№18(5923)
14 - 20
мая

2003 г.
ПЕРВАЯ КОЛОНКА

МИНИН И ОСТРОВСКИЙ

Работать над исторической пьесой “Козьма Захарьич Минин, Сухорук” великий драматург Александр Николаевич Островский начал в 1855 году.

Игорь СЕРКОВ

Год этот в истории России нерядовой. Смерть императора Николая I, жестокое, позорное поражение в Крымской войне. Величие и могущество империи, полтора столетия считавшейся непобедимой, унизительно опровергнуты. Доблестная армия оказалась необученной и неподготовленной – солдаты недоедали, воевали устаревшим оружием.

Всеми в стране овладело, как писал Лев Толстой, “тяжелое, сосущее чувство... похожее на раскаяние, стыд и злобу”. Общество было подавлено и растеряно. Даже высокопоставленные чиновники говорили: “Сверху блеск, снизу гниль!” Появились настроения, прежде невозможные в российском обществе: желали поражения собственной стране, “не слишком огорчались” позору России. Тяжелые пророческие слова Федора Тютчева “Весь Запад пришел высказать свое отрицание России и преградить ей путь к будущему” никем не были услышаны и обдуманы...

И вот в этой ситуации Островский задумывает “Минина”. Писалось тяжело, с перерывами, но тема не отпускала драматурга. Пьеса была опубликована в первом номере журнала “Современник” только в 1862 году. Время опять же небывалое, смутное, непонятное. С одной стороны, отмена крепостного права, великие реформы, перевернувшие страну. С другой – разочарование и озлобление их ходом, бешеное сопротивление хранителей прежних порядков, столь же безрассудное нетерпение прогрессистов и радикалов, уже готовых стрелять и взрывать. Российское общество стремительно раскалывалось на партии, движения, течения, не способные слышать друг друга, ни в чем не согласные.

И вот появляется “Минин”. Пьеса о чудесном спасении Российского государства во времена страшной Смуты в 1611 году. Государство тогда представляло, как напишет потом историк Василий Ключевский, “зрелище полного видимого разрушения”, оно практически распалось, превращалось в “какую-то бесформенную, мятущуюся” массу, в “гибнущую землю”. И дело было не только в том, что оккупанты сидели уже в Кремле, что “политические силы изнемогли”, опозорились бесконечной чередой предательств, измен, глупостей. Казалось, уже нет идеи, способной объединить раздробленные силы страны, готовые истреблять друг друга. И Островский создает образ человека, сумевшего эту идею услышать, сформулировать и донести до людей. Мало того, оказавшегося способным воплотить ее в практические действия, закончившиеся восстановлением уже почти погибшей страны.

Разумеется, это было послание драматурга своим современникам, в котором он пытался показать обществу выход из новой Смуты. И не был услышан. Никем. Консерваторов не устроило в пьесе одно, прогрессистов – другое. Кого-то задела критика властвующих кругов, кому-то мешал избыток религиозного чувства. Кому-то было слишком много народа, а кому-то слишком много Минина “в умаление роли народных масс…” И даже формальное царское “благоволение” не спасло пьесу. Политическая обстановка в стране столь накалилась, “вечевое бешенство”, как выражался сам Островский, настолько овладело обществом, что эта редакция пьесы так и не увидела сцены.

И тогда Островский создает вторую редакцию “Минина”. Он идет на многие изменения и дополнения. Ослабляет критику предателей-бояр, раздражавшую консерваторов, приглушает религиозные мотивы, отталкивавшие демократическую публику.

Потому что самое главное для него – Минин. Человек, ощутивший свое историческое призвание и ответственность. Человек, который выразил мысли и чувства, овладевшие к тому времени многими, и поставивший их целью своей жизни. Человек, способный внушить надежду в ситуации, когда всеми, кажется, овладело желание спастись в одиночку, наплевав на судьбу других, на судьбу родины. Человек, способный и говорить, и действовать.

Островский пишет актеру, игравшему эту роль: “Оставь ты свою сентиментальность, брось бабью расплываемость, будь на сцене мужчиной твердым… Минин не Дева Орлеанская, то есть не энтузиаст, он так же и не плакса. Он резонер в лучшем смысле этого слова, то есть энергический, умный и твердый”. Замените слово “резонер” на “трибун”, и мысль Островского станет еще яснее. Потому он упорно сохраняет в названии пьесы и утяжеляющее его прозвище Минина – Сухорук. Оно придает образу необходимую твердость, жесткость, делает его еще более земным, конкретным.

