На главную страницу
ЛИТЕРАТУРА
№ 17 - 18 (5832) 25 апреля - 1 мая 2001 г.

КНИЖНЫИ РАЗВАЛ


ИСТОРИЯ, МЕМУАРЫ


БЛЮСТИТЕЛИ


У КОРМИЛА

Николай Голь. Первоначальствующие лица: история одного города.

СПб.: Журнал “Нева”, 2001. – 416 с.: ил. 2 000 экз.

 

Издание это выпущено в свет при поддержке администрации г. Санкт-Петербурга, что, видимо, должно символизировать определенную преемственность власти, прерванную в 1917 году, когда последнему генерал-губернатору (петроградскому) А.П. Балку должно было показаться, что наступил конец истории. Начиналась же история первоначальствующих лиц Петербурга, естественно, при Петре Алексеевиче, когда он назначил генерал-губернатором Александра Даниловича Меншикова, сопроводив свое назначение ценными указаниями, в том числе такими: “Губернатор должен душою болеть за город... На все надлежит доброе око иметь губернатору”.

До 1917 года у кормила городской власти в столице империи побывало 43 начальника. В разные времена должность их носила разные названия: генерал-губернатор, генерал-полицмейстер, обер-полицмейстер, градоначальник. Названия менялись, возвращались, снова менялись, но более всего прижилось все же “генерал-губернатор”. Первоначальствующие лица были, конечно, людьми тоже разными, к обязанностям своим относились, соответственно, более или менее ревностно. А в обязанности их, между прочим, входило практически все: от освещения городских улиц до дел театральных. Вот, например, перечень лишь нескольких нововведений, сделанных генерал-полицмейстером Н.И. Чичериным (вторая половина XXIII века): введены на домах таблички с названиями улиц; назначена поощрительная награда той пожарной команде, которая явится на пожар раньше других; при Чичерине был открыт Смольный институт, началась облицовка гранитом набережных Невы и т.д. и т.п. Начиная со знаменитого Михаила Милорадовича, героя Отечественной войны и жертвы декабристского восстания, первоначальствующие лица жили на казенной квартире по адресу Большая Морская, 38, передавая ее вместе с должностью следующему после себя (ныне подобное среди наших высокопоставленных чиновников что-то не практикуется).

Что касается самой книги Николая Голя, то следует всенепременно подчеркнуть, что она написана не без стилистического блеска, и это во многом способствует (помимо приобретения полезных исторических знаний) удовольствию, получаемому при ее чтении. Тираж, на наш взгляд, мог бы быть и поболее.

Петр БЕЗОБРАЗОВ

 

ВОКРУГ ЦАРЯ


ЖЕРТВА ЧЕРНОГО PR

Анна Вырубова. Фрейлина ее величества. Дневник и воспоминания.

М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 448 с.: ил. 7 100 экз.

 

“...Должна сознаться, что относилась хладнокровно к судьбе России: я была убеждена, что все несчастья, постигшие родину, были вполне заслуженными после той участи, которая постигла Государя”. Это из воспоминаний А. Вырубовой, написанных уже вне России. Она прожила в Финляндии более четырех десятилетий и скончалась в 1964 году. Над мемуарами легендарная фрейлина работала до конца своей жизни.

В рецензируемое издание вошли 2 книги: дневник и воспоминания. Знаменитый дневник Вырубовой – литературно-историческая мистификация, несколько развязное повествование, полное интригующих полунамеков. Папа и Мама здесь – последний русский царь и его жена; окружающие их лица на редкость малопривлекательны: “Нет проходу от этих дур! Вчера была Извольская. Она точно чирей: если придавить – завоняет”.

Интонации воспоминаний совсем иные – видно, что писано женщиной верующей, страдавшей и вдобавок понимавшей, что пишет она не столько для себя, сколько для нас. О большевистской тюрьме: “Два раза в день приносили полмиски бурды вроде супа, в которую солдаты часто плевали, клали стекло”. Если судить по воспоминаниям, то А. Вырубова стала объектом того, что сейчас называют зловеще “черный PR”. А по-русски – жертвой сплетен, слухов, что в огромных количествах распускались по Питеру про нее саму, “Папу и Маму”, а также про старца Распутина.

Т.М.

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ


ГРАБИТЕЛИ, ПОХИТИТЕЛИ, ПИРАТЫ

Роман БЕЛОУСОВ. Похищение “Моны Лизы”.

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 319 с.: ил. – 5 000 экз. (Великие тайны мира).

