ДЕТЕКТИВ


МЕНТЫ В ШОКОЛАДЕ

Андрей Кивинов.
Смерть под трактором.
Повести и рассказы.
СПб.: Нева;
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000

В сборник, кроме уже публиковавшихся “Умирать подано”, “Целую, Ларин”, вошли новые рассказы про ментов, гораздо более знаменитых, чем их автор. Оно и понятно: если Кивинов сидит где-то в далеком и холодном Петербурге, то ребята из убойного отдела вовсю резвятся по первому и четвертому каналам, существуя подчас уже вне зависимости от породившего их.

Подобное раздвоение героев – новое в отечественной практике. Ноу-хау, так сказать. Похоже, автор не запатентовал своих героев, отсюда и двусмысленная ситуация. В сериале НТВ фамилия Кивинова отсутствует в титрах, фильмы ОРТ сделаны по сценариям писателя. В фильмах НТВ “экшн” практически отсутствует, зато постоянно используются клубничные интерьеры: гей-клуб, рекламное агентство. Главными становятся такие фенечки – менты танцуют друг с другом голубой свадебный танец; красотка-модель трясет грудью перед ментом, неосторожно севшим на ее лифчик, и т.д. Серии ОТР как бы пародируют продукт НТВ и походят как на “Ментов” начального периода, так и на собственно тексты Кивинова. Натуральный продукт.

Новые рассказы, впрочем, вызывают приступы не то ложной, не то просто памяти. Телевизионные сыщики действуют, похоже, в опережающем режиме.

Новые рассказы, как всегда, хороши уже названиями. “Смерть под трактором” – несколько сниженный пафос знаменитого английского детектива, чье действие в ТВ-версии советского времени происходило, конечно, в Прибалтике. “Клюква в шоколаде” (в переводе на украинский “Сало в шоколаде”) отсылает к известному пассажу автора приключенческих романов про французских ментов эпохи Людовиков.

Фирменный стиль Кивинова на месте: фактура, юмор, диалоги.

“– Здравствуйте, с вами говорят из отдела криминальной хроники детской газеты “Будильник”. У нас есть информация, что вами задержан подозреваемый в убийстве Леопольда Салтыкова. Вы не могли бы прокомментировать это событие?

– Что сделать?

– Ну. Прокомментировать. Вы действительно задержали убийцу? И что он говорит?

– Кто?

– Как – кто? Убийца, конечно же.

– К сожалению, ничего. Он оказался глухонемым”.

Питер – по-прежнему криминальная столица, а также место действия тех самых ментов, которые бывают не только по четвертому (скучные) и по первому (смешные) каналам, но и в толстых-толстых книжках. В последнем варианте – предпочтительнее. К тому же не прерывается рекламой. Реклама здесь исключительно в обработке автора: “Юноша внял совету и пошел в отказ, заявив, что это не мамочкин труп, мол, органы, дабы повесить на невинного дело, подсунули в яму совершенно постороннего покойника. И поди проверь! Ведь зубы – это единственное, что у нее осталось своего”.

Т.М.