На главную страницу
КНИЖНЫЙ САЛОН
№15 (5920) 16 - 22 апреля 2003 г.

НАШЕ ЗАРУБЕЖЬЕ


РЕСТАВРАТОРЫ ТИХИХ ОКРАИН

Хотелось начать пафосно: “Неважно, что один из авторов живет в Луганске, другой – в Тирасполе, третий – в Донецке, а четвертый – в Москве. Неважно, что кто-то из них пишет прозу, а кто-то стихи. Важно…” И далее о том, что талант, дескать, он и в Африке талант. Но запнулся. Не в Африке дело. Скорее – в Ираке. Постоянно что-то рушится в этом мире, переделывается, переиначивается. А нас особо и не спрашивают. Но ответить-то мы все равно должны. Четыре небольшие книги из нашего ближнего зарубежья – попытки ответить тем, кто, нас не спросясь, породил легионы вопрошающих.

Владимир Спектор.
Прямая речь.
– Луганск: Глобус, 2002. – 120 с.

В 1999 году в Москве вышел поэтический альманах, включивший в себя стихи более двух десятков поэтов из Луганска. После чего, уверяют, поэт и переводчик Яков Козловский, ахнув, заявил о расцвете поэзии в Луганске. Альманах вышел по инициативе Владимира Спектора.

Давно подмечено, что писатели, не обучавшиеся в Литинституте, не сделавшие сочинительство своей прямой и единственной профессией, более трепетно относятся к творчеству. Они лишены того, что называется профессиональным цинизмом. Владимир Спектор, инженер-конструктор, в качестве тележурналиста создал серию очерков о поэтах и бардах Луганска. Название сериала – “Легкое дыхание”.

Решительно настаивая на том, что любимый Луганск – “город хороших людей”, Владимир Спектор прекрасно помнит, что “Есть на свете Париж./ Есть еще города…”. Переводит он и с украинского. Но все же. Автор десяти поэтических сборников не мыслит собственное творчество без темы родного города. Родной город не представляет себя без поэзии. Межрегиональный Союз писателей Украины находится в Луганске. Руководит союзом поэт Владимир Спектор. А значит, ни душа города, ни поэзия в нем не пропадут.

Валерий Кожушнян.
Горнюха:
Повесть. – Тирасполь,
2002. – 152 с.

“– Я ж говорыв, шо ты не рыбак. Хто ж идэ на рыбалку биз наживки. Ты, Михайло, не дите ж малое.

– Гай, не жмись. Или пошлину хочешь содрать?

– Ха! Бисова дытына. Глечик е у тэбэ?

– Какой молдаван идет на рыбалку без глечика. Ты шо, Петря?”

Приднестровье… Но не о политике речь. А о том, что практически исчезли из нашей прозы такие вот колоритные диалоги, в которых густая и терпкая мешанина слов живущих по соседству сразу напоминала о том, что, несмотря на границы, язык не хочет становиться дистиллированным. Что сопротивляется проза разделению на “чистые” жанры, как сопротивляется судьба любого человека, решившего стать “чисто конкретным” инструментом для добывания денег.

Повесть “Горнюха”, названная по прозвищу главного героя, вполне успешная попытка вернуть постоянно ускользающий в жанры-клише образ “нового русского” к границам традиционного реалистического повествования. Отчего же обязательно только криминальная разборка? Отчего же только непременная “распальцовка”? От земли, от людей не оторваться, не отгородиться. И в итоге – просто человеческая драма, отнюдь не “новая”, а старая, как мир. В котором меняются лишь декорации. Но остаются любовь и смерть, смех и ненависть. Описанные добротно, с полным владением литературной техникой, наработанной многими творческими поколениями предшественников Валерия Кожушняна.

Юрий Лебедь.
Срезы времени:
Стихи разных лет.
– Донецк: ООО “Лебедь”,
2002. – 432 с.

Собратья по перу любят называть Юрия Лебедя “гвардии рядовой литературы”. Бывший стрелок-радист дальней авиации взял из прошлого необходимое – умение навести порядок. Бесценное качество в мире хаоса. И теперь Юрий командует собственным литературным объединением, собственным издательством, а также контингентом литераторов Донецкого отделения Международного сообщества писательских союзов. Наводя порядок в местном литературном хозяйстве, Юрий Лебедь столь же строг и к собственному творчеству. Причем порядок для Юрия – не раз и навсегда закостеневшее миро- и стихообразование. Полигон для отработки и освоения новых жанров и форм всегда востребован. В арсенале автора обращения к стиху традиционному и афористичному, сонету и венку сонетов, стихам в прозе, акростиху… Представленный сборник вобрал в себя все лучшее, отшлифованное за многие годы. Лирика и гражданские стихи реставрируют время, кажущееся кому-то разнесенным в клочья и неподдающееся осмыслению. Но дождь пошел “конечно же – сверху вниз”, а пыль поднялась “конечно же – снизу вверх”. Дождь пройдет, пыль уляжется.

Виктор Добродий.
На пенечках.
– Луганск: Книжковий свiт,
2002. – 212 с.

Вроде бы “незаконный” автор в нашем обозрении – живет и трудится прозаик, профессиональный музыкант Виктор Добродий в Москве. Однако посчастливилось ему родиться в том самом легендарном уже Луганске, с которого и начался наш сегодняшний разговор. И вот вам еще одна положительная черта из характеристики почти уже мифического града. Существует Московская ассоциация “Лугань”. Ассоциация же видит себя одним из связующих звеньев между Россией и Украиной. И потому “своих не бросает”. Ведь из таких вот своих самые что ни на есть крепкие звенья и получаются. Но дело, естественно, не только в духе землячества. Но и в качестве прозы Виктора Добродия. Прозаик, очеркист, эссеист крепко думает над происходящим, ладно в слова переплавляет. Восемь лет назад вышедшая в Москве повесть “Музыка наших вождей, или Хроника одной подворотни” сразу же была замечена читателями. Новая книга неторопливых раздумий в повестях, рассказах, новеллах обрела символическое название “На пенечках” (лучшего места для мудрого взгляда на мир и не найти) и вышла в издательстве с ароматным названием. “Книжковий свiт” существует. И не параллельно с нашим светом, а вместе с ним. На его тихих окраинах неустанно трудятся реставраторы, тихим, несуетным трудом скрепляющие единое, несмотря ни на что, пространство нашей литературы.

Александр ЯКОВЛЕВ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
ОБЩЕСТВО
МНЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ПАМЯТИ ПОЭТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
КНИЖНЫЙ САЛОН
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе КНИЖНЫЙ САЛОН:
Александр БОБРОВ
ЧИТАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ!

Иван ПАНКЕЕВ
ИДЕАЛЬНЫЙ ПРОФЕССОР

ЗАЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО КНИЖНОГО СОЮЗА

РУССКАЯ ПРОЗА

Сергей ФЕДЯКИН
И ДЕСЯТИ ТОМОВ МАЛО
Станислав ЛЕСНЕВСКИЙ
ДИКТУЕТ ЧУВСТВО
Надежда ГОРЛОВА
НЕОБВЕТШАЛАЯ ДУША