На главную страницу
ЛИТЕРАТУРА
№ 17 - 18 (5832) 25 апреля - 1 мая 2001 г.

КНИЖНЫИ РАЗВАЛ


ФАНТАСТИКА


КТО НА НОВЕНЬКОГО


ЭТО ЕСТЬ НАШ ПОСЛЕДНИЙ...

Дмитрий Володихин. Полдень сегодняшней ночи.

Роман, повесть. М.: ООО АиФ-Принт, 2000. – 441 с. (Черная звезда). 7 000 экз.

 

Ольга Елисеева. Хельви – королева Монсальвата.

Роман. М.: ООО АиФ-Принт, 2001.476 с. (Черная звезда). 7 000 экз.

 

Любая мало-мальски всерьез написанная фэнтези являет собой свежий апокриф на тему Армагеддона и имеет в виду потенциальное преобразование мира. Вот и в дебютном романе О. Елисеевой “Хельви – королева Монсальвата” явные интриги и скрытые пружины действия направлены на подготовку кадров для финальной битвы добра и зла. Призрачный замок Монсальват незримо опекает юную королеву Хельви, ибо и сама она, и ее потомки (впрочем, как и предки, уже удостоившиеся посмертного отдохновения в светлой обители) когда-нибудь примут участие в этой битве на стороне светлых сил...

Именно эти силы и требуют от Хельви не просто морганатического брака по расчету, но воссоединения с истинным королем. Освященный небом, этот брак приведет к тому, что подвластное Хельви королевство станет в конце концов оплотом добра на земле, как стал им Монсальват в небесах.

Истинного государя еще требуется слепить из подручного материала – на протяжении романа лорд Деми, попавший в маховик государственных интересов, постепенно учится быть королем, а юная королева-воительница – поступаться почти абсолютной властью, становясь женщиной при мужчине и королевой при короле... Ольга Елисеева представила нам фэнтезийную версию романа-воспитания с тщательно разработанными (порою за счет внешней интриги) психологическими мотивами и внутренними побуждениями героев.

А вот в романе Дм. Володихина решающий бой происходит не в абстрактно-христианском, условно-средневековом мире несуществующего королевства, а здесь и сейчас, на самых подступах к Кремлю. Бесы, темные эльфы, цифровые демоны и зомби разворачивают свою технику в Александровской слободе, имея стратегической целью пресловутую библиотеку Ивана Грозного, вернее, один-единственный объект из этой библиотеки...

“...Филипповское Евангелие – артефакт такой силы, что километров на пять вокруг него от нечистой силы должно быть чисто... Допустим, Февда уговорил свое начальство отбить артефакт, чтобы улучшить стратегическую обстановку в Подмосковье...”

Адскому десанту противостоят почти бессмертные Витязи и завербованные ими православные.

“У нас источник силы тоже только один. Господь... Сила дается нам по вере и только при точном соблюдении всех христианских обрядов. Ты, кстати, давно ли причащался?”...

Похоже, перед нами очередная вариация на столь популярную в нынешней фантастике тему русского мессианства. В этом смысле показательна примыкающая к роману повесть “Мы – террористы”, в которой персонажи Володихина, сбросив маскарадный костюм фэнтези, мочат тележурналиста, прозрачно поименованного Сметаниным, за “неправильное”, с точки зрения героев повести, освещение неких событий. Что ж, писатель попал почти в точку; впрочем, нынче со “Сметаниным” и ему подобными расправляются на другом уровне – и вполне бескровно...

 

РЕТРАНСЛЯТОР


ОЧЕНЬ СРЕДНИЕ ВЕКА

Майкл Крайтон. Стрела времени. Роман (пер. с английского А. Гришина).

М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с. (Почерк мастера). 8 100 экз.