Сегодня мы знаем, что надежды Островского на явление нового Минина не оправдались. Российское общество тогда так и не нашло ни объединяющей идеи, ни объединяющих чувств. Не нашлось человека, сумевшего выразить общенародную мысль. Минин не явился. Явился довольно скоро Ленин, его прямая противоположность. Ибо целью Минина было – защитить, сохранить, возродить родное, а целью Ленина – разрушить, смести и насадить неведомое, несусветное.

Сегодня, в условиях нашего смутного времени, снова все острее ожидание нового лидера. Вот только в ком его увидят?

 

 

 

РЕВАНШ ТРИУМФАТОРА

   

Вместо послесловия к Московскому пасхальному фестивалю

ИТАР-ТАСС

Грандиозный по масштабу Второй Московский пасхальный фестиваль, представивший вниманию слушателей более сорока (в том числе и благотворительных) концертов, имел две абсолютные кульминации, решенные в жанре open-air – действ на открытом воздухе. Их местом были избраны самые сакраментальные точки Москвы – Соборная площадь Кремля и Поклонная гора.

Переход к статье
 
АКТУАЛЬНО

   

“БУДУЩЕЕ ЕВРОПЫ ПОКА В ТУМАНЕ”

Каково будущее Европы и мира после иракского кризиса? Возможно ли создание новой системы европейской и международной безопасности? Какова роль России в этих процессах? Ответы на эти вопросы “ЛГ” нашего собеседника – председателя думского Комитета по международным делам Дмитрия РОГОЗИНА

Переход к интервью Натальи АЙРАПЕТОВОЙ с Дмитрием РОГОЗИНЫМ

 
НА ПЕРВУЮ ПОЛОСУ!

   

ЗЕМЛЯ

Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Мы любили босыми
Ступать по земле,
По мягкой, дымящейся, милой земле.

А где? В Абиссинии?
Или в Мессине?
В Гаване? В пустыне?
В рязанском селе?
Мы – люди.
Мы любим ступать по земле.

Мне турок – земляк. И монгол, и поляк.
Земляк по мозолям, по миру – земляк.
И мы не позволим коснуться земли
Костлявым рукам в реактивной пыли –
Фазаньей, фруктовой, зеленой земли!

Пусть будет земля без оков, без окопов,
В распахнутых окнах, в мечтах телескопов,
В липах, эвкалиптах,
В радугах павлиньих,
В сумасшедших лифтах,
В ливнях алюминиевых!
В поцелуях, в яблонях, в гомоне наречий, –
Яркая, горячая, наша – человечья!

Где-нибудь на Марсе выйдет гость с Земли.
Выйдет, улыбнется, вынет горсть земли –
Горсточку горячей,
Милой, чуть горчащей,
Мчащейся вдали
Матери-Земли!

Это стихотворение – первая публикация Андрея Вознесенского в “Литературной газете” – появилось 1 февраля 1958 года. Мы гордимся, что 45 лет Андрей Андреевич дружит с “ЛГ”, постоянно и много у нас печатается.
В эти дни поэт впервые изменил своей традиции не праздновать дни рождения – и всенародно отмечает семидесятилетие, принимает поздравления от многочисленных почитателей и ревнителей его творчества. “Литературная газета” и ее читатели присоединяются к теплым словам сердечных пожеланий.

Зарубежные приветы юбиляру

 
СОБЫТИЕ

   

“ИДИОТ” НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Хотя “ЛГ” не оказалась в числе изданий, приглашенных телеканалом “Россия” на презентацию главного события сезона – премьеру телевизионного фильма “Идиот” по роману Ф.М. Достоевского, мы, разумеется, не можем обойти вниманием это действительно важное событие.

Наши авторы, отставив все дела, усаживаются к телеэкрану и внимательно смотрят экранизацию, осуществленную Владимиром Бортко, в которой участвуют любимые актеры – Е. Миронов, И. Чурикова, В. Машков, О. Будина и другие. Впечатления и мнения мы опубликуем в самых ближайших номерах.

Ждем и откликов наших читателей, которые, уверены, не пропустят телепремьеру. Свою оценку фильму “Идиот” можно высказать на нашем сайте: old.lgz.ru, по факсам: 206-62-25, 208-91-83 или письмом в адрес редакции: 107045, Москва, Костянский, дом 13, с пометкой “Телепремьера”.

