На главную страницу
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
№15 (5920) 16 - 22 апреля 2003 г.

Генеральный директор телеканала “7ТВ” Олег Аксенов:

“МЫ ЗАНЯТЫ ПОИСКОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ”

АКСЕНОВ Олег Васильевич родился 31 июля 1960 года в г. Балтийске Калининградской области в семье офицера Военно-Морского Флота. Учился в Воронежском государственном университете. В 1985 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Служил в частях противовоздушной обороны. С 1981 г. служит в Министерстве внутренних дел (МВД) РФ. Работал в системе Государственной автомобильной инспекции Главного управления внутренних дел г. Москвы. Пять лет работал в дежурной части, был помощником дежурного, выездным дежурным. В 1991 г. – корреспондент публицистической программы “Совершенно секретно” на телеканале РТР.
С 1989 г. – корреспондент журнала “Советская милиция”, редактор отдела газеты МВД РФ “Щит и меч”, затем работал в телерадиостудии “Криминформ”. Был ведущим и руководителем программы “ЭКС” (“Экран криминальных сообщений”). С 1996 г. – заместитель начальника Объединенной редакции МВД РФ. С апреля по март 1996 г. – ведущий и редактор еженедельной информационно-публицистической программы “19.59” информационно-аналитического центра ЗАО “ОРТВ”. С января 1997 г. – соавтор идеи, руководитель и ведущий информационно-публицистической программы “Дежурная часть” (ЗАО “Телепроект” – РТР). В июле 1999 г. был назначен начальником Управления информации МВД России.
С 2001 года – Генеральный директор спортивного канала “7ТВ”. Генерал-майор милиции. Женат. Имеет дочь и двоих сыновей.

Дмитрий БЕЛОВЕЦКИЙ Армен ГАСПАРЯН

Армен ГАСПАРЯН, шеф-редактор отдела “Специальные проекты”. К стыду своему признаюсь, что совсем недавно узнал о существовании сугубо спортивного канала в России…

– Идея создания канала возникла почти три года назад. К тому времени на всех уровнях уже обсуждали необходимость круглосуточного спортивного вещания в стране. Но люди, которые об этом говорили, плохо представляли себе, что означает создание телевизионного канала вообще, и спортивного в частности. Знаю также, что президент национального Олимпийского комитета России Леонид Тягачев ходил к президенту страны и просил переориентировать канал “ТНТ” исключительно на спортивное вещание.

Мы провели маркетинговые исследования, и из всех немногочисленных дециметровых каналов, которые подходили под нашу концепцию, остановили выбор на малоизвестном канале “Детский проект”. Он вещал на 29-й частоте и, по сути дела, только “грел воздух”, показывая старые фильмы. Я и сам не знал о существовании этого канала, пока вплотную не приблизился к реализации нашего проекта.

Дмитрий БЕЛОВЕЦКИЙ, заместитель главного редактора “ЛГ”. У “Детского проекта” был свой воспитатель… В смысле хозяин?

– Михаил Химич – известный бизнесмен и просто хороший человек. Он и владел частотой. Мы сохранили с ним добрые отношения. Канал вещал в 16 городах, хотя по лицензии была дана возможность получения его частот в тридцати городах страны. По существу же, “Детский проект” представлял собой обычную кинобудку. Но сеть постепенно развивалась, работала…

Д.Б. Продажа канала была его собственной инициативой или это была чья-то политическая воля? Ведь выпускать из рук телевизионную частоту в наше время не каждый добровольно согласится… Понятно, что “телевизионная кнопка” – это мощный пропагандистский инструмент, особенно в предвыборные периоды… А в нашей стране выборы каждое воскресенье.

– Я не знаю, с какой целью он создавал этот канал, покупал его. Он выиграл конкурс с концепцией семейного канала. Но то, что телевизионный канал удовольствие дорогое, факт бесспорный. Поэтому или ты вкладываешь деньги и что-то получаешь, или просто прозябаешь, ничего не вкладывая. Химич, возможно, не хотел вкладывать деньги и решил от него избавиться.