 

Оригинал романа датирован 1999 годом. Увы, иной новизной роман похвастаться не может. Опять путешествия во времени при помощи машины, изобретенной честолюбивым ученым, “временные петли”, профессор истории, застрявший в жестоком и кровавом средневековье, и группа отважных студентов, отправившихся его спасать, эскапист, добровольно оставшийся в прошлом... Даже подземный ход, который можно обнаружить, разгадав криптограмму...

Далее – везде... Пока “здесь и сейчас” ученые пытаются восстановить пришедшую в негодность аппаратуру и вытащить добровольцев, нырнувших в прошлое за своим непутевым профессором, “там и тогда” добровольцы лицом к лицу сталкиваются с коварным владельцем замка, прекрасной дамой, жестокими наемниками, корыстолюбивыми священниками... Скучно, братцы. Даже намеки на то, что, мол, технология путешествий во времени если не открыта сейчас, то будет открыта со дня на день, не помогают.

Крайтон – крепкий сценарист. По “Стреле времени” фильм можно снимать хоть сейчас. Перебивка планов, переключение места действия, головоломные приключения разнополых, но спортивных героев. Увы, такой фильм вряд ли произвел бы нынче сенсацию, подобную крайтоновскому же “Миру Дальнего Запада”. Просто еще одна профессиональная работа с трюками и спецэффектами.

Во врезе на обложке автор признается, что везде чувствует себя чужим – Голливуд считает его высоколобым, собратья по перу презирают за работу в “легких жанрах”. Что ж, роман вновь доказал, что попытка усидеть на двух стульях, как правило, кончается печально.

 

КРУПНЫМ ПЛАНОМ


ТРУДНО БЫТЬ НЕ БОГОМ

Генри Лайон Олди. Одиссей, сын Лаэрта. Кн. I. Человек номоса. ЭКСМО-Пресс. 2000. – 416 с. (Нить времен).

20 000 экз. Одиссей, сын Лаэрта. Кн. П. Человек космоса. ЭКСМО-Пресс. 2001. – 384 с. (Нить времен). 12 000 экз.

 

Андрей Валентинов. Диомед, сын Тидея. Кн. I. Я не вернусь. ЭКСМО-Пресс. 2000. – 384 с. (Нить времен). 10 000 экз.

Диомед, сын Тидея. Кн. П. Вернусь не я. ЭКСМО-Пресс. 2001. – 384 с. (Нить времен). 7 000 экз.

 

Фантастическое упорядочение знаменитейших мифоэпосов – давний конек Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, выступающих под давно раскрытым псевдонимом Генри Лайон Олди. Они уже провели свое независимое расследование сказаний о Геракле (“Герой должен быть один”) и Махабхараты (трилогия “Черный баламут”), так что их новую работу наряду с новым романом их земляка и соратника Андрея Валентинова можно считать частью одного грандиозного и, по-видимому, еще далекого от завершения проекта, что само по себе уже вызывает уважение. Давайте же поглядим на события гомеровской эпохи глазами наших авторов, а вернее, глазами их героев, поскольку и Г.Л. Олди, и А. Валентинов ведут свои повествования по преимуществу от первого лица.

Итак, перед нами большая семья человекоподобных бессмертных богов и богоподобных смертных героев, связанных сложнопереплетенными кровнородственными узами. В своем расследовании авторы обнаруживают и такие связи, о которых античная традиция умалчивает. Так, Диомед оказывается сыном Афины-Паллады от смертного героя Тидея, а потомок Зевса и Гермеса Одиссей – ее возлюбленным. В авторской версии старшие олимпийские боги – не кто иные, как вестники Единого, уклонившиеся от миссии и узурпировавшие власть над людьми. Их мощь и бессмертие поддерживаются преклонением, трепетом и, самое главное, кровавыми жертвоприношениями, в первую очередь тайными человеческими. Дело осложняется тем, что посвященные в Тайну смертные потомки олимпийцев и сами способны при известных условиях превратиться в богов – достаточно победить бога как равного и принять человеческую жертву. Но кровь богов (серебряный ихор), текущая в жилах героев, несет в себе проклятие ярости и безумия, так что олимпийской Семье остается лишь стравливать друг с другом истребителей чудовищ. В этом смысле Троянская война по Олди и Валентинову должна поставить последнюю точку в разводе Неба и Земли и завершиться, с одной стороны, взаимоистреблением последнего поколения героев, а с другой – расширением владений Семьи на Восток.

