На главную страницу
ИМЕНА
№18 (5923) 14 - 20 мая 2003 г.

ВСПОМИНАЯ АНАТОЛИЯ ИВАНОВА

Наступил срок, когда все больше вычеркиваешь телефонные номера в записной книжке и все меньше новых вносишь в нее. Но ведь память не записная книжка. Из нее не вычеркнешь имен тех, кто остается с тобой и годы спустя после того, как они покинули грешную землю. Один из них – Анатолий Степанович Иванов…

Когда в 1958 году я прочел роман “Повитель” неведомого автора, я понял, что в отечественную литературу пришел очень самобытный художник. Добрым словом встретили его появление Леонид Соболев, Василий Федоров, Александр Макаров. Думалось, что “поднять” столь сложные социальные и нравственные пласты народной жизни, выписать такие впечатляющие своим драматизмом судьбы героев под силу многоопытному, зрелому писателю. На самом же деле все обстояло совсем не так. Роман принадлежал перу тридцатилетнего прозаика, за плечами которого было всего пять лет профессиональной работы в литературе. До этого были рассказы, среди которых заметно выделялись “Алкины песни”, название которого А. Иванов вынес на обложку первого сборника своей прозы.

Да и биография его, пожалуй, не отличалась от многих биографий сверстников, вступивших в отрочество свое, когда началась Великая Отечественная война.

Учась в школе, работал в колхозе, помогал матери, оставшейся с тремя детьми на руках. После десятилетки поступил в Алма-Атинский государственный университет на факультет журналистики. После – служба в армии, работа в армейской, а после ухода в запас – в районной газете. Тут-то и начал писать рассказы. Спустя несколько лет задолго до эпохи бестселлеров написал роман “Повитель”, затем романы “Тени исчезают в полдень”, “Вечный зов”, которые принесли Анатолию Иванову всесоюзную известность. Особенно после того, как обрели телеэкранную жизнь в постановке превосходных кинорежиссеров В. Ускова и В. Краснопольского.

Но память моя об Анатолии Иванове “настояна” не только на его неповторимом творчестве.

Несколько лет мы были связаны работой в журнале “Молодая гвардия”. Правда, сначала, а это было в конце 60-х годов, нас познакомил поэт Владимир Фирсов. Знакомство случилось в кабинете заместителя главного редактора, который занял Анатолий Степанович, приехавший в конце 60-х из Новосибирска.

Полноватый человек с русыми волосами, зачесанными назад, несколько одутловатым лицом, на котором особо выделялись скулы, посмотрел на меня, как мне показалось, довольно пристальным взглядом своих серо-голубых глаз.

Казалось бы, встреча с уже известным писателем ничего не означала, как и многие подобные знакомства. Однако жизнь распорядилась по-иному.

В сентябре 1972 года в “Литературной газете” появилась статья доктора исторических наук А.Н. Яковлева “Против антиисторизма”, в которой подвергалась резкой критике литературно-политическая позиция журнала “Молодая гвардия”.

Так вот в том же сентябре мне домой впервые позвонил Анатолий Степанович и попросил зайти к нему в редакцию: есть разговор. Ну мало ли о чем может поговорить редактор с литературным критиком?! Я в то время работал доцентом на кафедре советской литературы в Литинституте им. А.М. Горького.

Однако разговор оказался совсем уж неожиданным: Анатолий Иванов предложил мне должность своего заместителя.

Для меня предложение было полной неожиданностью. И я попросил время на раздумье.

– Его у нас нет! – улыбнулся Анатолий Степанович. – Ну ладно! Жду завтра в это же время с ответом…

При встрече с Ивановым на следующий день я промямлил что-то вроде отказа.

И опять запомнился долгий многозначительный взгляд его серо-голубых глаз.

– Ну что ж, – вздохнул он. И после паузы: – Вот так у нашего брата все и происходит. Шумим, друг другу жалуемся, что нас-де не замечают, нас не печатают, нам не доверяют. А как до дела: бери в свои руки журнал, публикуй то, что считаешь заслуживающим того, – тут же в кусты, тут же на попятную…

И этими словами, звучащими отчетливо до сих пор в памяти, он сразил меня…

Так оказался я рядом с Анатолием Ивановым, в его команде.

Работа под его началом была для меня большой школой обретения не только профессионального редакторского мастерства, но и жизни...

Борис ЛЕОНОВ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
ОБЩЕСТВО
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ИМЕНА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИМЕНА:

Борис ЛЕОНОВ

Сергей ФЕДЯКИН
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ПОЭТА

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ
НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ, ПОДПОЛЬНАЯ ЦЕНЗУРА!