На главную страницу
ИНФОРМАЦИЯ
№19 (5924) 21 - 27 мая 2003 г.

ПОРТРЕТ АРХИТЕКТУРЫ В ИНТЕРЬЕРЕ

В Центральном Доме художника прошла очередная, восьмая по счету выставка архитектуры и дизайна – одна из самых престижных в Москве. За пять дней ее посетили почти 30 тысяч москвичей и гостей столицы.

Если учесть, что на сегодняшний день нет ни одной серьезной монографии о современном зодчестве, а общая ситуация в стране позволяет устраивать полторы специализированные выставки в год, то прошедший вернисаж стал настоящим подарком для профессионалов. Да и простым посетителям небезынтересно было разобраться наконец, что за авангардный эксперимент предпринят над их городом, так сказать, лицом к лицу встретиться с “возмутителями” спокойствия.

А подивиться действительно есть чему. Один из наших бывших соотечественников, известный архитектор, давно проживающий за границей, спустя много лет приехав в Москву, был потрясен увиденными преобразованиями и счел город поистине заповедником постмодернизма. Такого, по его словам, он не встречал нигде в мире. Его поддержали и зарубежные специалисты, высказавшие на проведенной перед открытием экспозиции пресс-конференции мнение о том, что столица России теоретически уже сегодня может стать международным центром мирового зодчества. А русская архитектура, склонная к авангардизму и эклектике, должна распространиться по миру. Вот так. А мы все ворчим, оглядываясь по сторонам на улицах. Вот уж действительно – нет пророка в своем отечестве!

Прошедшая выставка хороша тем, что на ней можно было увидеть все лучшее и глобальное сосредоточенно и компактно. А поскольку участвовали и зарубежные представители, то приходило понимание того, как мы выглядим в контексте мирового процесса. Хотя, конечно, такой проект, как “Ледяной дом” Александра Бродского, получивший Гран-при на прошлогоднем вернисаже, возможен только в России.

Экспозиция, как всегда, представляла собой объекты градостроительства, жилые и общественные здания, объекты реставрации и реконструкции, интерьеры и городской дизайн, современные технологии и материалы. Но впервые все это было объединено одной общей темой – “Настоящее настоящее”. То есть то, что реально существует сегодня, строится и продается. Современный облик города и дома – это НАСТОЯЩЕЕ нашей архитектуры? Это вопрос, на который пытались ответить все участники выставки. Название, ставшее почти термином. А традиционный раздел АРХКАТАЛОГ, представлявший работы ведущих российских архитекторов и творческих мастерских, приглашенных к участию Экспертным советом выставки, демонстрировал совсем уж новые проекты, созданные или реализованные в период 2002–2003 годов. Наряду с такими мэтрами, как Асадов и Хазанов, участие в каталоге приняли и не известные пока широкой публике молодые архитекторы, уже чего-то достигшие, состоявшиеся в своем деле, но, к сожалению, как у нас часто водится, незаслуженно находившиеся до сих пор за скобками архитектурно-строительного процесса. Яркие творческие идеи и высокое качество проектов, признание коллег и критики – все это послужило поводом для их приглашения. И здесь они предстают уже как звезды молодой российской архитектуры.

Как всегда, особое внимание публики привлекали специальные, некоммерческие проекты. При их строгом отборе кураторам Кириллу Ассу и Борису Бернаскони удалось добиться главного – уважения к зрителю: в этом году проектов было не так много, зато все они были действительно “отборными” и на большой площадке, отведенной под них, смотрелись очень выразительно. “Донорство” со стороны коммерческой части на сей раз вполне оправданно.

Ну разве пройдешь равнодушно мимо такого проекта архитектора М. Морейя, как “Кабинет президента-2020”? Заглянешь и подивишься – через десятки лет, оказывается, человек по-прежнему будет предпочитать “человеческое”. На стенах обычные обои, удобный кожаный диван, ковер, настольная лампа и другие, так радующие сегодня глаз знакомые предметы. А всякие там высокотехнологичные штучки, инсталлируемые в привычную среду, – да разве в них дело?

А промзоны? Они вполне, как выясняется, могут быть “реанимированы” и трансформированы в нечто вполне приемлемое для жизни пространство. Перспективы такого преобразования увидел художник Кирилл Челушкин. Старые промышленные здания он представляет бизнес-центрами, развлекательными комплексами, центрами современного искусства, вдохнув в них вторую жизнь. В экспозиции были показаны конкретные здания, которые могут быть перепрофилированы, а также уже “перерожденные” объекты.

Любопытную концепцию реконструкции и трансформации старинного здания “Арсенал” в виде красного куба на территории Нижегородского кремля в центр современного искусства представили архитекторы под руководством Евгения Асса.

В прошлом году в Москве состоялся открытый международный конкурс проектов Москва-сити. По его правилам работы выставлялись без имен авторов, и только теперь посетители выставки смогли узнать, кто из мировых звезд представлял себе дом московской власти в виде кремлевского трезубца, а кто – в виде стеклянного шара. Кстати, выиграл конкурс москвич Михаил Хазанов.

Традиционно большое внимание привлекали мероприятия так называемой параллельной программы. И среди них такая популярная у посетителей акция, как “Жилье”. Известные архитекторы отвечали на вопросы посетителей, касающиеся перепланировки, ремонта и отделки квартиры и дома, дизайна интерьера, расстановки мебели. Организаторами на этот раз выступили Российско-британский фонд Project Imagination, “Экспо-парк. Выставочные проекты” при поддержке журнала “Идеи Вашего дома”.

Большой интерес у москвичей вызвали экспозиции зарубежных гостей АРХ Москвы. В этом году их представительство было особенно весомым. В выставке приняли участие Доминик Перро – один из ведущих архитекторов Франции, входящий в десятку лучших дизайнеров мира. В Россию он приглашен для участия в архитектурном конкурсе на проект нового здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге; Томас Санделл из Швеции – самый востребованный архитектор у себя на родине и за рубежом – возглавляет Шведское архитектурное общество, дружен с королевской шведской семьей и обучает архитектуре принцессу Младлен. Он проектирует мебель, отели, рестораны, элитное жилье. Его работы можно встретить и даже приобрести в Москве, в магазине IKEA. Юкио Хашимото, архитектор из Японии, известен тем, что смело интерпретирует привычные понятия: помещение для чайной церемонии, например, может запросто превратить в ресторан с интерьером из гофрированного металла, выполненный в концепции чайного домика. Его работы – лучший пример новаторского дизайна, соединяющий в себе дух Востока и влияние Запада, традицию и современность… Всего в выставке приняли участие около десятка зарубежных компаний.

Как всегда, в рамках АРХ Москвы прошло большое количество конкурсов в номинациях “Лучшее здание”, “Лучший проект”, “Лучший интерьер”, “Лучший элемент интерьера”, “Лучшая экспозиция”, “Лучший некоммерческий проект”. В жюри были известные архитектурные критики, обозреватели ведущих печатных изданий, искусствоведы. По общему признанию, архитектурный процесс в России набирает обороты. И если сегодня на улицах еще нет того, что мы видим в выставочных залах, то это обязательно появится завтра.

Елена ЛИПАТОВА

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
300 ЛЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ЧЕЛОВЕК
ПРЕМИЯ
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ "ЛАД"
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИНФОРМАЦИЯ:

ПОДПИСКА - 2003

Елена ЛИПАТОВА
ПОРТРЕТ АРХИТЕКТУРЫ В ИНТЕРЬЕРЕ