Вот тут-то у Бессмертных и случилась промашка: под Троей, в чудовищном Кроновом котле ускоренного времени герои, сами не желая того, начинают обретать признаки божественной мощи. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не Одиссей и Диомед, по разным причинам обуреваемые одной и той же жаждой – остаться людьми. И в этом плане всю четырехтомную эпопею я бы счел великолепной, совершенно уникальной реализацией расхожей метафоры “прийти в себя”.

Повествования Олди и Валентинова являют собой причудливый сплав романа воспитания, исторического боевика и фантастической притчи, и авторы демонстрируют недюжинную изобретательность, компонуя в единое целое сюжеты античных авторов и Библии с научно-историческими материалами и собственными домыслами и фантазиями.

Тем обидней, что текстуально авторы сплошь и рядом оказываются не на высоте своего замысла. Г.Л. Олди и А. Валентинову не всегда удается найти естественный тон, проскользнуть между Сциллой безудержного пафоса и Харибдой разухабистого стеба. И уж совсем ни к чему было А. Валентинову приплетать к увлекательнейшему повествованию ни изобретение футбола хеттами, ни встречу в Океане с гибнущим “Титаником”, ни Атлантиду. В контексте архаики режут слух такие модернизмы, как “фигушки”, “Пенелопчик” и еще множество им подобных; а ведь именно на этом поле можно было затеять тонкие лингвистические игры. Безвкусными представляются щедро вкрапленные в текст аллюзии типа “мы похоронены где-то под Троей” или “где ни встретишь троянца ты – там убей!”. И если авторам удается достаточно успешно воспроизводить образцы античного стихосложения, то попадающиеся в тексте рифмованные вирши выглядят довольно убого, особенно в соседстве с роскошными – от Гумилева до Бродского – стихами эпиграфов.

Повторю вслед за Одиссеем: я очень люблю этот лук, эту стрелу, эту мишень, этих Олди и этого Валентинова, я восхищаюсь изощренной дерзостью их фантазий, но мне будет очень грустно, если эти авторы в той же стилистике замахнутся на реконструкцию, ну, скажем, Библии... А ведь, судя по всему, дело идет именно к этому.

А. ШТЫПЕЛЬ

 

ЛАБОРАТОРИЯ НФ


ЭТА ФАНТАСТИЧЕСКАЯ НЕНЬКА

Фантасты современной Украины. Справочник. Под редакцией И.В. Черного.

Харьков. Мир детства. 2000. – 144 с.

 

Существует ли украинская фантастика отдельно от фантастики русской, можно спорить. Одно достоверно – за последнее десятилетие в Украине возникла мощная плеяда сильных и своеобразных авторов (в основном, кстати, пишущих на русском языке). Впрочем, Украина и раньше поставляла этому пренебрегающему государственными границами жанру хороших писателей; просто здесь все они – и маститые, и молодые, и ныне живущие, и безвременно ушедшие – впервые оказались под одной обложкой.

Возможно, я пристрастна, но “Справочник” показался мне чуть ли не идеалом подобных изданий. И обширные персоналии (порою с несколько рекламным оттенком, но это пусть останется на совести и самих фантастов, и авторов статей о них), и подробная библиография... И подробный, внимательный и доброжелательный анализ творчества.

Конечно, авторы-составители “Справочника” находятся в более выгодном положении, чем их российские коллеги благодаря, если можно так выразиться, насильственной географической локализации материала. В бочку подобного же справочника русской (российской) фантастики набьется столько фантастических сельдей, что молодые, начинающие и нераскрученные вылетят автоматом. А вот те же Олди или Дяченки, работающие на украинской территории, но популярные среди российских читателей, попадут.

