На главную страницу
ПАНОРАМА
№29 (5932) 16 - 22 июля 2003 г.

СОБЫТИЕ 15 ЛЕТ ТРИУМФА

Фестиваль Владимира Спивакова в Кольмаре

Вот уже не одну неделю газетные страницы и телеэкраны заполнены информацией, похожей на сводки с поля боевых действий. Притом об отступающей армии: оставлен этот город, и этот, и еще вот этот... Мелькают названия городов, уже сдавшихся на милость победителя или готовых сдаться, ибо все средства борьбы, похоже, исчерпали себя. Каждому ясно: речь о городах, связанных в сознании миллионов людей с фестивалями искусств, которые там проводятся. Журналисты подсчитали: всего их во Франции (не городов, а фестивалей) около шестисот только в летний сезон – цифра невероятная! У иных давняя всемирная слава. О театральном Авиньонском не говорю: по уровню планки и по престижности ему нет в мире равных. Но и другие не из слабых: фестиваль современного искусства в Марселе, фестиваль современного танца в Монпелье, фестиваль музыкальных театров в Экс-ан-Провансе, да мало ли... Не состоятся! Или в лучшем случае понесут гигантские потери, не только, разумеется, материальные. Сорваны и не фестивальные, а “рядовые”, репертуарные спектакли в Парижской опере, в Марсельской...

Искусство оказалось заложником у технического персонала и у массовки – все они объединены понятием “временные работники”, то есть, по-нашенски, “внештатники”. Получают билетеры и рабочие сцены столько, сколько у нас не снилось и ведущему артисту ведущих театров страны, правда, пока работают. Зато, отработав – при грубом округлении – два полных месяца в году, им положено потом в том же размере пособие по безработице ещецелый год. Казна изнемогает от этих выплат и попробовала их чуть сократить: платить пособие не год, а “всего лишь” восемь месяцев, но в большем размере. Куда там!.. Вакханалия французских забастовок, не имеющая аналогов ни в одной стране мира и сладострастно раздуваемая всем левым политическим спектром, захватила теперь даже весьма привилегированный по своему социальному статусу и реальным правам мир искусства. Только искусства ли? Серьезные аналитики утверждают, что тон задают “примазавшиеся”, люди, искусству абсолютно чуждые, – лентяи и крикуны. Ну право же, кто из тех, для кого театр не сезонная барахолка, мог бы позволить себе осадить великую Ариану Мнушкину, пытавшуюся урезонить бузотеров, напоминая им о служении искусству и о театральном братстве, осадить ее окриком: “Сколько вам заплатили за эту речь?”

И все же чудо возможно. Не у всех поехала крыша. Как приятно писать не о провалившемся, а о состоявшемся фестивале, где не нашлось, по счастью, зычных смутьянов и где торжествовал истинный дух культуры! В данном случае музыкальной.

Международному музыкальному фестивалю в Кольмаре, чьим художественным руководителем является Владимир Спиваков, 15 лет. Авторитет этого фестиваля непререкаем: его отличают безупречный вкус, широта диапазона, точность отбора, высочайший исполнительский уровень. И еще уровень аудитории: старинные соборы Сен-Матье и Сен-Пьер, превращенные в просторные концертные залы, каждый вечер заполнялись до отказа интеллигентнейшей публикой – не только любителями, но и ценителями серьезной музыки. Серьезной в смысле подлинной, ибо все остальное просто не музыка...

Благодаря исключительному географическому положению этого феноменальной красоты средневекового города (сердце Эльзаса!) концерты могли посещать меломаны не только из Франции, но и Швейцарии, и Германии: их привозили сюда целыми автобусами, а индивидуальный транспорт – тот просто заполнил все городские стоянки.

На этот раз фестиваль был посвящен одному из самых крупных композиторов современности – поляку Кшиштофу Пендерецкому, который отмечал здесь свое грядущее 70-летие. Исполнялись основные его произведения, созданные в разных музыкальных жанрах. За дирижерским пультом стоял и сам автор. Но по давней традиции фестиваля широчайшим образом были представлены не только виновник торжества и его соотечественники, а еще и композиторы разных стран и народов, чьи произведения, подчас незаслуженно забытые, отобраны Спиваковым. По его же признанию, подчас неведомые даже ему самому, как, например, реквием Керубини, партитуру которого и маэстро, и оркестр, и хор увидели впервые чуть ли не перед самым концертом. Можно поручиться: никто из слушателей ни за что не смог бы этого заметить...

Конечно, “повинны” в этом сами музыканты: их профессионализм выше всяких похвал. Сменяя друг друга, в фестивале участвовали Российский национальный оркестр (Михаила Плетнева), Национальный симфонический оркестр Литвы, Варшавский и Краковский оркестры, Московский академический хор Виктора Попова, много камерных составов из разных стран. Ими дирижировали Владимир Спиваков (который присутствовал в концертной программе и в качестве скрипача), Александр Ведерников, Джон Аксельрод, Петр Андержевский (сидя за роялем, как солист-виртуоз), Антони Вит. Среди солистов блистали еще наши Александр Гиндин, Татьяна Васильева, Борис Андрианов, болгарин Эмил Наумов, венгр Андраш Шифф, литовец Давид Герингас, кореянка (теперь скорее американка) Чи-Юн и еще много других мастеров, по достоинству оцененных взыскательной публикой. Нелишне отметить, что многие из них еще раньше прошли испытание публикой московской – и как участники Конкурса имени Чайковского, и как концертанты.

Но вряд ли будет ошибкой сказать, что истинно звездным был тот день, когда Спиваков и его фонд представили молодые российские дарования – детей и подростков из разных городов постсоветского пространства: пианистов Эвангелию Делизонас и Викторию Мартиросян, скрипачей Александру Сумм и Романа Кима, саксофониста Евгения Новикова, аккордеониста Никиту Власова, ударника Ростислава Шараевского, балалаечника Илью Петрова.

Молодые дарования, которые выращивает Фонд Спивакова, уже не раз выступали на разных концертных площадках, совсем недавно их слышали и в Париже. Участие же в этом фестивале – событие особое. Здесь они были на равных с мировыми знаменитостями и имели не умилительно-снисходительный, а полный успех без всяких скидок на возраст. Так, была представлена европейской публике еще одна визитная карточка современной России, вне политики и вне дешевого пиара. И так в укор демагогам был продемонстрирован “другой”, то есть истинный, патриотизм: деятельный, а не болтливый.

Аркадий ВАКСБЕРГ, соб. корр. “ЛГ”, КОЛЬМАР–ПАРИЖ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
МИР И МЫ
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ПАНОРАМА
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПОРТФЕЛЬ"ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ПАНОРАМА:

Аркадий ВАКСБЕРГ
СОБЫТИЕ 15 ЛЕТ ТРИУМФА

Валентина КОЖЕВНИКОВА
ПСКОВ – 1100!

Александр РЯЗАНОВ
ЧТО ДОСТОЙНО ПУШКИНА