В сентябре 2001 года мы договорились с ним о покупке контрольного пакета акций, ударили по рукам, и буквально через неделю я уже поехал в Монте-Карло на выставку “Sportel”, где ежегодно собираются производители спортивных программ, обладатели прав на показ тех или иных соревнований. Там я договорился о покупке прав на трансляцию некоторых соревнований, с тем чтобы мы смогли поменять формат вещания “семейного канала”.

Хочу отметить, что зарубежные партнеры, имеющие горький опыт сотрудничества с отечественными телеканалами, поначалу отнеслись очень настороженно к нашему проекту, с известной долей скепсиса. К сожалению, международная репутация наших коллег оставляет желать лучшего. Тут все: и постоянные неплатежи, и перебои с финансированием, и невыполнение условий контрактов… Поэтому стоило больших усилий завоевать доверие партнеров, с которыми мы сегодня работаем. Забегая вперед, хочу сказать, что сегодня они в нас заинтересованы, уверены в нашей надежности, в искренности наших намерений. Зачастую, даже если возникают какие-то срочные трансляции, например, дополнительные матчи, переигровки, мы получаем право на трансляцию на очень выгодных для нас условиях и даже в кредит. Завоевать репутацию на международном рынке – проблема. И ее мы успешно решаем.

А.Г. А кто ваши партнеры?

– Известные компании: “Sport 5”, “Oktagon”, “KIRSH”, “AEG group”, “NBA”…

Но я все-таки вернусь на полтора года назад. Первое, что мы сделали, – поменяли сетку вещания. И уже 7 декабря 2001 года вышли в эфир. Этот день можно считать официальным днем рождения нашего канала. Тогда мы показали первые футбольные матчи Кубка Германии. Потом появились трансляции Кубка Италии, Кубка Англии. Это был прорыв, и телезрители проявили большой интерес к нашему каналу. На “7ТВ” появились волейбол, баскетбол…

За последние десять лет наш зритель отвык от спорта, некоторые дети даже не знают, что такое волейбол, регби, спортивная гимнастика – просто ни разу не видели этого по телевизору. Потому что “большие каналы” решают только свои политические, экономические проблемы. А о людях забыли. Спорт загнали далеко за полночь. Стало нормой показывать фигурное катание в половине первого ночи, а обзорную программу о футболе – в половине второго…

Древние вывели правильную формулу: “Хлеба и зрелищ”. В нашей стране вопрос выживания, несмотря на то, что мы еще не можем называться развитой экономической державой, кажется, решен. Сейчас не хватает зрелищ.

Д.Б. Вот вы и реализуете только вторую составляющую этого лозунга. Вы же хлеба дать не можете… А голодному человеку совсем не до развлечений.

– Хлеб не наша профессия. А вот зрелищ действительно не хватает. Поэтому у общества огромный интерес к ток-шоу, различным сериалам. Есть огромный интерес и к спортивным передачам. Об этом говорят рейтинги. Такое ощущение, что матчи чемпионата мира по футболу посмотрело больше телезрителей, чем все население страны по результатам последней переписи.

Спорт – это драматургия, которая не может быть написана ни по чьему сценарию. События, которые развиваются на поле, непредсказуемы, результаты не прогнозируемы, спортивные подвиги неожиданны… Это драма, за которой зритель готов наблюдать и на стадионе, и в прямом эфире. Это всегда интересно, здорово. Болельщик ждет интриги и получает массу впечатлений.

Д.Б. Вы искали некую символику: вышли в эфир 7 декабря, канал называется “7ТВ” ?

– Когда покупали “семейный канал”, долго думали, как его назвать. Как ни странно, был “6-й канал”, кто-то называл себя “8-м”, а вот цифры “7” в названии – счастливого числа для многих народов – не было ни у кого. Но, как ни странно, брэнд “ТВ7” был уже занят – так назывался какой-то журнал концерна “Бурда моден”. Поэтому пришлось назвали себя “7ТВ”.

