ФорумСамиздат

Поиск по сайту

Архив рубрик:
Архив изданий:
   
Выпуск № 21 - 22
Главный редактор
Редакция
Золотой запас "ЛГ"
Политика
Общество
Литература
Искусство Телеведение
Cвет фресок Дионисия
Клуб 12 стульев
Клуб 206
Книжный базар
Действующие лица
ЛАД


 

КНИЖНЫЙ БАЗАР

Взгляд из-под знамени

Валентин Варенников.
Парад Победы.
– М.: Вагриус, 2005. – 544 с.

При оценке столь значительного явления в истории нашей страны необходим и автор необычный. Валентин Варенников – сам по себе явление. Генерал армии, Герой Советского Союза, фронтовик, участник Сталинградской битвы, изгонял захватчика с южных земель Белоруссии, из Польши, принимал непосредственное участие в грандиозной Берлинской операции. Участник исторического Парада Победы, до Парада как начальник почётного караула принимал Знамя Победы на Центральном аэродроме. Трижды раненный на фронтах войны, Валентин Иванович и после Победы продолжал верно служить Отечеству. В 1986 году был руководителем работ воинских частей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1989 – 1991 годах занимал пост главнокомандующего Сухопутными войсками. Был одним из подписавших известное обращение «Слово к народу», опубликованное 23 июля 1991 года. Активно поддержал в августе 1991 года выступление ГКЧП…
На глазах Валентина Варенникова писалась история нашей страны. И он не оставался равнодушным созерцателем – бросался в самую гущу событий. И потому заслужил право быть услышанным.
В «Параде Победы» автор в общих чертах попытался показать, «как руководство нашего государства готовило страну, народ и Вооружённые Силы к защите Отечества». Показано основное: «главное содержание Великой Отечественной войны – это важнейшие битвы, определившие судьбу страны, ход и исход Второй мировой войны».
В 2004 году генерал Варенников побывал в Германии и Японии – в странах, которые в итоге Второй мировой войны были разгромлены и капитулировали. Невольно пришлось сравнить состояние этих стран и уровень жизни их народов с тем, что происходит в России. И об этом автор не умолчал. Как и о том, что происходит вокруг и внутри России сегодня.
Но всё же Валентин Варенников уверен, что наш народ должен жить не хуже, «чем он жил при царе в 1914 году и годы Советской власти». Ведь именно за это он и боролся в годы Великой Отечественной войны.


Александр ВАСИЛЬЕВ

Батька из Гуляйполя

Сергей Шумов, Александр Андреев.
Махновщина.
– М.: Эксмо, Алгоритм, 2005. – 416 с. – (Русский бунт).

В легендарном фильме «Чапаев» Василию Ивановичу лукавый старик из народа задавал вопрос «на засыпку»: а ты за кого, за большевиков али за коммунистов? Не зря задавал, с большим знанием дела. Крестьянство лихой поры 1919 года различало чётко: «Советская власть та, которая дала крестьянам землю, бросила лозунг «грабь награбленное». Это сделали большевики. А та власть, которая проводит продразвёрстку, не отдаёт всю помещичью землю крестьянам, а строит совхозы, коммуны, – это власть «коммуны», власть не большевиков, а коммунистов». Отсюда крестьянин и делал вывод: «Мы за большевиков, но против коммунистов». За власть вольных советов без коммунистов и выступал знаменитый батька Махно.
Знаменитый. Но всё же напомним. Нестор Иванович Махно (1889, Гуляйполе – 1934, Париж) – лидер анархистско-крестьянского движения на Украине в Гражданскую войну 1918 – 1921 годов. Из отечественных книг и кинолент представал перед нами маниакально-вероломный карлик, преследующий одному ему ведомые интересы. И поочерёдно коварно предающий интересы то красных, то белых, то петлюровцев, то анархистов…
В предлагаемой книге авторы максимально далеки от литературщины и мифологем. Представлены самые различные точки зрения на личность и судьбу Махно – как его приверженцев, так и противников. С опорой на большой статистический аппарат проведён тщательный анализ политической, социальной, экономической, этнографической ситуации в районе, где батька пользовался максимальной поддержкой населения. Беспристрастно даётся оценка таким явным качествам Нестора Махно, как лидерство, бесстрашие, воля, полководческий талант, оперативно-тактическое чутьё. Всё это, дополненное «простой» народной смекалкой, сделали из него, пусть на время, народного любимца и яркого военачальника.
Смутные времена на Руси всегда извлекали из недр народа личности незаурядные. Тому подтверждение – судьба Нестора Махно, батьки Махно.