 

Книга Романа Белоусова – просто и понятно написанные истории о всяких махинациях с произведениями искусства. Немного – галопом по Европам, хотя начинается все с Египта. Глава “Грабители пирамид” – о захватчиках культурных ценностей, проблеме реституции и мистических способностях египетских гробниц. “Похитители прекрасного” – о картинах, украденных и возвращенных, среди которых та самая “Мона Лиза”. Интересно, как совершались хищения из, допустим, Лувра в начале ХХ века: человек просто приходил в музей, снимал картину со стены, вырезал ее из рамы, а затем, свернув трубочкой, так же просто выходил к берегам Сены. Золотые были времена. Далее, глава “Пираты от искусства” – об умелых фальсификаторах. Здесь же – главка об Арманде Хаммере, советском агенте влияния по кличке Принц-капиталист, в коллекции которого было так много фальшивок.

Глава “Покушения на шедевры” – о злодеях-геростратах, которые мало того, что плещутся серной кислотой, норовя попасть в шедевр, так еще и Русалочке в Копенгагене голову отрубили. И, наконец, глава “Мнимые портреты” – о вымышленных личностях (Козьма Прутков, Джим Доллар и др.), чье существование подтверждается существованием портретов.

Очень познавательно. Кто хочет все знать – узнает. Много картинок, есть даже снимок стены с крючками, на которых висела “Мона Лиза” до похищения.

М.Т.

 

КЛАССИКИ


ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ

Джон Дос Пассос. Лучшие времена (Неофициальные мемуары). Перевод с английского Виктора Вебера.

М.: РИК “Культура”, Книгописная палата, 2001. 368 с. 5 000 экз.

 

Это сегодня Джон Дос Пассос не входит в число самых популярных у нас американских авторов. Его отчасти заслонили писатели его же поколения – Фицджеральд, Фолкнер, Хемингуэй. А в свое время, в 20-е и начале 30-х, его переводили у нас едва ли не больше всех. (Еще недавно в букинистических магазинах можно было найти его издания того времени с обложками в характерном конструктивистском оформлении.). Это объяснялось двумя причинами – Дос Пассос был тогда достаточно “левым”, да к тому же авангардистом, привнесшим в литературу методы кинематографического монтажа и прочие изыски.

“Неофициальные мемуары” (определение жанра – авторское) “Лучшие времена” изданы в США в 1966-м, за четыре года до смерти Дос Пассоса, и стали его последней книгой. Что само по себе наводит на мысль, что для автора эта книга была в своем роде итоговой. Однако действие ее обрывается на конце 30-х, незадолго до известных испанских событий. Название же определенно подчеркивает, что он сам считал эти годы, до начала второй мировой, лучшими в своей жизни.

С откровенной любовью он пишет об отце, известном нью-йоркском адвокате, с которым его связывали не только родственные, но и дружеские чувства. Как и многие его сверстники, он рвался на поля первой мировой, куда и попал в качестве водителя санитарного автомобиля. “Путешествие” на войну он успешно совмещал с осмотром европейских достопримечательностей. Путешествия вообще стали едва ли не главным делом его жизни. Он множество раз пересек Атлантику, прекрасно знал Европу, куда отправлялся с завидной регулярностью, побывал в Советском Союзе (и не только в Ленинграде и Москве, но и на Волге, и даже на Кавказе), прошел с караваном по Аравийской пустыне, вместе с Хемингуэем бывал на охоте и рыбной ловле. Правда, в отличие от Хэма, он был не столько участником подобных мужских забав, сколько наблюдателем, человеком тихим и толерантным, что позволяло ему вполне терпимо относиться к выходкам своих знаменитых друзей – того же Хэма или Фицджеральда. Он их просто любил, как любил литературу, камни старой Европы и улицы Нью-Йорка. Ему принадлежит, может быть, одно из самых точных определений искусства: “Искусство, даже не имеющее никакой ценности, несет в себе минимум вреда. Великое, оно возвышает человеческую душу”.

Игорь КУЗНЕЦОВ

 

СИЛУЭТ


ВСЛЕД ГАННИБАЛАМ...

Елена Ханга. Про все. М.: ВАГРИУС, 2001. 255 с. – 10 000 экз.

 

Автор книги вела телевизионную передачу “Про это”. Подобной передачи на телевидении не было. Впрочем, нет и сейчас. Очаровательная чернокожая блондинка, великолепно говорящая по-русски, – такой ведущей тоже не было. Как нет и сейчас.

Елена Ханга, безусловно, человек, сделавший себя сама. Стоит прочитать книгу, чтобы понять, как ей это удалось.

