На главную страницу
СПОР-КЛУБ
№17 (5876) 24 апреля- 30 апреля 2002 г.

ЛЕНИНСКАЯ ТЕМА

Писатель, ректор Литературного института Сергей ЕСИН работал над этой архисложной темой и тогда, когда она казалась коньюнктурной, и тогда, когда она оказалась почти запретной. Недавно в журнале “Юность” он закончил публиковать свою новую работу “Смерть Титана”. Скоро она выходит отдельным изданием.

– Скажите, для вас в свое время это был действительно социальный заказ? Ведь тогда немало людей удивилось: автор “Имитатора” – и вдруг ленинская тема? Что послужило толчком?

– Ленин интересовал меня в первую очередь как писатель. Ну, действительно, такая глыбища написанного, написанного разно, но, согласимся, ведь иногда и чрезвычайно умно!

В университете я достаточно полно и хорошо прочитал “Государство и революция” и обратил внимание на, так сказать, литературные фигуры, литературные тропы в ленинских работах. Талантливый человек виден там даже по самому стилю – какой сатирик пропал! Как удачно он иногда мог “взбодрить” оппонента метким словом! И вот, собственно, тогда, в университете, я подумал, что хорошо бы написать работу, название которой звучало бы приблизительно так: “Юмор, ирония, литературные тропы в системе политических доказательств и в ленинских дискуссиях”.

Как же меня отговаривала жена писать что-нибудь о Ленине!

Либеральный писатель и вдруг! В то время мы все автоматически считали: раз о Ленине – значит, плохо. Конъюнктура. И тем не менее я написал тогда три небольших повести о Ленине, которые и составили мой роман “Константин Петрович” (это псевдоним, под которым Ленин укрывался в дни Октября). Революционер Константин Петрович? Да, конечно. Социолог и стратег – да, отчасти. Повторяю: меня же более всего интересовал Ленин-писатель. И, собственно, мой последний роман, который сейчас выходит в свет, все о том же. Ленин – знаменитый писатель, единственный из всех писателей, реализовавший свои идеи в жизнь.

Как вам кажется, способна ли ваша книга заинтересовать нынешнюю молодежь? Ну, скажем, читающую. Ну, скажем, ваших студентов?

– Вот недавно, когда безумец-депутат предложил закрыть компартию и НТВ сделало передачу на эту тему. В конце передачи выступала в основном молодежь, и я бы не сказал, что она глядела в рот ненавистнику коммунистической идеи – Немцову. У молодежи обостренное чувство справедливости, в том числе и исторической.

К этой работе меня тоже подтолкнуло чувство справедливости, но скорее – человеческой. Когда я принимался за этот роман, не было более оплеванной и немодной фигуры, чем фигура человека со знамени и с денег...

Должен сказать, что во всех наших быстрых человеческих проявлениях меня всегда волнуют два момента. Первый – этический. Господи! Вчера стояли на коленях, облизывали, говорили разные слова... Сегодня уже клянут. Второй момент – образовательный. Ну почему же мы ничего в жизни не прочитали? Почему ни о чем не задумались? Если бы наша Дума была более образованна, если бы наше правительство владело по-настоящему культурой, если бы средства массовой информации были бы действительно свободными!..

В разное время появлялось немало разных баек о Ленине. О женском платье, о покушении на заводе Михельсона, о выстреле Каплан. Доходили до того, что Ленин чуть ли не сам организовал покушение на себя... Было немало разных пересудов о том, как он жил в ссылке, и так далее. Как вы к этому относитесь?

– Ленин и человек, пишущий о нем, в наше время легкая добыча. Такою же легкой добычей был и царский режим при предыдущей власти. Все плохо. Самодержавие, православие, народность – плохо. А без православия не было бы государства, а без народности не было бы объединения в народ, а монархия становилась идеологией...

Еще до 1917 года в своих “Несвоевременных мыслях” Горький (пролетарский, кстати, писатель) писал об отсутствии элементарной этики, когда бойкие журналисты изображали в красках уже арестованную, больную царицу, бесконечно разоблачали интимную сторону жизни царского двора.

Чтобы разобраться в любом историческом факте, нужны необходимые знания и просто человеческий подход к делу. Я не буду касаться легенды о Каплан. Так же скучна и легенда о “пломбированном вагоне”. Любое государство тратит огромные деньги для того, чтобы дестабилизировать своего идеологического противника или соседа. Германский штаб нашел прекрасный ход – заслать оппозицию обратно в Россию. А на чьи, спрашивается, деньги вызревала “Солидарность” в Польше? А с чьей, собственно говоря, поддержки поднималась наша “перестройка”? Это все одно и то же...

Конечно, что ни о каком самопокушении не могло быть и речи. Но существовали прелестные эпизоды в ленинской биографии: например, как бандиты высадили его из автомобиля в Сокольниках и отобрали револьвер, который был у него в заднем кармане. А теперь давайте вспомним об огромной системе охраны наших министров, общественных деятелей, президента. Тут есть тема для сравнения. Давайте вспомним, как быстро после Гражданской войны при прежнем режиме разобрались с беспризорностью и разделались с криминалом. Думаю, что и сегодня ФСБ могло бы за 3–4 месяца разделаться с воровством на уровне министров и чиновников. Но для этого нужна политическая воля. Вот тут я опять вспомню Ленина, и не только его одного...

Почему на Западе к фигуре Ленина относятся с куда большей... ну, скажем так – толерантностью, нежели у нас? Пока у нас и так и этак перепевали тему проезда Ленина из Швейцарии через воющую Германию, англичане сделали вполне спокойную, без истерик, картину на эту тему. И главную роль в ней играет выдающийся мастер Бен Кингсли, прославившийся некогда в роли Ганди.

