На главную страницу
ОБЩЕСТВО
№17 (5876) 24 апреля- 30 апреля 2002 г.

ПОЧТА “ЛГ”


УЧИТЬСЯ РАД. ТЕСТИРОВАТЬСЯ ТОШНО
Интервью с литературными героями

Игорь ГОНЧАРУКНатолкнулся я недавно в Министерстве образования на даму в строгом брючном костюме и молодого человека, упакованного в “Адидас”. Ба! Да это же госпожа Простакова и ее сын Митрофан!

– Здравствуйте, вы великолепно выглядите, – обратился я к госпоже Простаковой. – Вас с Митрофаном трудно узнать.

– Спасибо за комплимент, но откуда вы нас знаете?

– Я в шестом классе проходил пьесу “Недоросль” Фонвизина.

– Теперь понятно, – улыбнулась она, – но неужели вы считаете, что мне нужно было приехать сюда в домашней пелерине, а Митрофану в дурацком кафтане, который сшил воровская харя Тришка? Жили мы в лесу, молились колесу и то с ленцой, да вдруг вызывают в Москву консультировать комиссию по школьной реформе.

– Вас вызвали в Москву?!

– Чему удивляетесь. Министерство решило перейти к преподаванию рамочных понятий о знаниях вместо самих знаний. От ученика требуется теперь лишь умение хорошо считать и писать, так как считается, что на любом рабочем месте он и так через три месяца будет прекрасно работать.

Но я ведь подобным образом обучала своего Митрофана 200 лет назад. С ним занимались по арифметике Цифиркин, а по русскому языку и Закону Божьему Кутейкин. Вот и делюсь опытом.

Тут госпожу Простакову пригласили в кабинет, и мы с Митрофаном остались одни.

– Скажи, Митрофан, тебе нравится система Единых государственных экзаменов?

– Классно! Достаточно вызубрить имена и фамилии писателей и названия книг, а сами книги читать необязательно. А взять историю?! Нужны только даты сражений, имена и фамилии полководцев и названия стран. Вызубрил, и порядок.

– Митрофан, а что ты скажешь теперь о географии?

– Ламбада – это Бразилия; Патрисия Каас – Франция; Мадонна и Майкл Джексон – Штаты; Битлы и Роллинг Стоунз – Англия!

Вот только с арифметикой разобраться не могу. Помню, я с Цифиркиным потратил целый вечер, складывая 0 + 0. У нас получался всегда 0, а у вас теперь 0 + 0 = 1.

– Откуда ты это взял?!

– Сейчас в школе ученики пребывают 10 лет, а везде пишут и говорят, что они учатся 11 лет, получается

10 + 0 = 11.

Я задумался и решил направить эту статью в Госдуму, чтобы она законодательно утвердила единое арифметическое пространство в России, где всегда было бы 2 5 2 = 4 и 0 + 0 = 0, а не столько, сколько захочется начальству.

Герман УШАКОВ,КРАСНОЯРСК

РОДИТЕЛЬ! ДЕНЬГИ ГОТОВЬ!
Сегодня поступить в вуз со школьным багажом невозможно

Игорь ГОНЧАРУКВ шестнадцать-семнадцать лет так хочется развлекаться, веселиться и любить. Но какие там романы, когда дома ждет учебник по физике и чистый лист с ненаписанным сочинением. Тем, кто собирается поступать в мало-мальски приличный вуз, о личной жизни лучше забыть. “Пахать” нужно днем и ночью. А все потому, что приходится работать как бы на два фронта: тянуть школу и готовиться к вступительным экзаменам.

Я отлично успевала по всем предметам, но, оказывается, мои знания по институтским меркам равны нулю. Это просто несправедливо! Я ведь вполне могла бы усвоить и гораздо больше. Почему же этих знаний мне в школе не дали?

С этими вопросами я обратилась к преподавателям школы и вуза – виновникам моих несчастий. И вот что услышала в ответ:

Людмила Викторовна Быльева, бывший преподаватель русского языка и литературы МГУ:

– Трудности возникают только у детей, поступающих в престижные учебные заведения. И основная проблема даже не в расхождениях школьной и вузовской программ, а в различии требований. Школа рассчитана на среднего ученика, а в институт должны поступить только лучшие. Критерии, скажем, в МГУ чрезвычайно завышены. Ректор держит курс на сохранение статуса самого лучшего, престижного заведения страны. И с этой точки зрения беда абитуриентов не в отсутствии свободного времени, а в том, что подготовиться самостоятельно практически невозможно. Обязательно нужны репетиторы или курсы, а это стоит денег.

Школьные уроки тут действительно мало чем помогают, наоборот, даже мешают. Порой литературное произведение в школе анализируется неправильно, по крайней мере не так, как это необходимо на экзамене. Единственное преимущество, которое дает блестящая учеба в школе, – это возможность получить золотую медаль, высоко котирующуюся везде.

