На главную страницу
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
№19 (5924) 21 - 27 мая 2003 г.

ПРОБЛЕМА ЖАНРА


В МИРЕ МЕЧА И МАГИИ

Фантазии на тему фэнтези

К. ЯКШИМБЕТОВА“Что такое фэнтези, – спросите вы, – и как отличить ее от фантастики?” Давайте примем на веру следующее: фантастика всегда опирается на известные реалии, продлевая их в будущее, вводя мистику в настоящее или создавая альтернативное прошлое; фэнтези же основывается на мире, который невозможно соотнести с Землей и нашим временем (английский термин – “neverneverland” – “страна нигде и никогда”). Также можно выделить третье направление – постапокалиптику, поскольку точное соотношение с нашим временем она, как правило, не дает, зато иногда вспоминает про известные нам сейчас географические места или факты. Все три направления тесно взаимосвязаны и базируются на произведениях одних и тех же классиков, не важно, фантастику они писали или фэнтези.

Фэнтези существует сто лет. За это время она разработала бесконечное количество вариантов магии и чудес, положительных и отрицательных типажей героев, конфликтов, проблем… Но в последнее время все чаще кажется, что все варианты уже исчерпаны и можно только переигрывать то, что уже сотворили мэтры. Те же Н. Перумов, С. Лукьяненко и другие почти во всем откровенно заимствуют художественные элементы, атрибутику и даже персонажей, и при этом они не плагиаторы, а признанные, печатаемые авторы. И что самое удручающее – потребляемые. Не читаемые, а именно потребляемые – молодой фанат “проглатывает” все книги, на обложке которых, помимо накачанных супергероев и их полуобнаженных подруг, фигурирует имя обожаемого автора.

Что же внутри? Прямолинейные, двух-, трехслойные сюжеты с неглубокой проблематикой и неаккуратной атрибутикой художественной реальности – зачем беспокоиться, если читатель сам все додумает? Ведь он уверен, что автор умнее, чем показалось, он что-то подразумевал… Автору же не до того – успеть бы сдать новую книгу к сроку. И вот она сдана, нарисована яркая обложка – и в воображении восторженного читателя оживает художественный мир фэнтези. Не очень логичный, но это не волнует влюбленного в автора читателя – влюбленность слепа.

СТАРТ МИССИИ

Главный герой – мускулистый блондин с мечом за спиной (топором на поясе, боевым посохом в руках…) в силу обстоятельств лишен полагающегося ему по праву монаршего трона (или, на худой конец, изгнан из рода) и вынужден отправиться в квест (quest (англ.) – испытание). В трудном и долгом пути его сопровождает девушка, которую главный герой хотя бы раз за повествование спасает из рук (лап, зубов, крыльев…) антагонистов и которая компенсирует в итоге все неудобства, причиняемые герою, тем, что вручает в финале желаемый артефакт, оказывается наследницей престола, или магической силы, или же, на худой конец, просто становится его супругой.

Вдвоем эта пара функционировать еще не способна. Систему базовых персонажей дополняют друг главного героя, спутник главного героя (разница между этими двумя типами принципиальная) и артефакт главного героя.

Друг главного героя – мужчина в полном расцвете сил вне зависимости от возраста, как правило, бывший военный высокого ранга (разбойник, пират, король соседнего маленького, но гордого народа и т. п.). Его функции – спасение главного героя тогда, когда ему уже никто, казалось бы, не поможет. Поэтому ему нет необходимости проделывать весь путь вместе с солистами повествования, он всегда успеет вовремя.

Спутник главного героя – фигура странная и зачастую комичная. Его судьба – таскаться вслед за главным героем, куда бы того ни заносила фантазия автора. Он нелеп, но в редких необходимых случаях проявляет недюжинную смекалку, а также употребляется автором для вовлечения героя в отдельные сюжетные “заморочки”.

Артефакт главного героя – то, без чего обойтись в фэнтези просто невозможно, служит ли он герою на всем протяжении сюжета или обретается в финале по выполнении квеста – это неважно, важно то, что без него произведение не состоялось бы. Причем артефактом может оказаться все, что угодно: оружие, украшение, робот, книга или что-то трудноопознаваемое, подобранное “на всякий случай” где-то по дороге и очень-очень редко человек.

Есть еще Антагонист, но с ним все просто: он ненавидит главного героя и, скорее всего, хочет заполучить его артефакт, а заодно, пожалуй, и девушку – чтобы добро зря не пропадало.

С такой компанией уже ничего не надо придумывать – сюжет движется сам по себе, бесхитростно и просто. Пара нарушенных околомагических запретов, два десятка магических пассов, один красивый обряд – и все должно идти как будто по лезвию ножа, один неверный шаг – и... Только тяжеловата и грубовата поступь героев, эмоций мало, плоско и скучно. Как ни приукрашивай стандарт, он останется стандартом. И самое странное то, что читатель только этого и ждет: просто читать, когда можешь предсказывать, что будет, – приятно ощущать себя умнее автора, который не сумел запутать своего потребителя.

РАЗОЧАРОВАНИЕ

Один мой знакомый, неглупый молодой человек, с восторгом рекомендовал мне книгу о том, как экипаж звездолета отправился на далекую планету охотиться на дракона… “Стоп, – сказала я ему. – Я не знаю эту книгу, но могу сказать, что было дальше: они хотели найти сокровища дракона; нашли и убили бедного зверя. Сокровищ, конечно, у него не было – это все легенда, а дракон был последний и занесенный в Красную книгу”. “Откуда ты знаешь?!” – поразился мой знакомый.