А.Г. Как я понимаю, во многих организациях Попечительский совет рассматривают как мощный финансовый инструмент, некую пробивную силу, призванную решать в том числе и денежные вопросы. Кто входит в Попечительский совет канала “7ТВ”?

– Полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, бывший вице-премьер правительства, ныне полпред президента в Северо-Западном округе Валентина Ивановна Матвиенко, председатель Госкомспорта России знаменитый хоккеист Вячеслав Фетисов, президент ОКР Леонид Тягачев и генеральный директор спортивного клуба дзюдо “Явара-Нева” Аркадий Ротенберг.

А.Г. Какие проблемы у канала “7 ТВ” сегодня?

– Главная из них – сеть вещания. Мы должны прийти в каждый российский город, в каждый дом. Это необходимо и с точки зрения бизнеса, так как связано с рейтингом и рекламой, и с точки зрения гармоничного воспитания человека: в здоровом теле, как известно...

Как ни странно, наибольшие трудности с вещанием в Москве. Нас сейчас смотрят в 380 городах страны, во всех ее регионах. Но практически не видят в Москве – из 12 миллионов жителей зрителей нашего канала всего 1 миллион 250 тысяч.

Д.Б. С таким Попечительским советом разве могут быть проблемы? Под эти имена можно выбить все что угодно…

– Могут.

Д.Б. А Матвиенко осталась в Попечительском совете?

– Да. Вообще Валентина Ивановна нам очень помогает. С попечителями мы регулярно встречаемся на заседании совета, где я докладываю о проделанной работе и говорю о проблемах, которые стоят перед каналом. Все его члены прекрасно понимают, насколько важную социальную функцию мы выполняем. Говорю это без всякой иронии и подобострастия. Прошедший в конце января 2002 года Государственный совет, посвященный проблемам развития спорта в России, еще раз укрепил в мысли, что мы на верном пути…

Мы делаем канал о российском спорте и российских спортсменах. Наши зрители должны видеть и гордиться тем, что происходит на мировых площадках, тем, как выступают наши спортсмены. Мы отдаем приоритет событиям, которые происходят в России. За сезон показали около 80 хоккейных матчей, две игры чемпионата России по футболу. Болельщики видят на “7ТВ” баскетбол, волейбол… И мировые турниры с участием наших. Мы хотим, чтобы зритель почаще испытывал ту самую дрожь, мурашки по коже, когда поднимается российский флаг и звучит гимн страны.

Спорт может стать той самой объединяющей национальной идеей, которую ищут и никак не могут найти. Мне кажется, в нашей стране не все это понимают.

Спорт всегда был тесно связан с политикой. Не случайно в советские годы, во время “холодной войны”, противостояние касалось и спортивной сферы. Мы соревновались с американцами на Олимпиадах, в очках, в золотых, серебряных и бронзовых медалях, забитых и пропущенных голах.

Мне хотелось бы, чтобы российские спортсмены твердо знали: когда они выступают на международных спортивных соревнованиях, в России их видят…

Многие говорили о том, что спортивный канал нужен нашей стране, обсуждали всевозможные бюджеты, сметы, строили прожекты… Но реализовали все это три человека.

А.Г. Кто эти трое?

– Президент канала Александр Беспутин, руководитель группы компаний “Дюфф”, президент футбольного клуба “Спартак” Андрей Червиченко и председатель правления “Красбанка” Дмитрий Кулаков. Это преданные спорту люди. Червиченко, например, жить без футбола не может: как минимум дважды в неделю играет с ветеранами “Спартака”. А это звезды: Дасаев, Хидиятуллин, Кульков…

Д.Б. “Красбанк” является членом союза крупного нефтегазового финансово-промышленного консорциума... Именно этот банк финансирует развитие канала?

– Да. “Красбанк” открыл нам кредитную линию.

Д.Б. Проблемы с деньгами у канала есть? Вам до сих пор дают кредиты? И вообще, за счет каких средств вы существуете?

