На главную страницу
ОБЩЕСТВО
№17 (5876) 24 апреля- 30 апреля 2002 г.

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ


В ПОИСКАХ ИДЕИ

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ

Где-то в середине девяностых первый президент России потребовал от подчиненных срочно выработать национальную идею. Все СМИ потешались месяца три, по традиции полагая, что всякое указание, спущенное сверху, ничем, кроме глупости, быть не может. Мне, однако, кажется, что осмеянная и забытая мысль была не столь уж анекдотична.

Ведь глобальная идея время от времени возникает не только у каждой страны, но и у каждой деревни – скажем, соорудить мостик через ручей или вырыть новый общественный колодец. Возникает она и у каждой семьи: определить сына в институт, выдать замуж дочку, построить гараж, купить новый холодильник. Ради воплощения такой идеи люди идут на жертвы – копят деньги, подрабатывают вечерами.

Ну а у огромной России такая идея есть?

Сегодня, пожалуй, нет.

Национальная идея, если говорить о ней не в возвышенно-мистическом, а в сугубо практическом ракурсе, всего-навсего перспективный план на обозримое будущее. Скажем, в Средние века у Руси была идея избавиться от ордынского ига, потом – выйти к незамерзающим морям, потом – овладеть европейской культурой, потом – освободить крестьян. К сожалению, все это делалось либо с большим опозданием, либо через спину, в результате чего империя и рухнула в октябре семнадцатого. Краткое время спустя возникла следующая идея – освободиться от нового ига, на этот раз большевистского, что и случилось в девяносто первом году.

Сегодня в России решается, порой успешно, множество локальных задач. А вот главная, объединяющая, не сформулирована и, боюсь, даже не намечена. Создать новую, благополучную, процветающую Россию? Кто же откажется! Но можно ли строить дом по десяти противоречащим друг другу проектам? А у нас как раз и происходит нечто подобное – даже в Думе без конца дискутируют, что именно надо созидать: капитализм с человеческим лицом, социализм со зверским или что-либо еще.

Какая же из сегодняшних задач представляется мне самой существенной?

Чтобы Россия была свободной, процветающей и уж тем более великой, она должна как минимум сохраниться. Не распасться на составные, как в семнадцатом и в девяносто первом. Реальна ли сегодня угроза распада? Остерегусь сказать твердое “нет”. Ведь и развал СССР за какой-нибудь месяц до путча выглядел утопично.

В семнадцатом распалась империя. В девяносто первом – опять-таки империя. Но ведь и нынешняя Россия тоже империя, хоть и уменьшившаяся на треть. И тоже от бед не заговорена.

Слово “империя” по традиции совковых учебников до сих пор звучит, как ругательство. Между тем это всего лишь многоплеменная страна, исторически сложившаяся из разных государственных образований. За века совместной жизни все эти территории сплавились, проросли множеством общих систем: промышленными и торговыми связями, железными и шоссейными дорогами, трубопроводами, водными и воздушными маршрутами. Любой разрыв кровеносных сосудов обходится дорого – недаром обломки английской, французской или португальской империй, освободившись от ненавистных колонизаторов, надолго рухнули в нищету. Да и нам распад Союза, даже почти бескровный, обошелся очень недешево…

Так, может, имеет смысл перекреститься, не дожидаясь грома, – хотя бы вспомнить, что конкретно дважды за один век привело державу к катастрофе.

Внешне все выглядело просто: разом отваливались так называемые “национальные окраины”. Да, взрыв смотрелся именно так. Но что служило запалом? Кто бросил спичку в пороховой склад?

Если бы не в нашем доме пожар, можно было бы даже усмехнуться: оба раза взрывателями стали маргинальные группки, созданные спецслужбами для локальных целей, малочисленные и неавторитетные. В начале века это были черносотенцы, в конце – так называемое общество “Память”. Сами по себе они реальной опасности для огромного государства не представляли. Но реакция на их шумное появление была мощной и разрушительной: национальные движения во всех концах страны обрели не только массовость, не только силу, но и непримиримость. Те, кто прежде вел речь лишь об экономической или культурной автономии, после первых же скандальных акций маргиналов заняли самую жесткую позицию: только отделение! Самое любопытное, что и в начале, и в конце века группировки, спровоцировавшие развал страны, называли себя национально-патриотическими…

Что же это такое – патриотизм? Почему он обладает и сплачивающей, и разрушительной силой?

Во всем цивилизованном мире слово “нация” тождественно слову “гражданство”. Приезжая в любую страну, где надо заполнять декларации, мы в графе “нация” пишем – “Россия”. Президент США, выступая с обращением к нации, имеет в виду не англосаксов, славян или негров – он впрямую взывает ко всему американскому народу. Когда на олимпиаде чернокожая девушка выигрывает стометровку, ее называют француженкой, потому что она и есть француженка, то есть гражданка Франции. Одно время ко мне часто приходила в гости София, иностранная студентка, два семестра практиковавшаяся в русском. Черные волосы, смуглая кожа, раскосые глаза… Двадцать лет назад шведская семья удочерила маленькую кореянку, и она стала шведкой со всеми правами и без всяких комплексов.