Вера Николаевна Литвинова, преподаватель русского языка и литературы школы ‹ 1239:

– Да, несомненно, несовпадения в программах школ и вузов – одна из причин перегруженности абитуриентов. Министерство образования предлагает нам общеобразовательную программу, абсолютно несогласованную с высшей школой. Более того, единства требований нет даже в разных вузах. Так, в МГУ обязательным произведением Островского считается “Лес”, а в МГИМО – “Бесприданница”. И пример этот не единичный.

Конечно, школа не может качественно подготовить выпускников к вступительным экзаменам. У нас другая задача: дать общее представление о предмете. А различия в требованиях, кстати, упираются еще и в деньги. Если требования станут одинаковыми, кто ж будет тратиться на подготовительные курсы? Да и на платных отделениях кто-то должен учиться, следовательно, часть абитуриентов неминуемо не доберет балл. А что вы хотите? Зарплаты-то у лекторов мизерные.

...Поговорив с двумя преподавателями, я поняла, что ситуация у бедных школяров пиковая. Так что, дорогие товарищи по несчастью, скрипя сердце беритесь за учебники, а вы, любимые родители, готовьте деньги. Да побольше. На курсы и репетиторов.

Дарья ОКУНЕВА,без пяти минут абитуриент

ДЕВОЧКА ПРОСИЛА ПОДАЯНИЕ
Если бы я была губернатором...

Игорь ГОНЧАРУККогда смотрю передачи о брошенных детях или читаю такие статьи, как “Гавроши ХХI века” (“ЛГ”, ‹ 7, 20–26 февраля), сердце просто разрывается. Ну почему так?! У меня был такой добрый, милый, безумно нужный мне сын. Я ему всегда футболочку грела, чтоб утром он ее тепленькую надел. По выходным чай и кофе в постель подавала, надышаться на него не могла. И надо же было случиться такой трагедии – разбился на мотоцикле.

Вот я и думаю, как могут матери, выносившие свое дитя, бросить его? Почему наши люди так ожесточились?

Мне тоже жизнь досталась не сладкая, но я вырастила своих детей. Теперь они живут уже ради своих детей. Когда заболел самый маленький внук – годовалый Артем, дочь лежала с ним в больнице. Естественно, ежедневно кто-нибудь из семьи их проведывал, возил им еду. Как-то приезжаю, а дочь мне рассказывает: “Мама, представляете, сегодня в детскую больницу пришел мужчина, принес пакеты с фруктами и сказал медсестрам, раздайте все детям. Так вот, ни один ребенок ничего не получил”.

Как могли взрослые взять себе эти фрукты?! Не понимаю. Или вот недавно внучка, она учится во втором классе, рассказала, что один мальчик в школе не ест, потому что его пьющие родители деньги на обеды не сдают. Неужели отдел социальной защиты не может заплатить за этого ребенка?

Однажды перед входом в булочную встретила просящую подаяние девочку лет десяти. Спрашиваю, зачем тебе деньги? “Мама не работает, а я есть очень хочу”. Конечно, я дала ей денег, и видели бы вы, как она уплетала купленную булку!

Так вот, что толку нести деньги, продукты или вещи в семьи, где все пропивается? Если бы я была губернатором, я бы детей из малообеспеченных и неблагополучных семей кормила два раза в школе бесплатно. Даже из-за этого ребенок ходил бы в школу, учился и вырос бы не таким, как его родители. Еще я бы открыла дешевые столовые, где могли бы есть такие дети. Я бы сама помогла той столовой. Не деньгами, конечно, у меня их у самой нет, но картошки пару мешков или капусты, вообще всего, что растет на огороде, не пожалела бы.

Надо убрать беспризорников с улиц, одеть, обуть. В каждом городе должно быть ПТУ, где такие дети могли бы получить специальность. Нет денег? Да наши олигархи при всем желании не смогут за всю жизнь переварить все свои миллионы. Я бы, например, обратилась к Пугачевой, Березовскому или Эрнсту: а слабо вам, господа, открыть и содержать центр для обездоленных детей? Не пора ли о собственной душе подумать? Ведь перейдем в мир иной, там ничего нужно не будет.

Антонина ПОЛЯКОВА,ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Д. ВЫХОДЦЫ

© "Литературная газета", 2002

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ

ПОЛИТИКА

СПОР-КЛУБ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ЛАД
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ
НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ОБЩЕСТВО:

ДИСКУССИЯ
ЗАЧЕМ УЧИТЬ ГЕОГРАФИЮ, ЕСЛИ ЕСТЬ ТУРКОМПАНИИ

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ
В ПОИСКАХ ИДЕИ