– Это долгий инвестиционный проект. Понятно, что деньги в одночасье не вернутся. Есть бизнес-план, по которому мы через несколько лет должны выйти на самоокупаемость. Как говорится, “отбить” вложенные средства.

А.Г. Сколько, по-вашему, для этого нужно времени?

– По моим расчетам, при нынешнем развитии рекламного рынка, грамотном построении сети вещания к 2006 году канал уже будет самоокупаемым.

А.Г. В прошлом году шла публичная бутафорская борьба за “6-ю кнопку”. Среди прочего говорили и том, что “6-й канал” будет спортивным… Тогда, помнится, несколько месяцев кряду на этом канале беспрерывно транслировались спортивные репортажи и передачи… И мы, массовый зритель, успели привыкнуть к этому… А может быть, даже и полюбить… Вы участвовали в той кампании?..

Д.Б. Кстати, “НТВ-плюс” – это для вас серьезные конкуренты? Такое ощущение, что они полностью владеют телевизионным рынком спортивной информации в стране.

– Я с уважением отношусь к людям, которые работают в “НТВ+Спорт”. Это очень профессиональные журналисты. Но конкуренты для них – мы. Потому что сегодня не каждый в нашей стране может платить 25 долларов в месяц, чтобы смотреть в том числе и спортивные передачи. Мы – телевизор, они – видеомагнитофон. Понимаете разницу? Чтобы смотреть “НТВ-плюс”, нужна “тарелка”… Нужны деньги. Не каждая семья может позволить себе видеомагнитофон, а вот телевизор есть в каждом доме.

Д.Б. Но ваш канал не везде ловится… Скажем, в Москве, в Бескудникове, я так и не смог его найти. А многие даже до сих пор не знают о его существовании…

– Это только в Москве. А так в 33 городах страны у нас есть свои собственные передатчики. Вот вы говорили про Попечительский совет. С его помощью летом прошлого года мы установили десятикиловаттный передатчик на Останкинской башне. Выдержали все нормативы. К нам нет претензий ни со стороны противопожарных служб, ни других структур... Однако после памятного пожара в Останкино Госстрой выдвинул серьезные требования к администрации башни обеспечить противопожарную безопасность: изолировать все здание специальным огнестойким материалом. Это огромный дорогостоящий проект. А до момента его реализации мы не сможем эксплуатировать свое оборудование на полную мощность… Поэтому пока мы вещаем только на два киловатта.

Между тем в недавнем разговоре мэр столицы Юрий Лужков сказал (цитирую дословно): “По телевизору, кроме спорта, смотреть нечего”.

Мы того же мнения. И потому открыты для сотрудничества со всеми заинтересованными организациями. Мы отправили на имя Юрия Михайловича предложение, в котором изъявили готовность предоставить Москве ежедневно 2–3 часа спортивного вещания по известному принципу региональных “Вестей”. В это время мы будем рассказывать о спортивных событиях, происходящих в Москве. Условно выпуск может называться “Москва спортивная”.

Москва во всех отношениях столица. Здесь огромное количество спортивных сооружений. Если кому-то из губернаторов надо объяснять роль спорта в жизни общества, то в Москве в этом нет необходимости. Я считаю, что у нас самый спортивный мэр. При всей своей загруженности он находит время и силу воли утром играть в футбол, вечером – в теннис. Хотя справедливости ради надо заметить, что есть губернаторы, которые тоже начали делать очень многое для развития спорта в своих регионах. Например, в Челябинске строится первый крытый каток для соревнований конькобежцев. Стыдно сказать: чемпионаты России проходят в Берлине, потому что у нас нет своего катка.

Мы готовы говорить со всеми, от кого зависит возможность расширения вещания нашего канала. Поверьте, мы хотим вернуть людей в реальный мир, оторвать детей от компьютеров, от мира виртуального. Сегодня ребенок смотрит спортивный канал, а завтра пойдет на спортивную площадку. Вячеслав Фетисов признался, что, если бы он в детстве не смотрел по телевизору хоккей, жизнь его могла бы сложиться иначе.