Александр ЯКОВЛЕВ

Искусство речи

Юрий Рождественский.
Принципы современной риторики.
– М.: Флинта, Наука, 2005. – 176 с.


Юрий Рождественский (1926 – 1999) вернул в лоно науки русскую риторику, которая была у нас в забвении более ста пятидесяти лет. «Принципы современной риторики, как пишет во вступлении В.А. Аннушкин, – своеобразное риторическое завещание Рождественского, где в компактной форме сконцентрирована суть не только новой риторики развитого информационного общества, но кратко представлена новая философия языка, требующая осознания новых форм речи и правил, которыми движется современное развитие культуры и общества». Это ещё и популярное введение в более сложный мир проблем, которые всей своей деятельностью решал Юрий Владимирович. Много места уделено культуре как источнику противоречий, социальным разногласиям и поискам их устранения. Основой для разрешения конфликтов, поражающих современное общество, автор полагает духовную мораль, расширяя её до экологической морали. Ныне средства массовой информации поддерживают аморализм как коммерческую данность, поэтому общество нуждается в защите от корыстно ориентированной речи. Новая риторика есть речевая организация личных и общественных усилий, которые способствуют нахождению истины в сфере идей и дают эффект долговременного успеха.
Очень важно учение Рождественского о стиле, включая и «стиль жизни». Каждое новое поколение подвергается соблазну создать свою, облегчённую культуру в противовес традиционной «бездне познания»: «Стиль – всегда определённая мера культурного невежества». Парадокс? Нет, это положение подтверждается всей практикой постмодернизма со всеми его ответвлениями. Хотя ещё большим невежеством может стать скороспелая канонизация «новых стилей» деловитыми филологами.
Если на закате ХХ века выходу в свет новым продуктивным идеям мешало догматическое мышление (что ещё за риторика?!), то сейчас даже успешному развитию культурного рынка мешает убого понятый рынок. Мудрые книги достойны большего тиража.


Вячеслав КУПРИЯНОВ

Бессмертная каша

Елена Черникова.
Зачем?
:
Роман.
– М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. – 318 [2] с. – (Городской роман).

Если бы этот роман написал Пелевин, если бы он был издан с помпой рекламных кампаний, в многообещающем переплёте – стал бы бестселлером. Но уж слишком похож покетбук с женским силуэтом на мягкой обложке на дамский роман.
А содержание опровергает видимость. Хотя и не на все сто – первое впечатление ещё скажется.
Сюжету Пелевин и в самом деле мог бы позавидовать: в некоем научном институте изобретают вакцину бессмертия, испытывают её на крысах и людях. Эксперимент выходит из-под контроля, и в России начинается эпидемия. Эпидемия бессмертия, передающегося через кровь. Тут есть, где разгуляться фантазии писателя. Что ждёт носителей «вируса»? «Вставят мне в вену катетер и будут постоянно брать кровь. Я как таковая, Мария Ионовна Ужова, никогда больше не буду нужна кому бы то ни было, поскольку моя ценность необратимо изменилась». А каковы осложнения? Заражённые бессмертием перестают нуждаться в еде, сне, у них открывается ясновидение, появляется способность летать, в том числе и в открытом космосе. Срезанные ногти и волосы можно только уговорить не прирастать обратно, и то, предварительно упаковав их в герметичный контейнер. Впрочем, у всех осложнения свои: какие разовьются, зависит от свойств души. У кого рога вырастут, кто от собственных экскрементов избавиться не может.
Последствия? «Корову не зарежешь – говядину не получишь… Земля покроется шевелящейся бессмертной кашей, в которой перепутаются киты, муравьи, люди, бабочки…»
Задумка – оригинальная, воплощение интересное. И всё-таки есть в этой ненаучной фантастике что-то сугубо женское. А именно – легкомыслие. Если герои, получившие бессмертие, невнятно, но хоть как-то ответили себе на вопрос «зачем?», то читатели остаются после прочтения со многими «почему?» Не всё продумано автором до мелочей. Романные линии обрываются, персонажи появляются и исчезают. Для фантастики – маловато логики, для притчи – ясно сформулированной морали. Просто захватывающая фантасмагория, никого ни к чему не обязывающая. Лишних бессмертных лишает бессмертия некая загадочная «мусоросборка», которую, в свою очередь, побеждает не кто иной, как Ленин. Не зачем и не почему. У революционных матросов нет вопросов.


Надежда ГОРЛОВА

 
  ©"Литературная газета", 2003;
  при полном или частичном
  использовании материалов "ЛГ"
  ссылка на www.lgz.ru обязательна.
  E-mail web- cайта:web@lgz.ru
Дизайн сервера - Антон Палицын  
Программирование сервера -
Издательский дом "Литературная Газета"