У нас же…

Недавно я прочел в популярной газете, что в России живет сто девяносто наций – не этносов, не народностей, а именно наций. Не стану винить незнакомого газетчика в малограмотности: ведь это не он так считает, это миллионы людей привыкли так считать. Задайте хотя бы в МГУ сотне студентов один и тот же “национальный” вопрос и услышите: якут, бурят, русский, татарин, армянин. Так нас учили десятилетиями. Так, к сожалению, приучили. Не случайно в ряде автономий возникла напряженка в связи с новыми российскими, без графы “национальность”, паспортами…

Надо отдавать себе отчет: даже в нынешнее, относительно стабильное время мы живем на минном поле. Пока взрывается редко. Но где гарантия на будущее? Ведь сто девяносто патриотизмов способны в клочья разнести и более благополучную страну, чем Россия.

Так что же нам делать? И при чем тут национальная идея? Мне кажется, на ближайшие десятилетия нашей национальной идеей как раз и должно стать осознание себя единой нацией, с общими целями, общей родиной и одним на всех патриотизмом. Это не вопрос идеологии, это вопрос выживания страны.

С проблемой существования в общих границах разных этносов, религиозных общин и языковых групп сталкивались многие страны. Освободившись от британского владычества, огромная Индия раскололась на две части. Потом распад продолжился: развалился и Пакистан. Саму Индию трясло и ломало от противостояния с сикхами – религиозным меньшинством, составляющим каких-нибудь два процента населения. В Европе Чехия и Словакия разделились мирно, республики бывшей Югославии расходились долго и кроваво. Конфликт в Ольстере тлеет много лет, временами ярко вспыхивая.

Но, может, более интересен вот какой вопрос: почему не рухнула Америка? Множество этносов, уйма религиозных групп, поистине вавилонское многоязычие… Стоит ли удивляться, что несколько десятилетий назад самая богатая в мире страна оказалась на пороге гражданской войны: ни одно меньшинство не хотело быть второсортным. Особенно жестоким и опасным стало противостояние, как на шахматной доске, между белыми и черными. Все предпосылки для большой крови!

Американцы осилили задачу со свойственным им патриотическим прагматизмом.

Каждый вечер я решаю проблему снотворного: таблетка или телевизор? Поскольку о вреде таблеток говорят все, обычно выбираю телевизор. За последние годы я пересмотрел множество наших и западных фильмов и прекрасно усвоил сюжетные закономерности.

В американском детективе полицейские ходят парами: если главный герой белый, напарник непременно цветной. Врач черный – его коллега белый, а медсестра смуглая. Мужественный Рокки бьется на ринге с грубым и злобным негром – но пусть вас это не шокирует, ибо мудрый тренер белого боксера тоже негр. Два плененных солдата бегут из вьетнамского концлагеря – белый с черным братаются, поочередно спасая друг друга. У второстепенного положительного героя либо польская, либо еврейская, либо армянская фамилия. Белого подсудимого успешно защищает черный адвокат. А узкоглазую мафию в конце концов побеждает отважный узкоглазый коп.

Ну а наши фильмы? Тут тоже свои закономерности. Если у персонажа щетинистая морда, курчавые волосы, кавказский акцент и зовут Гоги, можно не сомневаться, что в конце фильма именно его положат на асфальт и заломят руки за спину…

У нас принято смеяться над американской политкорректностью. А ведь она блестяще сработала! Ежедневно и ежечасно граждан убеждают: мы единый народ, дети общей родины. А остроумец, рассказавший на вечеринке отвязный анекдот о негре или латиноамериканце, рискует навеки сломать карьеру не только в политике, но и в бизнесе.

При этом не нужно забывать, что цензуры в Штатах нет и никогда не было. Вообще, политкорректность имеет к государству очень слабое отношение – это чисто общественное явление. Причем явление, повторяю, патриотическое. Ведь патриотизм не в том, чтобы рвать рубаху на груди и кричать, какой ты лучший на свете, а в том, чтобы уберечь свою страну от всех грозящих ей бед.

Справедливости ради следует заметить, что политкорректность придумали не американцы – у них был предшественник. А именно В.И. Ленин, провозгласивший интернационализм основой российской государственности. Сегодня на Ленина вешают всех собак, во многом справедливо. Но вряд ли кто-то решится отрицать, что именно он, провозгласив равенство и братство всех российских этносов, сумел вновь собрать огромную страну из обломков империи. Его преемнику хватило жестокости и коварства, чтобы продержаться у власти почти тридцать лет. Но отсутствие стратегического мышления подвело: мины, заложенные Сталиным под Советскую империю, рано или поздно должны были взорваться. Они и взорвались.

Только дурак наступает на грабли дважды. Кем же надо быть, чтобы получить палкой по лбу трижды? Может, наконец поумнеем и решим, что этносов у нас множество, языков множество, культурных традиций множество – а вот нация одна. Сохранить, укрепить и по-настоящему обустроить Россию могут только россияне.

© "Литературная газета", 2002

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ

ПОЛИТИКА

СПОР-КЛУБ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ЛАД
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ
НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ОБЩЕСТВО:

ДИСКУССИЯ
ЗАЧЕМ УЧИТЬ ГЕОГРАФИЮ, ЕСЛИ ЕСТЬ ТУРКОМПАНИИ

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ
В ПОИСКАХ ИДЕИ