Автор вышеупомянутого сюжета (я не запомнила ни его фамилии, ни названия книги) использовал слишком стандартный прием, чтобы его нельзя было предположить, это разочарование. Стандартный сказочный мотив побуждает главного героя к действию, в финале он достигает желаемого и вдруг выясняет, что цель – фикция: живая вода не воскрешает, сокровищ у дракона нет, Атлантида затонула безвозвратно, а волшебная палочка выполняет желания, но за них потом придется отрабатывать долгие сотни лет (ведь герой не забыл пожелать себе бессмертия!)

(В качестве особо ненаглядного пособия можно использовать “Рыцари Сорока Островов” С. Лукьяненко).

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Речь не о “пришельце в земле чужой” как таковом. Внимание, сюжет: герой, человек неординарный, но почему-то не вписавшийся в наш родной мир, вдруг попадает в мир иной, но не тот, куда мы все благополучно отбудем, а в совершенно иной. И там начинается Настоящая жизнь, ведь о нашем герое есть древнее Пророчество, или он вдруг обретает небывалую магическую мощь, а то и еще невероятнее – это мир, который он придумал сам и знает о нем все. Вокруг него не преминут собраться типичные персонажи, также не устроившие пока свою жизнь в своем мире, – наш Герой поможет им! Сам не зная того, он совершит недоступное нормальным людям, будет принят за дьявола или бога, великого мага или хотя бы легендарного воина, ведь это поможет герою самоутвердиться. С поддержкой новых друзей он осознает свою “крутость” – и горе несчастному Антагонисту, раньше надо было действовать. Наши победили! Ура! И домой герою уже возвращаться, в общем-то, незачем.

(В качестве ненаглядных пособий использовать: трилогию про лорда Скиминока Белянина, сериал Макса Фрая про сэра Макса и т.п.)

МЕЧ В КАМНЕ

Двигатель сюжета – Артефакт, вокруг которого почти наверняка витает Пророчество. И наш главный герой – тот единственный, кто может воспользоваться им, вытащить меч из камня и тем самым исполнить или только начать исполнять Древнее Пророчество. Причем данный мотив вполне совместим с другими, уже упомянутыми выше…

Но остановимся. Цель моя – вовсе не перечисление сюжетных типов, которых не так уж много, а лишь попытка указать на то, что наша литература, особенно та ее часть, которую никто не проходит в школе, и поэтому все ее читают, достигла пика шаблонности и стандартизации; мастерские исчезают, ведь появились конвейеры.

Однако находятся те, кто бунтует против общности схем повествований и иронизирует над очевидными моментами, разыгрывая стереотипно мыслящего читателя.

(В качестве пособий рекомендую следующие произведения: “Ведьмак из Большого Киева” Б. Васильева, “Вий” Л. Каганова, “Кого за смертью посылать” М. Успенского и др.)

“КАМПАНИЯ”

Уже слышу возмущенные голоса редких молодых любителей жанра, которые читают эту статью: а как же быть с культовыми “Хрониками Амбера”, “Хрониками Черного Отряда” и прочими бесчисленными сериалами на полках книжных магазинов? Они ведь не подходят под вышеупомянутые стандарты!

Верно, не подходят. В них нет главного героя как такового, есть лишь стержневой персонаж; его можно заменить, повествование не пострадает. Раз нет главного героя, то нет и той схемы персонажей, которая характерна для прочей фэнтези. В сумме типовое строение таких мини-сериалов напоминает “Гэндзи-моногатари”; шедевр средневековой японской литературы. Но если в “Гэндзи…” то, что события и описания текут, не оставляя следа, сменяют друг друга, – художественный прием, и повествование ценно не сюжетом, а красотой описаний, психологическими нюансами, развитием характеров героев, то в фэнтезийных сериалах мы ищем все-таки сюжет. Находим же вследствие вышеупомянутого приема в основном атрибутику. Правда, у Р. Желязны и Г. Кука атрибутику оригинальную, незаимствованную, чего не скажешь о многих других.

(В качестве пособий можно взять, например, “Хроники Хьерварда” Н. Перумова.)

ФИНАЛ

Усталый главный герой входит в свои апартаменты, сбрасывает на пол королевскую мантию и бережно кладет на полку изрядно зазубренный меч. Девушка главного героя вешается ему на шею – и автор задергивает за ними портьеру. Друг и Спутник главного героя пьют с гостями в огромной обеденной зале и вспоминают свои подвиги: Друга слушают с почтением, а Спутнику никто, конечно же, не верит. Забытый всеми Главный Артефакт повествования пылится в шкафу, и над всей этой картиной зажигаются мирные звезды…

Ольга КОТОВА, г. БЕРДСК Новосибирской области

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
300 ЛЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ЧЕЛОВЕК
ПРЕМИЯ
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ "ЛАД"
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА:
Ольга КОТОВА

Н.Г.
ГРЯДУЩЕЕ ПЕЧАЛЬНО И ТЕМНО?

Надежда ГОРЛОВА

Бахытжан КАНАПЬЯНОВ
МАХАМБЕТ