А.Г. “7-й канал” по статусу является национальным?

– По статусу пока нет, а по сути мы уже канал федерального значения. Нас, повторяю, видят в 380 городах страны. И задачи мы ставим перед собой государственного уровня. Что касается переговоров с ВГТРК о продаже пакета акций, надеюсь, они не завершены. Ведет их президент канала А.Б. Беспутин.

Д.Б. Вы еще недавно были начальником Управления информации Министерства внутренних дел РФ. Почему вдруг такая смена приоритетов? Не сработались с новым начальством или вам сделали предложение, от которого было невозможно отказаться?

– Я журналист по образованию. Закончил журфак. На всякий случай тема моей дипломной работы называлась “Проблема нравственного выбора в современной советской прозе. Юрий Трифонов и традиции русской классики”. Писал я ее, работая в отделе пропаганды и агитации Управления ГАИ. Возглавлял холдинг при МВД, куда входили несколько газет, журналы, телестудия, радиостанция “Милицейская волна”. В его составе были региональные пресс-службы МВД, выполнявшие также роль корпунктов. В более чем тридцати регионах мы наладили выпуск милицейских газет. Мы делали программы для 1-го, 2-го каналов, для НТВ…

Так что опыт руководства холдингом с его изданиями, телепрограммами, автобазами, финансовыми вопросами у меня есть… Для меня законы телевидения и хозяйствования не новы.

Конечно, специфика очень важна. Но почему-то чиновники разных уровней, с которыми я встречался, считают, что спортивное телевидение должен делать только спортсмен. Кстати, в МВД тоже были уверены: криминальные программы лучше всего будут получаться у милиционера. Мне, например, делали замечания, когда кто-то из моих сотрудников в каком-нибудь репортаже говорил, что по факту убийства “оперативники МУРа возбудили уголовное дело”. Поправляли: мол, уголовные дела по убийствам – прерогатива прокуратуры. А мне было важно, чтобы обычный зритель заинтересовался репортажем, получил доступную информацию о событии. Для меня главное, чтобы народ смотрел программу. Так что я журналист… А сейчас просто менеджер.

Если вернуться к спортивному телевидению, то статистика говорит: 18 процентов населения активно интересуются спортом. Наша задача – эту аудиторию расширить. Чтобы, кроме констатации очков, голов и секунд, появились зрелищные программы. Грубо говоря, чтобы жена, проходя мимо телевизора, когда муж смотрит “7ТВ”, остановилась и тоже заинтересовалась происходящим на экране. Чтобы у нее не было желания переключиться на другую кнопку.

Спортивное телевидение должно быть зрелищным. Поэтому и появились такие наши программы, как “После пьедестала” с великой Ириной Родниной, ток-шоу “Абсолютный слух”, состязательно-прикольная программа “Награда за смелость”…

А.Г. В МВД в 39 лет вы стали генерал-майором. Наверное, самым молодым генералом в этом ведомстве. И все-таки с чем был связан ваш уход?

– Руководить Управлением информации МВД меня пригласил Владимир Рушайло. Когда он стал секретарем Совета безопасности, также звал с собой, предлагал работать в пресс-службе. Мне же хотелось заниматься телевидением. В тот период было несколько предложений, причем самых неожиданных… А вообще идею создания спортивного канала я уже давно вынашивал.

Д.Б. Как вы уволились из Министерства внутренних дел? Желание уйти было продиктовано корпоративной этикой, солидарностью с Владимиром Рушайло, ведь вы были его человеком…

– Я был уверен, что, если бы остался в МВД, мои отношения с Владимиром Борисовичем Рушайло нисколько не испортились. В моем случае лозунг Жанны Д’Арк: “Кто верит в меня – за мной!” – был неуместен. Я понял, что приходит новая команда, меняется атмосфера. Поэтому честно сказал новому министру Борису Грызлову, что хочу уйти на телевидение.

