На главную страницу
ИМЕНА
№18 (5923) 14 - 20 мая 2003 г.

ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ


НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ, ПОДПОЛЬНАЯ ЦЕНЗУРА!

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ

Информационно-аналитическая программа канала “Культура” “Тем временем” за несколько недель не нашла для показа ни одного собственно литературного сюжета. А выпуск в конце апреля был сплошной ужастик. Здесь представители российской интеллигенции снова проявили тягу к некрофилии. Предмет интереса – тело вождя Октябрьской революции. Решался вопрос: закопать Ленина или оставить в Мавзолее? Мысль эта, по какой-то причине проникшая в голову режиссера М. Захарова, обсуждается не первый год. Теперь ее “озвучивали” землекоп по совместительству Захаров, руководитель программы и ведущий Архангельский (оба – за) и коммунист Глазьев (против).

Однако какое нам, приверженцам темы “Литература в ящике”, до того дело? Не скажите. Тут есть нечто, имеющее отношение и к литературе. Почему-то за все годы этой дискуссии никто ни разу не вспомнил, что в центре России вот уже сто шестьдесят лет так же – не в земле, а в ящике – покоится тело одного из самых великих людей нашего Отечества – Лермонтова. Единственное отличие – то, что ящик не прозрачный. Побывав в имении Тарханы Пензенской губернии, вы сможете сами в этом убедиться. И даже прикоснуться к массивному свинцовому саркофагу. Неужели бабушка поэта не знала христианских канонов и допустила, что ее любимый внук, как атеист-большевик, лежал без погребения? Не хочется думать об этом.

Если вы подзабыли “Песню про купца Калашникова” или “Бородино”, то вам стоило бы посмотреть передачу “Апокриф” на тему “Детская литература”. В ней участвовали представители цвета литераторов и издателей, работающих для молодого поколения: Э. Успенский, Г. Остер,

Ю. Энтин, В. Глоцер. В разговоре выяснилось, что в СССР за одиннадцатую пятилетку только издательство “Детская литература” выпустило 2790 названий книг. Теперь тиражи упали в десять раз. Раньше печатались копеечные “книжки-малышки”, нынче нет дешевле ста рублей. Было сказано, что произведения Успенского, как и некоторых других детских авторов, выходили каждый год. Писателя это покоробило. Он разъяснил, что был тогда “под запретом, это были переиздания, а новые книги не выходили”. Зрители навострили уши, чтобы услышать, изданы ли те книги сейчас. И как они называются. Однако Успенский вопрос этот почему-то развивать не стал, а ведущий В. Ерофеев у него не спросил. Неужто до сих пор где-то свирепствует цензура, не позволяя писателю дать детям нечто, равновеликое по своей художественной силе образам Крокодила Гены или Кота Матроскина? Заинтересованным органам пора бы обратить на это внимание.

Остер заметил, что ему и Успенскому известны новые, блестящие детские поэты. Зрители опять воспрянули, надеясь, что сейчас кого-то из них они увидят и услышат. Но в студии никого из таковых не оказалось. Неужели так возгордились, что проигнорировали? Или испугались…

И снова припомнилось советское время. Тогда и юбилеи подчинялись тоталитарному порядку: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, семьдесят пять лет и далее через пять до ста. И никакой партком не поддержал бы деятеля, решившего публично отметить свои двадцать пять или даже шестьдесят пять. А теперь свобода. И это хорошо. Иначе нам пришлось бы ждать и ждать передач об отпраздновавших эту дату А. Инине (канал М1), О.Чухонцеве. В программе о поэте удивило одно: никто не упомянул о прогремевшем в свое время скандале вокруг его стихотворения о князе Курбском, в котором автор оправдывал противника Ивана Грозного, изменника-князя. Это произведение, ставшее судьбоносным для Чухонцева, лишило его на ряд лет возможности печататься. Почему же эта выигрышная тема не была затронута? То ли ей не придают теперь уж никакого значения. То ли считают, что вопрос окончательно решен. В пользу Курбского…

В “Ночном полете” зрители встретились с Л. Либединской и с нею же в отличной программе, посвященной столетию Н. Заболоцкого. Прошли очередные “Вечера с А. Городницким”, передачи о “классике детской литературы” Ю. Ковале, Е. Рейне, А. Наймане, поэтах, близких А. Ахматовой и И. Бродскому. Можно только порадоваться за Наймана, которому предложили издать семитомник и подготовить вместе с женой “Книгу о вкусной и интересной еде”. На канале “Столица” в передачу “Ночной гость” тоже приглашают писателей. В последнее время это были В. Славкин, А. Арканов.

А как ТВ представляло литературу в праздник Победы? Пока лишь об одном. К показу программы, посвященной поэту Гудзенко, канал “Культура” приступил, когда еще шел парад. Почему-то каждый День Победы или начала войны отмечается исключительно творчеством этого поэта. Хочется опять же совершенно бескорыстно сообщить соответствующим органам, что кроме Гудзенко, автора пронзительных стихотворений о войне, на эту тему писали еще и Твардовский, Исаковский, Симонов, Берггольц, Шубин, Фатьянов, Недогонов, Майоров, Друнина, Орлов, Винокуров… У них, кстати, есть стихи не только на военную тему.

Мимо ТВ прошли вечер Ю. Бондарева в ЦДЛ, юбилеи (настоящие) В. Федорова и В. Соколова.

Неужели Пушкин предвидел это, когда писал: “Не знаю, чем провинились русские писатели, которые не только смирны, но даже сами от себя согласны с духом правительства”?

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
ОБЩЕСТВО
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ИМЕНА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИМЕНА:

Борис ЛЕОНОВ

Сергей ФЕДЯКИН
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ПОЭТА

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ
НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ, ПОДПОЛЬНАЯ ЦЕНЗУРА!