На главную страницу
ИНФОРМАЦИЯ
№18 (5923) 14 - 20 мая 2003 г.

ЗАВЕТУ ВЕРДИ ВЕРНЫ

В возрасте 9 лет мама впервые привела Леню Азарха в Большой театр. Она очень любила оперу и сыну сумела привить эту любовь. Он слышал великих Козловского и Лемешева, аплодировал многим другим мастерам оперной сцены Большого. Сегодня Леонида Давидовича можно смело назвать профессиональным любителем. “Я не имею ни малейшего музыкального образования, – признается он. – Не умею играть на музыкальных инструментах. Но если один из них в оркестре сфальшивит, услышу это сразу же”. То, что Азарх “консерваториев не заканчивал”, не мешает ему на протяжении последних девяти лет быть автором и ведущим специальной программы “Опера для публики”, одного из самых популярных и рейтинговых проектов “Радио России”.

Впору удивиться, узнав о том, что за плечами Леонида Давидовича далекий от лирики Московский энергетический институт. Что он еще и любитель шахмат и футбола, спортивный комментатор. Был знаком с Синявским, вел репортажи из одной комментаторской кабины с Озеровым.

Как выяснилось, за 40 лет работы на радио Азарх не ограничивался только оперой и футболом. Он автор двух исторических циклов. Как человек с фундаментальным образованием, делал популярные инсценировки, в которых доступно рассказывал о… теории относительности Эйнштейна и квантовой механике. Писал радиопьесы и литературные труды. Вел экономические программы и был политическим обозревателем. Успел даже поруководить на “Радио России” в должности заместителя директора. Но, как признается сам, в 60-х годах выбрал оперу и верен ей до сих пор. В момент, когда удалось дозвониться до Азарха с поздравлениями, он был поглощен телепросмотром игры “Манчестер Юнайтед” и огорчался, что команда не может забить гол. А поздравить его есть с чем: в мае программа “Опера для публики” перевалит за 200-й выпуск. Само ее название обязано великому Верди, который первым из классических композиторов заявил, что опера должна существовать не для специалистов, а для публики.

Азарх решил претворять в жизнь этот завет Верди. Начинал он на другой радиостанции, рассказывал про мировую оперу. А 1 марта 1994 года проект, посвященный русской опере, появился на “Радио России”. Тогда как раз отмечалось 150-летие со дня рождения Римского-Корсакова. О нем, первом, и повел разговор в прямом эфире Леонид Давидович. Так начался ликбез радиоэлектората в области русской оперы. Затем были Верстовский, Серов, Рубинштейн, Даргомыжский и Чайковский. Чтобы понять, насколько скрупулезно Азарх относится к материалу, достаточно сказать, что одному произведению он посвящает 5–6 программ. Он не ограничивается скупым изложением либретто, а рассуждает об историческом фоне, знакомит слушателей с биографией композитора и даже любовными историями автора оперы, если они связаны с ее содержанием.

Сегодня он опять вернулся к Римскому-Корсакову. Его творчеству будет посвящено аж 50 передач! Сейчас Азарх рассказывает о “Псковитянке”. Впереди знакомство еще с 14 операми композитора. Дальше он пока не загадывает. Но признается: “Даже за девять лет обо всем многообразии русской оперы не расскажешь. Только на знакомство с русской оперой девятнадцатого века два года уйдет. А есть ведь еще Шостакович, Прокофьев. Чтобы рассказать обо всем богатстве этого жанра, нужно лет двенадцать–пятнадцать”.

Огромная благодарность Маэстро за эту верность жанру. Еще раз по двести вам, Леонид Давидович!

Михаил ТОКАРЕВ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
ОБЩЕСТВО
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ИМЕНА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИНФОРМАЦИЯ:

НЕДЕЛЯ ПОДПИСЧИКА В МОСКВЕ

Арина АБРОСИМОВА
ПРИВИВКА ПРАВДЫ И ВЕРА В ЧУДО

Михаил ТОКАРЕВ
ЗАВЕТУ ВЕРДИ ВЕРНЫ