Занятно, что в издании нет ничего “про это”, хотя передаче посвящено несколько глав. А получилась книга по большому счету не о себе. Но об африканских и американских родственниках, о друзьях и знакомых, о героях и зрителях телепередачи. Короче, “Про все”, а точнее, про всех. Такая портретная галерея, которая наиболее объемно представляет именно автора этих портретов.

“Поэтому я лелею образ Оливера и Берты (дедушки и бабушки), которых вижу как двух влюбленных, обедающих в китайских ресторанах, делящихся секретами, обнимающих друг друга в своей маленькой комнатке...”

Она, оторванная от своих родственников много лет, узнала о них гораздо больше многих из нас, имеющих и всегда имевших такую возможность.

Ну и, конечно, автор не могла не рассказать о своей работе на телевидении. Никакой “клубнички” вы там не найдете. И совсем не кокетством и не желанием “подлизаться” к читателю вызваны такие откровения: “Героиня ответила просто:

– Я предпочитаю позу наездницы.

Я стала мучительно соображать, что это за поза, а Таня мне в наушник:

– Лена! Закройте рот! Страна не должна знать, что вы не знаете элементарную позу! Почему нельзя подготовиться и выучить хотя бы первых пятнадцать поз!”

Конечно, каждый выбирает свой путь в жизни, но многим интересно будет узнать, как его прошла простая русская чернокожая девушка из “бедной, но благородной семьи”.

Рогнеда СМИРНОВА

 

© "Литературная газета", 2001


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОЛИТИКА
ОБЩЕСТВО
ИСКУССТВО
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
Читайте в разделе ЛИТЕРАТУРА:

КРУГЛЫЙ ПИСАТЕЛЬСКИЙ СТОЛ
ОТЦЫ ПОСЛУШАЛИ ДЕТЕЙ. ПОРОЛИ НЕ СИЛЬНО...

НОВОСТИ
Подготовил
М. ОТРОШЕЕНКО


КНИГОЧЕЙ

ДЕЛА ИЗДАТЕЛЬСКИЕ

КРАТКО

Л. ОБАНИЧЕВА
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛЮБОВЬ

М. СТНЕЛЬНИКОВ
ПРЕДЧУВСТВИЕ

ХРОНОГРАФ

ТОМУ НАЗАД...

М.О.
ВЕСЕЛАЯ НАУКА

ПОЧИН

ПРОЗА, ПОЭЗИЯ

Т. МОРОЗОВА
РОДОМ ИЗ ЮНОСТИ

Т. МОРОЗОВА
С ЛЮБОВЬЮ ИЗ БОСТОНА

М. ГАЛИНА
"ЖАДНАЯ ЛИХОРАДКА ЖИЗНИ"

М. Г.
СИЗИФ СТРАНСТВУЮЩИЙ
ИСТОРИЯ, МЕМУАРЫ

П. БЕЗОБРАЗОВ
У КОРМИЛА
Т. М.
ЖЕРТВА ЧЕРНОГО PR
М.Т.
ГРАБИТЕЛИ, ПОХИТИТЕЛИ, ПИРАТЫ
И. КУЗНЕЦОВ
ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ
Р. СМИРНОВА
ВСЛЕД КАННИБАЛАМ
РЕЛИГИЯ
Ведущий
Б. КОЛЫМАГИН


КОРАН НА РОССИЙСКОМ НЕБОСКЛОНЕ
КНИГОЧЕЙ
C. НАДЕЖИН
ОГУРЦЫ НА ГРЯДКЕ
C. НАДЕЖИН
О ЧЕМ УМОЛЧАЛИ АПОСТОЛЫ?
БЕГУЩЕЙ СТРОКОЙ
БУДДИЗМ В ИНТЕРНЕТЕ

ФАНТАСТИКА
Подготовила
М. Галина

ЭТО ЕСТЬ НАШ ПОСЛЕДНИЙ...

ОЧЕНЬ СРЕДНИЕ ВЕКА

А. ШТЫПЕЛЬ
ТРУДНО БЫТЬ НЕ БОГОМ

ЭТА ФАНТАСТИЧЕСКАЯ НЕНЬКА

ПОДРОСТОК
Подготовил
А. ЯКОВЛЕВ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ИНТРИГАНОВ

ПОРОСЕНОК, СТАНЬ СОБАКОЙ
ДА ГДЕ ЖЕ ОНИ
В БОЙ - С ЧЕМПИОНОМ
С ЧУЖОГО ПЛЕЧА
ОБРАЩЕНИЕ К ИЗДАТЕЛЯМ