Д.Б. Я всем говорю, что информационная политика МВД после вашего ухода резко изменилась. Скажу честно и прямо: правду о чеченской войне мы слышали в основном из уст генерала Аксенова. Именно вы и ваше ведомство первыми рассказали о зверствах, творимых чеченскими бандитами. Сейчас же такое ощущение, что информационная служба МВД занимается совсем другими вопросами… Больше, наверное, политическими технологиями… Занимается предстоящими выборами…

– Они решают свои задачи. Но у меня со всеми сохранились нормальные отношения. В том числе и с министром внутренних дел. Когда мы встречаемся, то обычно говорим о футболе, об успехах санкт-петербургского “Динамо”… Кубковый матч, в котором питерцы обыграли ЦСКА, между прочим, показали мы.

Д.Б. Никуда не деться, в МВД была эпоха Владимира Борисовича Рушайло. Спорить трудно, он государственный деятель крупного масштаба, уже оставивший след в современной российской истории. Тогда вы были рядом… Теперь нет. Сейчас перед ним стоят другие задачи… И перед вами тоже…

К сожалению, с Владимиром Борисовичем мы встречаемся теперь редко. Когда же мы видимся, о работе, как правило, не говорим, а больше об общечеловеческих вещах.

А.Г. Спортивные передачи, репортажи сравнимы по товарной стоимости с покупкой кинофильмов, сериалов? Что проще купить вашему каналу: премьеру фильма, какого-нибудь крутого блок-бастера или трансляцию с мирового чемпионата? Кстати, какой вид спорта “дороже”?

– Цена, например, матчей последнего чемпионата мира по футболу несравнима со стоимостью любого блок-бастера. На такую сумму можно купить несколько подобных фильмов. Не буду говорить, во сколько чемпионат мира обошелся России, но Великобритании право показа двух чемпионатов мира – 2002 и 2006 годов – стоили 87 миллионов фунтов стерлингов. “KIRSH” купил права на чемпионат мира по футболу 2002 года за один миллиард двести миллионов долларов. По моим данным, у них все окупилось с лихвой. Поэтому странно выглядит история с их банкротством. Швейцарское отделение этой компании действует, работает и до сих пор владеет правами на показ чемпионата мира по хоккею. Конечно, соревнования масштабом меньше и стоят на порядок дешевле. Между прочим, самая дорогая реклама в мире та, которая идет во время спортивных трансляций. В США, скажем, стоимость одной минуты рекламы в момент показа “Суперкубка” доходит аж до двух миллионов долларов. Самые большие спонсорские деньги вкладываются тоже в спорт. Это говорит о том, что такие мировые корпорации, как “Coca-Cоlа”, “Nike” или “Samsung”… совсем не случайно становятся спонсорами Олимпийских игр и других значимых спортивных соревнований. Они вкладывают десятки миллионов долларов только за право называться официальными спонсорами...

А.Г. Скажите откровенно, вы верите, что для канала наступят времена, когда он будет в состоянии покупать права, скажем, на трансляцию чемпионатов мира по футболу? Если да, то когда это произойдет?

– Конечно, наступят. Если мы станем федеральным каналом, то это произойдет в течение ближайших двух-трех лет. То есть когда канал будет представлять собой совместную структуру государства и частного бизнеса. Как, например, работает “Первый”, пятьдесят один процент акций которого принадлежит государству. Спорт с больших каналов уйдет на наш, потому что спорт достоин 24 часов эфирного времени. Спорт с его эстетикой честной борьбы, патриотизма и побед, достигнутых трудом и волей, – не самая плохая национальная идея.

Д.Б. Действительно, страна должна понять, что и спорт может стать тем объединяющим национальным фактором, поиском которого мы все занимаемся последние лет десять. Спорт – это базисная часть государства. Говорю банальные, но истинные слова: не может быть сильного государства без здоровой и сильной нации.

––––––––––––––––––

ОТ РЕДАКЦИИ: Этим материалом отдел “Специальные проекты” “Литературной газеты” начинает серию публикаций о руководителях российских телекомпаний.

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
ОБЩЕСТВО
МНЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ПАМЯТИ ПОЭТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