ИСКУССТВО


ОБОЗРЕВАТЕЛЬ


ЗА ЧТО КАЗАРИНА НАЗЫВАЮТ НЕОЭКСПРЕССИОНИСТОМ

Вера СОБКО

 

В отечественной живописи Виктору Казарину выпало сделать то, что редко кому удается, – он стал основоположником нового направления. Начиная с конца восьмидесятых годов Казарина называют “отцом русского неоэкспрессионизма”. Постперестроечный ажиотаж вокруг современного русского авангарда начался на Западе с Виктора Казарина. В то время иностранцы скупали его работы “прямо на корню”, не давая им просохнуть.

О том, что он будет художником, Виктор Казарин знал с двенадцати лет. В этом возрасте он пришел в изостудию Дома пионеров и школьников, которой руководил замечательный мастер и педагог Сергей Николаевич Соколов. Случайность или закономерность, но в студии Соколова занимался и Анатолий Зверев, правда, гораздо раньше. Соколов был учеником знаменитого Константина Коровина, можно сказать, вышел из серебряного века русской живописи. Так что, перекинув мостик через поколение, Казарина и Зверева можно считать “творческими внуками” Константина Коровина. Личное дарование Соколова, широта его кругозора, знание современной живописи во многом определили творческий путь его учеников. Казарин любит работать на большой повхности. Предпочитает не подрамники, а раскатывает холст прямо на полу мастерской, чтобы не растекалась краска. Картина рождается тут же, на глазах, из-под стремительных, нервных взмахов кисти. В сущности, это даже не картина в традиционном понимании, а мощный выплеск эмоционального состояния, запечатленное движение души. Краски живут и движутся на холсте, принимая образ бегущей лошади, корабля с надутыми парусами или парящей птицы. Казарин, словно Фауст, стремится остановить мгновение, невидимое сделать зримым – все здесь порыв, энергия, движение.

Благодаря поразительной работоспособности Виктор Казарин создал несколько тысяч картин. Большая часть из них находится за рубежом – в музеях, галереях и частных коллекциях тридцати с лишним стран мира. В 1991 году на персональной выставке в Большом Манеже более 600 полотен художника заняли всю площадь выставочного зала. К сожалению, это один из немногих залов, где могут размещаться крупные полотна мастера. О Викторе Казарине снят фильм, но теперь за его показ надо платить деньги. А все свои деньги художник, как и полагается этой непрактичной породе людей, потратил. Правда, не на “миллион алых роз”, а на гораздо более прозаичную вещь – на строительство моста в деревне Ферапонтово, где недалеко от монастыря с фресками Дионисия летом живут многие московские художники и где Казарин вдали от суеты пишет свои картины. Недавно на выставке в ЦДХ был представлен ретроспективный каталог произведений Виктора Казарина, начиная с его дипломной работы и кончая картинами 1999 года. Страницы каталога – беспристрастные свидетели пути, пройденного большим художником Виктором Казариным.