– Я полагаю, что главное, почему Запад относится к Ленину несколько по-другому, чем его родной “Восток”, связано с чувством, если хотите, неожиданным, а именно с религиозностью. Этот самый безбожник, атеист освободил волю человека, расковал его социальную предопределенность, пытался, в библейском смысле, нарисовать на Земле некую идею братства... Я, конечно, ушел в сложную сферу, и мне сейчас же напомнят о письмах Ленина относительно террора против представителей православного духовенства, и не только православного... А я вспомню Великую французскую революцию и ее отношение к религии. Все революции одинаково относятся к надстроечным явлениям. Я начну размышлять по поводу того, что даже письменные угрозы – это еще не распоряжения к действию. Что скорее всего это простая угроза, а дальше уже начинаются действия аппарата, который еще недавно ходил в церковь и молился. На Западе эти моменты просто рассматриваются через призму всей мировой культуры и всего мирового революционного движения. У нас же болят отдельные язвы.

Для нас Ленин – это еще наш соотечественник, он еще очень близкий, он чуть ли не из астраханских прасолов, его отец даже не потомственный дворянин, а просто какой-то самоучка... А для Запада это уже миф, это уже где-то рядом с Магометом, Буддой, Аристотелем, Наполеоном. И с точки зрения мифотворчества – это уже одна компания, хотят этого Хакамада с Немцовым или не хотят...

Если ракете придать определенную сверхскорость, она может улететь за границы системы. То же самое и миф. Когда он заведен, он уже вне человеческих рук, он начинает действовать как какая-то иная справедливость...

Нарастающая во всем мире волна антиглобализма во многом несет над с собой красные знамена. Нельзя сказать впрямую, что это идеи коммунизма. Но очень близкие к ним. Это идеи свободы и равенства. Лютой ненависти к транснациональному модулю мирового сообщества. Ненависти к странам, разбогатевшим и до сих пор богатеющим путем выкачивания недр и ресурсов. Между тем как население подавляющей части мира, владеющее этими недрами, продолжает жить в ужасающей нищете.

– Антиглобализм – это в первую очередь понимание молодой интеллигенцией того факта, что если чем-то не поступиться и не попытаться в социальном смысле уравнять всех, то все и пропадем, а уж пути этих пропаж и крушений – они будут разные. У космонавтов, кажется, есть такой тест по притирке на коллективную работу: несколько душевых кабин с горячей и холодной водой, организованных таким образом, что если в одной кабине очень хорошо и тепло, то во всех остальных будет очень холодно и плохо, и чем скорей коллектив найдет оптимальный режим общего комфорта, тем дольше и продержится. Наш перенаселенный и перевозбужденный земной шар сейчас требует именно таких решений.

Не Ленин, не Маркс, не утописты и не христианство придумали идею равенства. Но опасность и беды нашего времени заключаются в том, что все слишком хорошо видно. Телевизор, конечно, инструмент выборных кампаний, телевидение, конечно, все время будет агитировать за тех, кому оно принадлежит. Здесь напомню, что статья Ленина “Партийная организация и партийная литература” написана не о художественной литературе, а именно о журналистике, именно о несвободе наших масс-медиа. Псевдосвободу они дают только для того, чтобы получить сегодняшние выгоды.

Телевидение показывает фантастический разброс в образе жизни людей, часто голосующих по одному и тому же избирательному бюллетеню. Я представляю, как из Воронежа, в котором только прошла грандиозная демонстрация протеста против повышения жилищных тарифов, наблюдают роскошные кремлевские процедуры, изысканные международные переговоры, показы мод, охоту на слонов, устраиваемую современными раджами, кулуары огромных международных конференций. Конференции есть, а медицинской помощи нет. Дети уже не играют на одной улице, а те, кто живет на одной улице, ходят в разные школы. Это все наблюдает молодежь. И боюсь, тут возникает старая “мыслишка”, уже забытая в нашей стране: что капитал капитала не рождает, что деньги не рождают денег, что существует прибавочная стоимость и ее присвоение, существует присвоение государственного имущества и многое другое подобное... Это первые импульсы, потом они складываются в определенную формулу и в линию поведения.

Как существует в памяти народа некая Атлантида – так будет существовать и некая страна, построенная Лениным, в которой каждый мог получить образование, каждый имел право на жилье и право на труд. А издержки строительства этой страны забудутся, уйдут. Мы говорим о пирамиде Хеопса, но тысячи рабов, лежащих у основания этой пирамиды, уже забыты.

Мне вспоминается один эпизод. К очередному дню рождения Ленина в одной газете решили сделать постер. Причем идею подбросил, как водится, демократ из демократов, но, между прочим, принятый в номенклатуру ЦК КПСС перед самым августовским путчем.

Так вот он предложил на постере изобразить Ленина в женском платье. А что такого? Тогда Ленина изображали и бегущим записываться в “МММ”.

– Очень хотелось поглумиться. Но кто-нибудь из нашей элиты сидел за свои убеждения в тюрьме, кто-нибудь из них вел фантастическую по своему накалу политическую борьбу? Кто-нибудь из них пробирался по крошившемуся под ногами зыбкому морскому льду зимой? Кто-нибудь жил в ссылке, в глуши, в деревне?

– Как вам кажется, какое место занимает сегодня фигура Ленина на общем фоне ХХ века?

– На этот вопрос начали отвечать антиглобалисты. Это не хиппи, они начали отвечать на этот вопрос всерьез.

Беседовал Сергей ВАЛЕНТИНОВ

© "Литературная газета", 2002

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ

ПОЛИТИКА

СПОР-КЛУБ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ЛАД
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ
НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе СПОР-КЛУБ:
Эдуард СТЕЦЕНКО
РАЗОБЛАЧЕНИЕ