру.
Номинировался на восемь статуэток, получил 3, в том числе «за лучшую режиссуру».
Где посмотреть: с 16 марта в широком прокате.

СТОЛКНОВЕНИЕ

Жанр: «всеобъемлющий», включающий в себя плотную вереницу ежедневных драм, трагедий и комедий
Время действия: наши дни
Место действия: г. Лос-Анджелес
Дебютная, по сути, лента Пола Хэггиса – успешного 52-летнего сценариста, кроме всего прочего, входящего в официальный список 25 главных нонконформистов Соединённых Штатов. Также не шедевр, но при всём при том зрелищная, острая и лихо выстроенная мозаика всего двух дней из жизни большого города. Отталкивающаяся в первую очередь от оселка межрасовых и межрелигиозных отношений (что, вероятно, и стало причиной не слишком успешной прокатной судьбы), но осмысляющая и трактующая их опять-таки и вглубь, и вширь. А ещё явственно пробуждающая камерой «чувства добрые», что, впрочем, в той или иной степени равно относится ко всем представленным здесь фильмам.
Номинировался на шесть «Оскаров», получил 3, в том числе сенсационно – за «лучший фильм».
Где посмотреть: на экранах давно и быстро прошёл (кто же знал, как всё дело обернётся). Поэтому пока только на пиратском видео с ужасающим переводом. Но легальный DVD теперь не заставит себя долго ждать.

 
  ©"Литературная газета", 2003;
  при полном или частичном
  использовании материалов "ЛГ"
  ссылка на old.lgz.ru обязательна.  
E-mail web- cайта:web@lgz.ru
Дизайн сервера - Антон Палицын  
Программирование сервера -
Издательский дом "Литературная Газета"