На главную страницу
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
№15 (5920) 16 - 22 апреля 2003 г.

БЫТЬ ПАТРИОТОМ В АМЕРИКЕ

Спустя несколько месяцев после трагических событий 11 сентября 2001 года я в первый раз прилетела в Калифорнию и увидела весьма любопытное зрелище: в бурном порыве негодования и скорби по невинно убиенным согражданам страна украсила свои жилища и автомобили звездно-полосатым свидетельством патриотизма и преданности национальным идеалам. Спрос на ткань этой расцветки был, по-видимому, столь высок, что на всех желающих публично продемонстрировать свои чувства ее просто не хватило. И тогда некоторые граждане повадились тырить с оставленных без присмотра авто красивые разноцветные флажки и перевешивать их на собственные лимузины (в свое время у нас так же решали проблему дефицитных “дворников”). Кто-то из обывателей, стараясь оградить свою собственность, намертво привинчивал флажок к корпусу автомобиля, кто-то, как мои знакомые, каждый раз покидая автомобиль, забирал цветастую материю с собой... Потом страсти поутихли, флаги истрепались, вскоре мода на них и вовсе прошла. Наступила эпоха глобальной борьбы с терроризмом и, как следствие, рост пацифизма.

Сегодня антивоенные настроения, доминирующие в кругах интеллектуальной элиты практически всех демократических стран, в определенной степени отдают лицемерием. Действительно, выступая за мир, такой интеллектуал, по сути, ничем не рискует в своей стране. Ну кто может осудить человека, призывающего не убивать “здесь и сейчас”? Тем более он не рискует, даже зарабатывает очки в странах с иной идеологией. Разве осудят такого гуманиста в исламском, буддистском, христианском или в том же коммунистическом мире за приверженность гуманистическим идеалам?

Значительно более сложным является положение тех, кто поддерживает войну во имя мира, ради мира “там и потом”. Действительно, каково быть приверженцем войны в эпоху повсеместного смягчения нравов? Коротка оказалась память у тех, кто забыл последствия мюнхенского сговора 1938 года, причины полпотовского геноцида и судьбу Южного Вьетнама. А что обеспечило сегодняшний экономический расцвет Южной Кореи и Тайваня, они тоже не помнят. Оглашать полный список, думаю, нет надобности. Историю надо учить.

Оппоненты обычно предъявляют такой аргумент: в Ираке все будет намного сложнее. Да, сложнее. А когда эта сложность политической задачи была аргументом, чтобы отступать?

Образованные американцы, поддерживающие операцию в Ираке, формулируют это просто: мир сегодня с высокой вероятностью означает войну завтра. Ну не завтра, так послезавтра. Ведь режим-то наследственный, как в Северной Корее. И что-то не видно на горизонте иракского Хрущева.

Пока политики и ученые спорят о глобализации, о том, насколько устарел принцип невмешательства во внутренние дела других государств (этот краеугольный камень межгосударственных отношений новой и новейшей истории), о правах человека и путях практической реализации новых концепций, по сути все равно являющихся следствием той же глобализации, массовое сознание, как обычно отстающее от этих современных тенденций, демонстрирует свой обывательский подход.

– Почему я против войны? – говорит один из них. – Да в гробу я видел этот Ирак, который даже не знаю точно, где находится. Почему мои соотечественники должны гибнуть за каких-то арабов, которых убивают другие арабы. Вот пусть они друг другу и режут глотки. Мы – богатая благополучная страна, нам живется хорошо, и мы дальше будем богатеть, а они, если не хотят принимать наши американские ценности, пусть молятся аллаху и продолжают жить в бедности и убожестве. Не хочу я, чтобы у меня в стране взрывали супермаркеты и торговые центры, бензоколонку, где я работаю, школу, где учатся мои дети, и дом для престарелых, где живут мои родители. Боюсь!

– Америка – свободная страна! – говорит его оппонент. – Мы никогда никого не завоевываем, а если кому-то и навязали свои ценности, так они от этого только выиграли. Вот пусть Япония, Южная Корея и Тайвань откажутся от своего политического устройства, от тех благ, которые получили благодаря нам. Что-то и Европа быстро забыла про план Маршалла, а ведь это все оплачено кровью наших парней. Мы во всем мире выращиваем себе конкурентов, чтобы человечеству жилось лучше и свободнее. Одному только удивляюсь, почему нас во всем мире ненавидят. Мы ежегодно тратим миллиарды долларов на помощь бедным странам, и нас же еще обвиняют. Это что же, на протяжении столетий арабу можно убивать арабов, иранцу иранцев, а американцу нельзя убивать в течение пары недель, чтобы потом там на протяжении следующих столетий никого не убивали? Я был и в Европе, и в Азии. Да нас ненавидят не потому, что мы лезем в их дела, а потому, что мы богатые. Пускай работают лучше, тогда перестанут ненавидеть.

Патриотизм сегодня, и это уже стало общим местом, востребован. Но все-таки следует признать, что Америку делают великой не те американцы, которые вывешивают звездно-полосатый флаг на автомобилях и в окнах домов, а армия высокопрофессиональных инженеров, ученых, врачей, бизнесменов... Людей, как правило, свободных от влияния дешевых пропагандистских трюков.

Ирина ТОСУНЯН, САН-ФРАНЦИСКО

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
ОБЩЕСТВО
МНЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ПАМЯТИ ПОЭТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ:

Ирина ТОСУНЯН
БЫТЬ ПАТРИОТОМ В АМЕРИКЕ

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

ЛЕШИЙ-3
ПРО ЗАКОН О ПЧЕЛОВОДСТВЕ

Александр ДУГИН
ИСКУССТВО ПРАВИЛЬНО ПЛАКАТЬ