На главную страницу
ИСКУССТВО
№18 (5923) 14 - 20 мая 2003 г.

КНИЖНЫЙ РЯД


ЕГО ШАР КРУТИТСЯ БЕЗ ОСТАНОВКИ

Читая Вульфа, слышишь и видишь его. Эффект не контролируем и, скорее всего, входит в замысел издателей ОЛМА-Пресс: Авантитул, выпустивших только что новую книгу его “Серебряный шар”. Фото автора на обложке усиливает притягательность издания для тех, кто с интересом слушает и смотрит Виталия Яковлевича последние двенадцать лет, как он начал регулярно работать на телевидении. Автор с первой строки предупреждает, что его нынешняя работа не имеет никакого отношения к импровизациям на Первом канале в одноименной рейтинговой программе. Все здесь, в книге, написано специально, за этими строками – важнейшие и очень личные переживания, которые нелегко дались пишущему и которые уж точно не воспримутся так просто всеми читающими. Четыреста с лишним страниц не беллетристика – это другой Вульф…

Другой ли Вульф? Думаю, нет. Скорее, это Вульф, в котором накопилась критическая масса воспоминаний и переживаний, не отмщенных оскорблений и восторгов, милых сердцу образов и гротескных карикатур. Рано или поздно они должны были вылиться в какую-то монологическую форму. Системного исследования вопроса здесь нет, потому как нет самого центрального вопроса; скорее, есть временной диапазон прожитой и перечувствованной жизни, и в первую очередь она взята в потоке, на ее эмоциональном уровне. И ничто, в сущности, не связывает под одной обложкой очерки о великих его современницах Бабановой и Улановой с голливудской кинозвездой Юлом Бриннером; неутихающую полемику вокруг любимого им МХАТа – с судьбой легендарной русской балерины Елизаветы Гердт. И в то время все это каким-то образом оказывается спаянным у Вульфа в его “амаркорд”. То есть воспоминание.

Подзаголовок книги – “Преодоление себя” и “Драмы за сценой”. В первом случае имеется в виду путь самого Виталия Вульфа в писательской и театральной профессии, поиск собственной адекватности. Он рассказывает довольно подробно о детстве и юности, круге родных и близких, мы знакомимся с его семьей и даже соседями, следим, как складывается в детском сознании эстетический идеал, как он приходит в юности к смене занятий, как возникают его многосторонние и обширные связи в современном художественном мире. Имеет ли он, театральный критик и телеведущий, право занимать наше внимание столь личными подробностями, какие мы обычно встречаем в мемуарах известных артистов, писателей, художников, композиторов? Здесь нужно понять место Виталия Вульфа в нашей современной творческой среде. Следует признать, что он первый в своей профессии, отнюдь не публичной, не предполагающей никакой известности, кроме как в узких кругах, то есть в среде художественной критики, раздвинул собственное значение в глазах миллионов. Невозможно представить, чтобы просто театрального наблюдателя вся страна знала в лицо и реагировала на его слово как на сокровенное знание. С точки зрения славы и популярности у него в прошлом есть только один предшественник – Ираклий Андроников, семье которого в книге уделено внимание.

В связи с этим меня не удивляет начало книги “Серебряный шар”. Он рассказывает о себе, понимая интерес, который вызывает. Далее следуют “Драмы за сценой”, как он их запомнил и описал. Новеллы о людях старого МХАТа, “великих стариках”, и каждая из них, следуя биографическому принципу, так или иначе создана в полемике с современной историографией этого театра. Вульф, будучи историком, спорит с другими историками. Смысл спора более внятен театральному кругу, но все же по возможности выведен к общедоступному пониманию широкой аудиторией. Вульф считает многотрудную и во многом первопроходческую деятельность исследовательского сектора нынешнего МХАТа субъективистской и неуважительной по отношению к великим именам этой сцены. Они будут спорить еще долго, субъективный фактор в данной полемике безусловен. Но вот что постараемся извлечь из этого столкновения: Вульф не может не понимать, что настоящей, подлинной истории МХАТа еще не написано, она сейчас собирается; и через собственный личностный подход, посредством очень близкого контакта с героями он пытается создать свое параллельное движение к исторической истине.

Его интересуют судьбы – несчастные, противоречивые, оплаченные страданиями и драмами, бесконечными разочарованиями. Орденоносные актрисы скованы страхом, все заложники жестоких обстоятельств, и никто из них, владевших умами и сердцами современника, не в состоянии преодолеть обстоятельств. В этом смысле судьбы у всех практически одинаковы – каждый из выдающихся артистов приходит к концу жизни усталым, разбитым, разочарованным. Одни будут считать, что страницы о Марии Бабановой, Ангелине Степановой, Лидии Сухаревской, Лидии Кореневой самые значительные, другим запомнятся воспоминания автора о Баку, семье, преодолении себя. Не менее значителен рассказ о людях, сумевших преодолеть обстоятельства, – Ангелине Степановой и Лидии Сухаревской. За ними есть еще несколько глав, посвященных звездам кино, балета и русским эмигрантам. Но, повторяю, “Драмы за сценой” – то, ради чего стоило писать книгу и читать ее.

Спешу уведомить поклонников Виталия Яковлевича – он хоть и погружается в сложную проблематику современного театроведения, но все же не забывает о читателях, уже активно раскупающих “Серебряный шар”. Они, естественно, узнают попутно массу удивительных приключений с известными лицами: кто сошел с ума, кто умер в полном одиночестве, кому отошла дача, квартира. И т.д., и т.п. – неудержимый, захватывающий поток подробностей, которые никогда и нигде больше не узнать.

Вульф в хорошей форме. Ему верят, к нему прислушиваются, ему открывают семейные тайны. Хотелось, чтобы он написал историю театра “Современник”, которую знает, как никто. Его шар крутится без остановки.

“Серебряный” наш Вульф.

Александр КОЛЕСНИКОВ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
ОБЩЕСТВО
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ИМЕНА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
НАУЧНАЯ СРЕДА
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:
Лариса БОГДАНОВА

Александр КОЛЕСНИКОВ