На главную страницу
ИСКУССТВО
№19 (5924) 21 - 27 мая 2003 г.

УСПЕХ


СИЛА ЛЮБВИ

Под занавес сезона Театр Российской Армии показал премьеру, приурочив ее к 180-летию А.Н. Островского и 80-летию Н. Пастухова. “Поздняя любовь” – не самое знаменитое творение драматурга, однако оно обладает всеми слагаемыми успеха: духовным содержанием, лихо закрученной, почти детективной интригой и счастливой концовкой.

Пьеса не шла на московских подмостках уже несколько десятилетий. Поэтому молодой режиссер Ансар Халилуллин и художественный руководитель постановки Борис Морозов оказались свободными от сравнения с предыдущими спектаклями, что дало дополнительную возможность для творческого самовыражения. Главной приметой постановки стал внимательный и вдумчивый анализ текста.

Cоздатели спектакля разглядели за краснощекой купеческой музой драматурга поэтический шлейф, который легкой дымкой окутывает все происходящее на сцене. Художник Николай Шаронов уловил этот стиль и перенес его в оформление. Декорация разделяет по диагонали сцену и внутренний мир персонажей на две половины. В “бытовой” заметно присутствие множества характерных деталей, создающих атмосферу Замоскворечья. Как правило, все значительные монологи действующих лиц Халилуллин выстраивает в “духовном” пространстве, на фоне светлой и абсолютно гладкой стены. Таким образом, герои оказываются один на один с собственной совестью там, где невозможно спрятаться от самого себя.

В пьесе всего семь ролей, и все артисты заслуживают похвалы, но “Позднюю любовь” обязательно нужно посмотреть ради бенефицианта, выдающегося русского артиста Николая Пастухова, вся жизнь которого связана с Театром Армии. Именно Пастухов становится той главной нотой, под которую настраиваются все остальные участники спектакля. Его персонаж, скромный честный труженик Маргаритов, появляется на сцене только трижды, и каждый раз его исполнение трогает до слез.

“Маленький” человек видит смысл жизни в работе и в счастье дочери. Честность – его жизненное кредо. Он страшно боится, что его могут уличить в непорядочности. Сердце замирает, когда видишь, какой ужас охватывает бедного стряпчего, когда он узнает о том, что Людмила отдает заемное письмо Николаю. Маргаритов всеми силами пытается понять, что же с ней произошло, как она решилась поставить под удар его и свою репутацию. В этой сцене игра Пастухова достигает поистине трагических высот. Когда все оборачивается самым счастливым образом и Маргаритов понимает, что любимая дочь, надежда и опора, все равно остается при нем, его лицо озаряется настоящим счастьем. Пастухов наделяет Маргаритова множеством полутонов, демонстрируя тончайшие переходы от радости к горю, от гнева к милости, от воспоминаний к яви, в нем органично уживаются детская непосредственность и мудрость жизни.

Сегодня по-настоящему служить искусству немодно и непрестижно. Своей сущностью, обаянием личности, редчайшей природой актерского дара, кропотливым трудом и на сцене, и в жизни Пастухов подтверждает свою миссию – возвеличивание благородных качеств человека.

Лучшие женские образы Островский неизменно наделяет цельностью натуры и внутренней чистотой. Именно история трепетного чувства Людмилы дала название пьесе. Те, кто не знаком с сюжетом, полагают, что речь идет о страсти, которая опаляет сердца на закате жизни, а тут привлекательная молодая женщина называет свое чувство “поздним”. Сегодня это звучит по меньшей мере странно, но нужно помнить, что во времена Островского определение “пожилая девушка” применялось к незамужним дамам приблизительно от 25 лет и далее.

Людмила создана для того, чтобы быть хранительницей семейного очага, но вместо этого она терпит жизненные тяготы, несет на себе груз ответственности за старика отца и страдает от неразделенной любви. Молодая актриса Ольга Никитина вполне удачно справилась со сложнейшей задачей. Жертвенность и великодушие ее героини, способность любить и прощать – все это не так просто выразить даже опытному мастеру. В ее Людмиле есть строгая чистота и горделивость, есть воля и способность на поступки, но чуть-чуть не хватает беззащитности и трогательности.