ЛГ - РЕЙТИНГ

   

Камил Икрамов и о нем… Сборник. Составитель О. Сидельникова-Икрамова. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2003. – 108 с., ил.
Изящно изданная книжечка, несмотря на малый объем, необыкновенно насыщена: мыслями, чувствами, событиями, воспоминаниями. Основу сборника составили дерзновенное эссе-исследование “Постойте, положите шляпу…” К. Икрамова, посвященное творчеству Ф. Достоевского и М. Булгакова, а также воспоминания о безвременно ушедшем писателе его родных и друзей (дочери Анны, Георгия Полонского и Татьяны Бек). Камил Икрамов, интересный и яркий писатель, безусловно, был выдающимся читателем и гением общения: “Он не был утопистом, нет, но просто “кислородный коктейль истины” наполнял его таким счастьем, что ему неудержимо хотелось каждого тащить за руку к месту его раздачи”. Редкие документальные фотографии и использованные в оформлении акварели Юрия Ларина (сына Н. Бухарина) существенно дополняют книгу.

Северный эпос: Памятники сибирского фольклора XVIII–XX веков. Составление, переводы, переложения, вступительная статья, комментарии А.В. Преловского. – М.: Академия поэзии, издательство “Московский писатель”, 2003. – 616 с.
А у этого издания судьба нелегкая. Книга, готовая к изданию более десяти лет назад, только-только напечатана. Энтузиаст публикаций фольклора народов Севера (кстати, и эта книга – издание безгонорарное), известный поэт и переводчик Анатолий Преловский в своем предисловии “Три мира северной Вселенной”, помимо досконального исследования бытования сказаний и рассказа о подвижниках продвижения фольклорных произведений к читателю, раскрывает и горестную причину столь долговременной задержки. Долганы, кеты, кумандинцы, нганасаны, ненцы, манси, орочоны, селькупы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, хамниганы, ханты, челканцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, юкагиры и якуты через записи на протяжении трех столетий доносят (именно в искусном переложении составителя) поэзию наших общих сибирских праотцов. И это не риторическое преувеличение. Российский вклад в мировую культуру стал еще весомее на одну уникальную книгу.

Теодор Ойзерман. Марксизм и утопизм. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 568 с.
Известный ученый, академик РАН, действительный член Международного института философии (Париж) Теодор Ойзерман в преддверии своего девяностолетия выпустил тридцать пятую книгу, предметом которой является критический анализ проблематики марксизма и его отношения к утопизму. Действительно, люди живут не только настоящим, но и будущим. Предвидения грядущих достижений науки и техники невозможны без философского и, наверное, более приземленного осмысления. Масса вопросов, возникающих в связи с общественным переустройством последних лет, честно и открыто обозначены самим автором во введении к этой монографии. Можно с ним соглашаться или не соглашаться, но за сугубо научной терминологией бьется живой пульс знающего исследователя. Трактовка же утопий как источника содержательных заблуждений, в которых неадекватным образом заключаются истинные представления, заставляет смотреть на многие сегодняшние декларации политиков с большим оптимизмом, нежели до появления данного исследования. Привлекает и убежденность автора в том, что гуманизм прежде всего не идеология, а совестливое, нравственное сознание, неумолимо воздействующее на общественный прогресс.

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

   

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
Тамара ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО
РЕВАНШ ТРИУМФАТОРА
АКТУАЛЬНО

Александр СИЗОНЕНКО
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Николай ДМИТРИЕВ

 

ИСКУССТВО
Людмила ДОНЕЦ

Лариса БОГДАНОВА
ВИКТОР КОШЕЛЕВ, ДРУГ
Александр КОЛЕСНИКОВ
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
ОСНОВА ОСНОВ
КОРПУС ЛАУРЕАТОВ
ПЕРВЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ
Евгения НОВОСАД
СИМВОЛ НОВОЙ БИОЛОГИИ
ПОРТРЕТ НАУКИ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ
КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ В ПРИРОДЕ
Людмила КОХАНОВА
ПРОРОКИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ
Евгений АРТЮШКОВ
КОЛЕБАНИЯ СУШИ, А НЕ ВОДЫ
Георгий ЧЕРНИКОВ
АЭС В МОГИЛЕ?
Борис ШВИЛКИН
ЭФФЕКТ БУРАТИНО
Андрей БАРСУКОВ
ХВОСТИК ХРОМОСОМЫ
Лешек МАРУТА
ЗОЛОТОИСКАТЕЛЬ
Елена МАЗУР
СОГЛАСИЕ
 
ИНФОРМАЦИЯ

   

На прошлой неделе наш сайт old.lgz.ru посетили 5956 человек. Заходите!

На сайт газеты КУЛЬТУРА
Сайт питерской газеты "Смена"
Сайт газеты "Аргументы и факты"
Rambler's Top100
Aport Ranker
© "Литературная газета", 2003; Вэб-дизайн, производство медиафильмов,
режиссура программ интернет-вещания Виктора Кальяна, e-mail: vkalyan@mail.ru