Да, тяжела ты, доля российского составителя! Ограничься писателями, живущими и работающими на территории России, упрекнут в местничестве, если не в шовинизме, включи (с той же степенью подробности) всех, когда-либо работавших в этом жанре на русском языке – получится неподъемный талмуд. Тем более что, если украинцы оказались почти в равном стартовом положении, русскому составителю придется ломать голову над тем, как втиснуть в ограниченный объем мало-мальски пристойный анализ и необозримую библиографию творчества таких мэтров, как, скажем, Стругацкие или Ефремов. Но это пусть у россиян голова болит. Украинцы свою дееспособность доказали вполне успешно.

 

© "Литературная газета", 2001


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОЛИТИКА
ОБЩЕСТВО
ИСКУССТВО
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ЛИТЕРАТУРА:

КРУГЛЫЙ ПИСАТЕЛЬСКИЙ СТОЛ
ОТЦЫ ПОСЛУШАЛИ ДЕТЕЙ. ПОРОЛИ НЕ СИЛЬНО...

НОВОСТИ
Подготовил
М. ОТРОШЕЕНКО


КНИГОЧЕЙ

ДЕЛА ИЗДАТЕЛЬСКИЕ

КРАТКО

Л. ОБАНИЧЕВА
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛЮБОВЬ

М. СТНЕЛЬНИКОВ
ПРЕДЧУВСТВИЕ

ХРОНОГРАФ

ТОМУ НАЗАД...

М.О.
ВЕСЕЛАЯ НАУКА

ПОЧИН

ПРОЗА, ПОЭЗИЯ

Т. МОРОЗОВА
РОДОМ ИЗ ЮНОСТИ

Т. МОРОЗОВА
С ЛЮБОВЬЮ ИЗ БОСТОНА

М. ГАЛИНА
"ЖАДНАЯ ЛИХОРАДКА ЖИЗНИ"

М. Г.
СИЗИФ СТРАНСТВУЮЩИЙ
ИСТОРИЯ, МЕМУАРЫ

П. БЕЗОБРАЗОВ
У КОРМИЛА
Т. М.
ЖЕРТВА ЧЕРНОГО PR
М.Т.
ГРАБИТЕЛИ, ПОХИТИТЕЛИ, ПИРАТЫ
И. КУЗНЕЦОВ
ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ
Р. СМИРНОВА
ВСЛЕД КАННИБАЛАМ
РЕЛИГИЯ
Ведущий
Б. КОЛЫМАГИН


КОРАН НА РОССИЙСКОМ НЕБОСКЛОНЕ
КНИГОЧЕЙ
C. НАДЕЖИН
ОГУРЦЫ НА ГРЯДКЕ
C. НАДЕЖИН
О ЧЕМ УМОЛЧАЛИ АПОСТОЛЫ?
БЕГУЩЕЙ СТРОКОЙ
БУДДИЗМ В ИНТЕРНЕТЕ

ФАНТАСТИКА
Подготовила
М. Галина

ЭТО ЕСТЬ НАШ ПОСЛЕДНИЙ...

ОЧЕНЬ СРЕДНИЕ ВЕКА

А. ШТЫПЕЛЬ
ТРУДНО БЫТЬ НЕ БОГОМ

ЭТА ФАНТАСТИЧЕСКАЯ НЕНЬКА

ПОДРОСТОК
Подготовил
А. ЯКОВЛЕВ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ИНТРИГАНОВ

ПОРОСЕНОК, СТАНЬ СОБАКОЙ
ДА ГДЕ ЖЕ ОНИ
В БОЙ - С ЧЕМПИОНОМ
С ЧУЖОГО ПЛЕЧА
ОБРАЩЕНИЕ К ИЗДАТЕЛЯМ