Избранник Людмилы, Николай Шаблов, в глазах всего света достоин порицания. Но местный донжуан, мот, гуляка, игрок в исполнении Андрея Егорова обладает не только мужским обаянием, но и чрезвычайно привлекательным авантюрно-романтическим ореолом. Достаточно одного взгляда на Николая, и понимаешь, что действительно влюбляться в положительных мужчин очень скучно! Эта роль стала серьезной и вдумчивой работой Егорова. Под воздействием любовного чувства Людмилы его герой облагораживается и становится, представьте себе, порядочным человеком. Но доказать всем, что теперь он не бездумный “красавец мужчина”, вскруживший голову девушке, чрезвычайно трудно, поэтому в финальном монологе артист демонстрирует всю мощь своего актерского темперамента.

Дормедонт Константина Денискина жалок и смешон одновременно. Младший брат Николая – полная его противоположность. Даже родная мать утверждает, что женщины таких, как он, не любят. Привлекательность трактовки образа заключается в его трогательном чувстве к Людмиле и в его несокрушимой уверенности во взаимности.

Роль Шабловой открыла нам Ларису Голубкину в неожиданном амплуа. Ей и раньше приходилось выходить на сцену в пьесах Островского, но здесь героиня Голубкиной совершенно лишена кокетства и самолюбования, хотя вся ее нехитрая жизненная философия насквозь пронизана эгоцентризмом. Элегантная актриса, умеющая носить дорогие костюмы, здесь облачилась в чепец и домашнее платье. Но домовитость и скромный наряд хозяйки дома обманчивы: за ее обликом и поведением угадывается богатая женская биография.

Валерий Абрамов, играющий Дороднова, полностью оправдывает имя своего персонажа. Роль эта совсем небольшая, но значимая для фабулы пьесы. Статный, щеголеватый, с замашками ухаря, но при этом деловитый – таков колоритный образ купца в духе лучших традиций исполнения пьес Островского.

“Веселая вдова” Лебедкина – антипод Людмилы. Красивая, “манкая” женщина в исполнении Анастасии Бусыгиной превращается к тому же в записную стерву. Ах, как идет ей вызывающе красное атласное платье, как она изворотлива, соблазнительна и к тому же умеет властвовать не только над окружающими, но и над собой.

Итак, премьера состоялась. К своему юбилею Николай Пастухов получил долгожданную возможность реализовать грандиозный творческий потенциал и доказать всему свету, что, несмотря на почтенный возраст, “есть еще порох в пороховницах”. Для современного зрителя “Поздняя любовь” стала наглядным примером того, что жизненную мудрость можно почерпнуть не только из сериалов.

Но, несмотря на очевидный успех, у постановки есть некоторые недостатки. Финал, где персонажи от внезапно свалившегося на всех счастья, словно участники “Живой газеты”, выстраиваются в некую пирамиду, сильно отдает водевилем. Особенно тяжело и физически, и эмоционально приходится пожилому Пастухову, который несколькими минутами ранее произносил монологи в духе шекспировского короля Лира, а теперь должен думать о том, как бы побыстрее и половчее вскарабкаться на стул. Жаль, что композитор Рубен Затикян, написавший прекрасную музыку к нескольким постановкам Театра Армии, здесь не предоставил нам возможности добавить музыкальное оформление к числу достоинств спектакля.

Восторженный прием публики, многочисленные выходы на поклон и овации не только комплимент создателям спектакля и замечательному актерскому ансамблю, но и счастливое свидетельство того, что в нашей суматошной жизни не обесценились и не устарели простые человеческие чувства верности, любви и доброты.

Екатерина АМИРХАНОВА

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
300 ЛЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ДОПРОС
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ЧЕЛОВЕК
ПРЕМИЯ
БЕЗЗАКОННАЯ КОМЕТА
ИСКУССТВО
ИНФОРМАЦИЯ
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ "ЛАД"
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:
Екатерина АМИРХАНОВА
СИЛА ЛЮБВИ
Дмитрий АБАУЛИН
ДИСКОТЕКА “У РУСЛАНА”
Алексей БАРХАТОВ
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?